НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



От мифа к источнику. Наталья Минина.

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

ОТ МИФА К ИСТОЧНИКУ

О том, почему Новосибирск должен вернуться к своим истокам и, самое главное, где они находятся, «Ведомостям» рассказала старший научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Наталья МИНИНА.

http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0625/d5/8da9d712f4dcf657fc3132c3a4dd58d5.jpeg

Обнаружены новые документы об истории Новониколаевска-Новосибирска: изначальный план застройки вместо стихийного заселения.
Новосибирск сравнительно молодой город, но в его начальной истории так много туманного, что оспаривается даже дата основания. Наше краеведение по-прежнему во многом питается мифами советской исторической науки: всё, что было до революции, либо плохо, либо переписано с точки зрения «свой-чужой». Победить эту косность — значит сломать сложившуюся систему, в которой как фундамент уже вкопаны столпы — «отцы-основатели», «нахаловки» и «стихийный» рост города. О том, почему Новосибирск должен вернуться к своим истокам и, самое главное, где они находятся, «Ведомостям» рассказала старший научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Наталья МИНИНА.

Земли Кабинета

Один из главных мифов о Новосибирске — город развивался стихийно, без определённого плана. Слово «стихийность» так прикипело к образу Новосибирска, что нужно очень постараться переосмыслить процесс пространственного развития города. У этого мифа глубокие корни: его начали создавать ещё в 1920 годах, а утвердился он в 1930-е благодаря Сибирской советской энциклопедии, которая представила шаблон зарождения города: у станции и моста возникло два рабочих посёлка, которые «стихийно росли, скоро соединились друг с другом и поглотили в себе бывший крестьянский посёлок, именовавшийся по имени одного из засельщиков Гусевкой». Что же имело место на самом деле, когда весной 1893 года начались строительные работы на Средне-Сибирском участке железной дороги?

http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0625/96/d6394cb5bdd0851074d842b909a85a96.jpeg

На фото: Строительство насыпи железной дороги с видом на планируемую базарную площадь и магазин Е.А. Жернакова, весна 1894 г.

Исследовательский интерес привёл Наталью Минину в Барнаул, в Государственный архив Алтайского края, где хранится большинство документов по ранней истории Новониколаевска как поселения, образованного на землях Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества. Территория округа простиралась от границы с Монголией и Китаем до южной границы нынешней Томской области, доходы от эксплуатации этих земель шли на содержание императорской фамилии, а часть вкладывалась в развитие этой территории: строились школы, больницы, инфраструктура, поддерживались новые поселения.

— С советских времен господствует точка зрения, что посёлок существовал неофициально, якобы царские власти его не признавали, а само расположение на кабинетских землях только препятствовало развитию поселка. Но документы выдают совершенно другое: в администрации Алтайского округа работали люди, наделённые государственным мышлением, которые вполне понимали значение Сибирской железной дороги для экономики региона и, соответственно, не могли препятствовать появлению посёлка, необходимого для обслуживания нужд железнодорожного строительства. Яркий пример: летом 1894 г. помощник начальника Алтайского округа, решая, что же делать с посёлком, заявил, что с проведением железной дороги «не более чем через 10—15 лет посёлок станет «одним из лучших городов в Сибири в торговом отношении». Собственно, в выстраивании отношений с посёлком исходили из этой перспективы, — говорит Наталья Минина.

http://i72.fastpic.ru/thumb/2015/0625/3d/_2c59c162a8535a9fb375c0bfa378943d.jpeg

Реконструкция первого «градостроительного» плана, утверждённого в сентябре 1894 года.

Кривощёковский посёлок, или «засёлок», как он значится по документам того времени, на правом берегу реки Оби вблизи строящегося моста, быстро растёт по обеим сторонам реки Каменки. В первый же год в нём насчитывалось до 300 усадеб и прошения о выделении земли поступают с нарастающей силой. Чиновник по сбору аренды Константин Бородухо в мае 1894 года сообщает (орфография сохранена): «…до 38 усадеб принадлежит собственно крестьянам села Кривощёковского, а остальные пришлым лицам разных сословий, как то мелким торговцам, купцам, промышленникам, рабочим и проч. Усадьбы означенных лиц, большая часть которых состоит из землянок и небольших изб, построены без всякого порядка и соблюдения правил строительного уставов, очень скученно, причём в поселении этом не оставлено не только свободных мест для улиц и проулков, но и надлежащих разрывов между постройками, поселение это в пожарном отношении представляет собою верх опасности…»

http://i71.fastpic.ru/thumb/2015/0625/05/_95d4783e19ef9ace8e041c717d17bc05.jpeg

Самовольное заселение в посёлке было официально запрещено летом 1894 года по распоряжению начальника Алтайского округа Василия Ксенофонтовича Болдырева, а в сентябре того же года был утверждён первый план застройки поселения. Владельцы домов, нарушающих планировку, должны были их переставить в соответствии с планом. Авторами стали чиновники Алтайского округа М. Сергеев, К. Бородухо и межевщик Пеньковский. Документ содержал планировку улиц, переулки и торговую площадь в центральной части посёлка. В каждом квартале располагалось до 20 усадеб по 250 кв. сажень каждая, или по нынешнему 10 соток. Жилая усадьба сдавалась в аренду по 1 руб. в год, торговая была дороже, а на усадьбы, которые пользовались большим спросом, устраивались торги. Тем не менее двумя годами позже томский губернатор указал Болдыреву на скученность и «малый размер» усадеб, которые «соответствуют лишь малоземельным местностям».

По плану 1894 года сформировалась Закаменская часть, причём началось и формирование Центральной части. В том месте, где сейчас улицы Кривощёковская и Мостовая с прилегающей территорией автовокзала, планировалась первая базарная площадь. Сам план, увы, не сохранился, но на авторской реконструкции, созданной по целому блоку архивных данных, хорошо видны ровные линии улиц — порядок, заложенный в самом «фундаменте» города. Более того, и сейчас современный Новосибирск, сам того не зная, живёт по лекалам, созданным в 1894 года.

Кривощёковский след

Животрепещущая страничка истории города связана с селом Большое Кривощёково и его выселком на правом берегу. Появился город — и не стало старейшего села, центра большой волости. Официально село Кривощёково числилось тогда как находящееся по обе стороны реки. Жители правобережного Кривощёковского выселка — пришлые крестьяне из европейской части страны, обосновавшиеся здесь в далеком 1877 году. К началу строительства Транссиба в выселке было всего 33 двора. Практически все они, как и село Большое Кривощёково на левом берегу, попали в зону отчуждения железной дороги, и крестьянам было предписано убрать свои дома и переселиться на «гору», где сейчас находится Горский жилмассив, либо вверх по Каменке, в район современного Гусинобродского рынка. Железнодорожное ведомство за снос выплачивало компенсацию.

— Сюжет, связанный с Кривощёково я называю «кривощёковским следом» в истории Новосибирска и считаю, что эта деревенская история придаёт некий колорит нашему буржуазному городу. Историки давно поделились на два «лагеря»: тех, кто связывает историю Новосибирска с Кривощёково и тех, кто ведёт отсчёт исключительно со строительства Транссиба, — рассказывает Наталья Минина. — Но город здесь образовался бы в любом случае, с селом или без него – уж очень удачным оказалось место мостового перехода. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь, и нужно помнить, что Кривощёково было одним из старейших поселений новосибирского Приобья и когда-то имело весомое значение для этого региона. Считается, что планировочная структура сохраняется надолго, даже если исчезают такие объекты, как дома. Так вот Кривощёково, несмотря на то, что 120 лет назад оно стало глобальной строительной площадкой, до сих пор просматривается на снимках из космоса. На популярном интернет-форуме «Новосибирск в фотозагадках» несколько лет назад обсуждалась тема местонахождения села. Соединив спутниковые снимки с историческими картами из Алтайского архива, была обнаружена кривощёковская церковь, вернее, то, что от неё осталось, — часть фундамента из бутового камня. Сама церковь, как известно, была заблаговременно перенесена в деревню Бугры. Форумчане побывали на месте — удостоверились в правильности своих выводов, обратились к властям, но не получили должного отклика, и в результате сами установили крест, чтобы визуально обозначить место. По-моему, это уникальный случай, ведь мегаполис поглотил много сёл-деревень, и от них остались в лучшем случае устные предания. Я уверена, что такие осколки седой старины в границах города необходимо сохранять, в противном случае мы беспощадно обедняем нашу историю.

Возвращаясь к Новониколаевску, мы увидим, что и здесь кривощёковцы изрядно «наследили». Две улицы на карте города — Кривощековская и Мостовая — выбиваются из общего строя. Это и есть ещё один «след» былой крестьянской истории: как уже говорилось, из зоны отчуждения на рубеже 1893—1894 годов сюда перенесли свои дома жители Кривощёковского выселка, как сами они писали: «… Разбили заселок в две улицы, по 20 сажен в виду несчастного случая, то есть пожара…». Однако чиновники Алтайского округа настаивали на выселении крестьян. Основанием был, в первую очередь, совсем не сельский статус нового посёлка, кроме того на этом самом месте была запланирована базарная площадь. Но крестьяне, смекнув, что на строительстве дороги можно заработать, переезжать не торопились. Целый год шла переписка: чиновники требовали переезда, крестьяне отвечали, что денег нет, просили защиты у томского губернатора, а тем временем сдавали часть своих усадеб купцам. К маю 1894 года здесь действовало полтора десятка торговых точек, которые открыли купцы, чьи фамилии нам прекрасно известны ― братья Жернаковы, Суриков, Маштаков, торговый дом «Толоконский и Рубанович». Крестьяне так и не перенесли свои дома с «насиженных мест», и планировка первой базарной площади осталась лишь на бумаге. И сейчас район автовокзала ― единственная «нахаловка», дошедшая до нас со времён первоначального заселения города.

Колыванские купцы, в том числе Евграф Жернаков, обратились к властям с просьбой разбить другую базарную площадь, к северо-западу от прежней. Прошение было удовлетворено, и весной 1895 года в районе нынешней площади Свердлова появилась Старо-Базарная площадь. Купечеством были арендованы самые дорогие участки, а позже здесь появились знаменитые особняки Маштакова (здание с луковкой), Сурикова, Жернакова (последний не сохранился). В районе площади были самые дорогие усадебные места, которые сдавались с торгов, и получалось, что одновременно кто-то платил за свои 10 соток 1 рубль в год, а кто-то – все 200.

Дальновидный Бородухо

Разработка плана вызвала дискуссию между чиновниками: чиновник Бородухо увидел недостатки в плане Сергеева: тот разбил местность по оба берега Каменки как единое пространство, что, на взгляд Константина Бородухо, было в корне неверно. Он предложил, чтобы улицы Закаменки не продолжали линии улиц центральной части, а шли параллельно Оби с учётом существующего рельефа. Поправки эти руководство Алтайского округа приняло к исполнению. Получается, Бородухо предугадал магистральное направление на юг, хотя в то время здесь не существовало иных дорог, кроме Каменской, а в село Бердское ездили по левобережью.

Неслучайны и названия первых закаменских улиц ― Павловская, Сузунская, Змеиногорская, Гавриловская, Гурьевская, Локтевская, Зыряновская, унаследовавшие свои имена от заводских посёлков и рудников Алтайского округа.

Изложенные факты говорят об очевидном значение плана 1894 года. Посёлок быстро рос, и летом 1896 года был разработан более масштабный план, получивший известность как «план межевщика Кузнецова», который, кстати, до сих пор считается первым в истории Новосибирска. Он объединил Ново-Николаевский посёлок и станцию Обь в один населённый пункт и, таким образом, стал логичным развитием плана Сергеева―Бородухо― Пеньковского.

Марина ШАБАНОВА

Фото Валерия ПАНОВА

+2

2

[взломанный сайт] Наташа, браво!
Очень интересно.
Ты нам это уже рассказывала на одной из встреч, но радует, что это теперь есть в печати.

0

3

Olga написал(а):

Очень интересно

Присоединяюсь! Спасибо огромное Наташе и Оле за просвещение!

0

4

Спасибо! Но главный удар по мифам еще впереди! Краеведческий музей готовит издание исторического альбома, в который войдут фотографии, в том числе не публиковавшиеся, карты и архивные документы. Пока ограничимся первым 10-летием - по 1903 год.

+3

5

Очень интересно, спасибо!
Но на мой взгляд, статья противоречива. Укажу на два момента:
1. Если поселок (город) возникает не стихийно, а строится по плану, то план появляется прежде посёлка. Здесь же (цитирую): "...Усадьбы означенных лиц, большая часть которых состоит из землянок и небольших изб, построены без всякого порядка и соблюдения правил строительного уставов, очень скученно, причём в поселении этом не оставлено не только свободных мест для улиц и проулков, но и надлежащих разрывов между постройками, поселение это в пожарном отношении представляет собою верх опасности…». То есть сначала была самовольная застройка как попало, и лишь потом - план.
2. Кабинет НЕ знал, что делать с посёлком - это следует из текста же. Цитирую: "...летом 1894 г. помощник начальника Алтайского округа, решая, что же делать с посёлком, заявил, что с проведением железной дороги «не более чем через 10—15 лет посёлок станет «одним из лучших городов в Сибири в торговом отношении".   Если бы Кабинет планировал посёлок заранее, он бы не решал, что с ним делать через год после возникновения.

Но вот то, что существовал план 1894 года, включавший Закаменскую часть - очень интересно действительно.

+2

6

Бронирую один экземпляр альбома

+1

7

Ольга ПР написал(а):

Присоединяюсь! Спасибо огромное Наташе и Оле за просвещение!

Уточняю автор этой статьи у нас на форуме зарегистрирован.

0

8

brombenzol написал(а):

Но на мой взгляд, статья противоречива. Укажу на два момента:

Не всё так черно-бело.
1. Посёлок застраивался и планировался одновременно. От крестьянского самостроя, который уже был к системе. Быстро спохватились. Важно показать, что посёлок не был пущен на самотек.
2. "решая, что же делать" - как раз тот рабочий момент, а не стратегия

+1

9

Палыч написал(а):

Уточняю автор этой статьи у нас на форуме

Я знаю! И автору тоже спасибо!

Отредактировано Ольга ПР (25-06-2015 19:57:27)

0

10

Я ещё только осваиваюсь на форуме, изучаю правила, но очень рада оказаться в такой компании. Снимаю шляпу перед тем, как глубоко вы копаете

+1

11

Наташа действительно проделала огромную работу. Без чьей-либо помощи, а то и вопреки

+1

12

Марина Шабанова написал(а):

как глубоко вы копаете

Марина, не только глубоко, но и широко, и далеко. https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-3.gif
Цветы - Даме!:)

0

13

Марина Шабанова написал(а):

Наташа действительно проделала огромную работу.

Она у нас такая - Звездочка.:)

0

14

Комментарий на статью:

Вл. Зверев написал(а):

Цитирую: "Победить эту косность — значит сломать сложившуюся систему, в которой как фундамент уже вкопаны столпы — «отцы-основатели», «нахаловки» и «стихийный» рост города". Ломать, как известно - не строить. "Косность" - это фундаментальные труды Л.М. Горюшкина с коллегами? Думаю, пока заслуги "новых краеведов" не настолько велики, чтобы их авторы могли считаться "победителями". И вообще лучшая стратегия в данном случае - не ломать, а уточнять, дополнять, корректировать.

0

15

golod написал(а):

Посёлок застраивался и планировался одновременно.

и эта традиция дошла до наших дней :)

Отредактировано Александр77 (29-06-2015 18:59:59)

0

16

Valer54 написал(а):

Комментарий на статью:

да, нелестный комментарий. Но мне ответить даже нечего, потому что комментарий не по сути, а из области "ты меня не уважаешь". Вступать в такие дебаты считаю неразумным. Тем более, критикуется цитата журналиста, а не "нового краеведа") Но для меня неприятно, что это высказывание историка - единственного, насколько я знаю, кто публично признал, что в начальной истории города дефицит источников. Вот здесь, например http://www.prometeus.nsc.ru/gorod/history/zverev99.ssi

+1

17

Natalya написал(а):

потому что комментарий не по сути, а из области "ты меня не уважаешь". Вступать в такие дебаты считаю неразумным.

Вот именно. Если фундамент, созданный Горюшкиным Л.М. с коллегами не выдерживает груза новой информации и на глазах рассыпается, то его надо переделать. Надо сказать спасибо за труды и идти дальше. Что толку петь дифирамбы "фундаментальным трудам", если они себя уже частично изжили.

+2

18

Ольга,  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

brombenzol написал(а):

Но на мой взгляд, статья противоречива. Укажу на два момента:
1. Если поселок (город) возникает не стихийно, а строится по плану, то план появляется прежде посёлка.

Это вопрос хороший. Я сама его себе задавала, и вот к чему пришла. Наш город не мог появиться по плану исходя даже из того, что в России в то время не просчитывали экономические последствия постройки Транссиба. А многие из гос. мужей были уверены, что вообще строят в убыток. Как нам всем известно, предки очень сильно ошиблись. Если не знали, как аукнется ж.д., тогда что говорить о будущих городах? Как можно вообще загодя планировать города у дороги, которой еще нет, представьте себе? Но, кстати, ведь самовольно у нас здесь селились только артельщики, крестьяне и проч., но кадровые на строительстве моста строили себе жилье, конторы - по договоренности с Алт. округом. Так что факт самовольщины не такой уж "всеобъемлющий". И кстати, ту же землю ж.дороге отчуждали уже после строительства, когда все границы были ясны.
Еще упомянутый академик Горюшкин писал, что города, образованные в период бурного развития капитализма, не имеют основателей, они появляются в системе существующих отношений, в том числе - в результате государственной политики. Я вполне с этим согласна. Наш город образован закономерно, но никак не стихийно. (вроде что-то подобное я в какой-то теме уже писала)

0

19

brombenzol написал(а):

Кабинет НЕ знал, что делать с посёлком - это следует из текста же. Цитирую: "...летом 1894 г. помощник начальника Алтайского округа, решая, что же делать с посёлком, заявил, что с проведением железной дороги «не более чем через 10—15 лет посёлок станет «одним из лучших городов в Сибири в торговом отношении".   Если бы Кабинет планировал посёлок заранее, он бы не решал, что с ним делать через год после возникновения.

Чтобы все было понятно, вот документ, полностью. Как говорится, с сохранением стиля. Только запятые кое-где - мои.
23 июня 1894 года. Доклад начальнику Алтайского горного округа генералу В.К. Болдыреву
В виду поступивших в Главное Управление ходатайств разных лиц об отводе им участков земли на правом берегу Оби напротив села Кривощековского вблизи полотна строящейся железной дороги как под усадьбы, так и разного рода торговопромышленные заведения, Земельной частью Главного Управления было поручено Чиновнику по сбору аренды Бородухо осмотреть на месте просимые участки и определить не входят ли они в предполагаемую полосу отчуждения для надобностей железной дороги, а также находятся ли они в боровой местности, распоряжение которой принадлежит непосредственно Главному Управлению, или за пределами таковой, где занятие участков посторонними не принадлежащими к Кривощековскому обществу лицами может быть дозволено лишь с согласия того общества.
В исполнение этого поручения чиновник Бородухо при рапортах от 26 мая за № 240 и 241 представил в Земельную часть следующие сведения: на правом берегу реки Оби против села Кривощековского вблизи строящейся железной дороги по обеим сторонам реки Каменки в боровой местности уже поселились самовольно многие лица числом до 300 усадеб, из них до 38 усадеб принадлежит собственно крестьянам села Кривощековского, а остальные пришлым лицам разных сословий, как то мелким торговцам, купцам, промышленникам, рабочим и проч. Усадьбы означенных лиц, большая часть которых состоит из землянок и небольших изб, построены без всякого порядка и соблюдения правил строительного уставов, очень скученно, причем в поселении этом не оставлено не только свободных мест для улиц и проулков, но и надлежащих разрывов между постройками, поселение это в пожарном отношении представляет собою верх опасности, так как при положительном отсутствии каких бы то ни было разрывов между постройками в случае пожара может быть уничтожено сплошь. В видах установления надлежащего порядка чиновник Бородухо находит необходимым эту усадебную местность разбить на правильные кварталы и усадебные места и отдавать последние в аренду желающим, а лиц ранее самовольно поселившихся там принудить перенести свои постройки и усадьбы на указанные им вновь места по разбивке кварталов и улиц.
По рассмотрении вышеизложенного, находя, с одной стороны, что совершенное выселение упомянутых выше лиц с самовольно занятых ими участков невозможно, так как поселение это положительно необходимо для надобностей строящейся железной дороги и Обского моста как главным образом для жилищ рабочих, занимающихся постройкой, так и для усадеб и заведений торговопромышленного люда в видах удовлетворения разных жизненных потребностей рабочих и железнодорожной администрации, сдругой же стороны, будучи уверен, что в недалеком будущем с открытием Сибирского железнодорожного пути пункт пересечения железною дорогою главного водного пути Сибири – Оби будет иметь большое значение в торгово-промышленном отношении и почти безошибочно можно сказать, что на месте ныне существующих села Кривощековского и выселка его на правом берегу Оби не более как через 10-20 лет образуется один из лучших городовСибири в торговом отношении, я полагал бы теперь же позаботиться о правильном размещении усадеб и других построек во вновь образуемом поселении разбивкою всей прилегающей в означенном пункте к полотну железной дороги местности на правильные кварталы и усадебные участки, как пишет о том чиновник Бородухо и ныне же, не допуская дальнейшего беспорядочного заселения там, принять следующие меры к установлению должного по сему предмету порядка: означенную выше местность как боровую принять в непосредственное распоряжение Главного Управления, обмежевать ее и разбить на правильные кварталы, улицы и проулки с нарезкою возможно большего числа усадебных мест в виду постоянно возрастающего спроса на эти места, но с тем, чтобы таковые были мерою 10 саж. по улице и 25 вглубь, а всего 250 кв. саж., для означенной цели немедленно командировать межевщика Пеньковского из г. Колывани; затем, когда разбивка будет произведена, то предложить самовольно построившимся ранее перенести в линии по кварталам, а при несогласии их на добровольное перенесение, о принудительном выселении их с самовольно занятых ими мест просить содействия административной власти.Независимо сего я полагал бы ныне же просить распоряжения Г. Томского Губернатора как о выселении жителей села Кривощековского с самовольно занятых ими мест в означенном поселке и о безусловном воспрещении новых поселений в том месте без разрешения Главного Управления, так и предупреждении лиц разных сословий живущих в означенном поселке, чтобы они по разбивке правильных кварталов и усадебных мест, немедленно подчинились бы требованию Главного Управления о перенесении усадеб и построек на указанные им места в видах восстановления порядка и соблюдения противопожарных правил. В то же время предложить чиновнику Бородухо по перенесении упомянутых усадеб и построек на новые места обложить владельцев их арендною платой за усадьбы таксою по 1 руб., а об обложении торговых и промышленных заведений представить предварительно на утверждение Главного Управления подробные сведения о размерах обложения каждого из них. О вышеизложенном имею честь представить на благоусмотрение Г. Начальника Алтайского округа. Помощник Начальника округа по Земельной части Е. Недзвецкий.
Резолюция: Исполнить согласно доклада, содержание которого сообщить чин.раз. пор. (чиновнику разных поручений – Н.М.) Сергееву, которому мною поручено присутствовать в качестве депутата при выселении мерами полиции лиц, самовольно поселившихся вблизи Кривощекова на землях, принадлежащих К.Е.В. 24.VI.1894. Болдырев.

+2

20

Прочитала статью Вл. Зверева по ссылке Наташи (пост 16).
При всём уважении к Владимиру Александровичу, но уж очень "стихийность" въелась.

2) Весна - лето 1893 г. Стихийное возникновение в ядре будущего города двух изначальных ячеек - «Поселка при строительстве моста через р. Обь» и «Поселка при станции Обь».

О посёлке при станции Обь тут уж вообще перебор. Станция и посёлок при ней строились в рамках строительства железной дороги, здесь "стихийность" никак не привяжешь.

+1

21

Olga написал(а):

"стихийность" никак не привяжешь

Стихийность из разряда После зимы - лето После революции возник порядок:
Прошла зима, настало лето, –
Спасибо партии за это!
За то, что дым идет в трубе,
Спасибо, партия, тебе!

За то, что день сменил зарю,
Я партию благодарю!
За пятницей у нас суббота –
Ведь это партии забота!

+2