16 декабря 1922, суббота
Советская Сибирь, № 285, 16.12.1922, суббота
Киргизы-киреевцы
(Путевые наброски).
Главная линия Китайского Алтая тянется с севера на юг, проходит приблизительно вёрст на 200 восточнее Шарасуме и теряется верстах в 500 южнее, в пустыне Гоби. Западные отроги китайского Алтая теряются в Иртыше, а восточные сливаются с целой массой других гор. Восточнее главной линии хребта—владения киргиз-киреевцев, и среди них изредка вкраплены кочевки монгольских племён; полоса эта тянется вёрст на 500 от русской границы до пустыни Гоби. На запад от главной линии хребта, киргизы в перемежку с монголами, причем монгол больше, чем киргиз.
Получив предложение ехать в горы для ознакомления с условиями жизни и бытом киргиз-киреевцев, мы выехали по бодрящему холодку ещё задолго, до восхода солнца.
Ехать всего 45 верст, а лошадей прислали по 2 на каждого, спрашиваем: зачем это?
Нам отвечают:
— Хорошо, если по такой местности и две выдержат, а то ведь ехать будем до самого места без остановок.
Местность чудесная: горы, заросшие лиственной растительностью, цветущие долины, в которых бегут чистые, как хрусталь, ручьи.
Впереди громады Алтая с снеговыми вершинами, которые то скрываются, то снова вырастают перед глазами.
Поднимаемся все выше и выше: появляется хвойный лес.
Вдруг нам заграждает дорогу хребет, весь покрытый крупными валунами; объехать его нельзя, поднимаемся с большими трудами по зигзагообразной дороге—на верху хребта—.......... розоватого цвета.
К 4 часам дня мы приезжаем, наконец, в аул киргисского „бейса", в которому мы и ехали.
Аул стоит в горной долинке "Хан-да-гой-ты".
Внизу по долине бежит река „Хан-да-гой-ту", приток верховья Иртыша, который начинается тут же в „белках"; оба берега его покрыты богатейшей растительностью, а горы, окаймляющие долину—хвойным лесом.
Аул "бейса“ стоит на самом берегу реки в состоит из 14-ти юрт. Нам отвели юрту, в которой мы и прожили у „бейсы “ несколько дней. За это время нам удалось подробно познакомиться с историей, нравами, бытом, жизнью и хозяйством киргиз киреевцев.
В шестидесятых годах прошлого столетия под давлением русских переселенцев гонений и притеснений власти, орда киргиз в числе около 2000 юрт тронулась из нашей Каркарланской степи (коренного места своих кочёвок), по направлению к китайской границе, желая переселиться в Китай, что и было совершено ими, беспрепятственно.
Осев в нынешнем Алтайском (Шарасумском) округе, киргизы были вполне самостоятельны, что наблюдается и по сие время.
Власть китайцев над киргизами-киреевцами выражается только в том, что они ежегодно собирают с киргиз подати; управляются же киргизы вполне самостоятельно.
Система управления такова: в каждом ауле есть выборный старшина „занге“; несколько аулов соединенные в округ называются окурдайство, глава которого "окурдай".
Звание „окурдая" передается большей частью по наследству, хотя бывают случаи, что окурдаев и сменяют.
Не так ещё давно "бейс" был фактически главой всех окурдайств киргиз-киреевцев, но в настоящее время киргизы хотя и относятся к "бейсу" с большии уважением, и обращаются к нему за всякого рода советами, но власть, его носит только номинальный характер.
Суд выборный: состоит из одного судьи, при участии стариков и муллы, (священника).
Кстати о муллах: муллы тут стоят на высоте своего положения; почти что все они очень образованные (для своего народа) люди, пользующиеся большим уважением в народе. Муллы являются тут единственными разсадниками просвещения, занимаются с детьми, обучая их грамоте, истории и даже основным правилам математики.
Киргизы и тут не изменили своему вековому укладу жизни, остались теми же кочевниками, жизнь которых исключительно основана на лошадях и скоте (правда, киргизы тут последнее время начали засевать и немного хлеба, но видно, чти хлебопашество им не по нраву, и пройдёт вероятно ещё много времени, пока киргизы китайского Алтая будут настоящими хлебопашцами).
Постоянных зимовок у киргиз нет: зимой они раскидывают свои кочевки в долинах рек Иртыша, Крана, Бурчума и у берегов озера Улютур.
Скот и лошади всю зиму проводит на подножном корму, (сена тут не запасают) добывая его из под снега. Если случится гололедица—скот гибнет массами, что и бывает довольно часто.
По мере того, как корму не хватает, киргизы переносят свои кочёвки на другие места.
С наступлением весны, киргизы кочуют и перегоняют свои стада к подножью Алтая, и по мере того, как температура повышается, они вместе со стадами поднимаются все выше и выше и в июле их кочевки бывают у самых белков, а осенью спускаются все ниже и ниже.
За лето скот и лошади набираются сил и нагуливают свой жир.
Из живности киргизы держат: лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот — быков и коров, баранов и коз.
Лошади тут хорошие: выносливые, сильные, приспособленные, как для горных дорог, так и для переходов по степям и пустыням. Лошадь небольшого роста, прекрасно сложена, с очень небольшими, но крепкими, как сталь, копытами (ковки тут лошади не знают). Лошади эти цепки и ловки, как козы (когда ехали по обрыву, сбоку была пропасть, но лошади ступали так уверенно и крепко, что не нужно было ими управлять).
При подъеме на отвесные перевалы и при спуске с них, киргизы с лошадей не слезают — лошадь вынесет.
Киргиз-киреевец без лошади представляет из себя то же, что европеец с отрезанными ногами, ибо пешком киргиз совершенно не ходит, даже такое маленькое расстояние как 200—300 сажен киргиз обязательно едет верхом.
Сёдла, уздечки и прочая сбруя у киргиз, как у бедных, так и у богатых одинакового туземного типа и отличаются только тем, что чем богаче киргиз, тем больше у него на седле и на уздечке прилеплено, где нужно и где не нужно, серебра и прочих украшений. В упряжи тут лошади не ходят, благодаря гористой местности и грузы перевозятся вьючным образом.
Из всего этого видно, какое громадное значение имеет для киргиза-киреевца лошадь; и не смотря на это, он лошади совершенно не ценит и, можно сказать, что, за ней не ухаживает.
Лошади тут круглый год предоставлены сама себе, ходят на подножном корму, а об зерне не имеют никакого понятия. Такое отношение к лошади мы объясняем обилием лошадей в крае.
Самая бедная юрта имеет от 3 до 10 лошадей, а богачи считают лошадей тысячами.
Кроме общей пользы, приносимой тут лошадью, она идет в пищу и считается едва ли не одним из лакомейших блюд, а из кобыльего молока изготавливается кумыс—священный напиток киргиз.
Верблюды разводятся исключительно двухгорбые.
Летом на них почти не работают (разве только навьючивают юрты при перемене места кочевки) и за это время они набираются сил, но зимой эти цари-пустыни незаменимы: на них привозят дрова, отвозят в город шерсть, кожи и проч. предметы своих излишков, отдают их, как бы в аренду, и они с кладью до 30 пулов на каждаго совершают путь в Монас (около 500 вёрст) и обратно.
Благодаря вековой тренировке, верблюды тут также пригодны для перевозок кладей по горам, как и по степям и и пустыням. Верблюд дает также и свою прекрасную шерсть, из которой приготовляются многие предметы домашнего киргизского обихода.
Правда, у бедных киргизов верблюды есть не у всех, но киргизы-середняки, насчитывают их у себя до 50 и даже до 100.
Быков в крае тоже много, довольно мелкие; разводятся они на убой в для перевозки тяжестей—в этом они для горных дорог незаменимы.
Навьючить на быка можно в среднем до, 5-ти пудов.
Количество быков, такое как и коров, в крае приблизительно равно количеству лошадей.
Бараны в крае разводятся курдючные, очень крупные.
Хорошие экземпляры весят до 2,5 пудов, особенно когда бараны достигают максимального накопления жира; бывают экземпляры, у которых количества жира в курдюке равняется 25 фунтам, а общее количество жира — до пуда.
Шерсть у здешних баранов грубая и пригодна только для выделки грубых сортов сукна, но количество её очень велико.
Склады гор. Шарасума, Бурчума и прочих торговых пунктов области прямо таки завалены шерстью.
Среднее количество баранов на юрту тут достигает от 50 до 100 штук, а богачи считают тысячами.
Интересно и важно проследить современные цены на скот и лошадей. Главными продуктами питания киргиз—мясо-и молочные продукты (хлебные продукты употребляются тут как лакомство и служит только достоянием богатых киргиз).
Вся расценка производится на кирпичный чай.
Баран и коза стоят от одного до 2,5 чаёв (плиток), в зависимости от возраста барана и времени года (количества жира).
Быки и коровы от 6 до 12 чаев.
Лошади от 15 до 35, а особенно выдающиеся экземпляры до 100 чаёв и более.
Верблюды от 25 до 50 чаёв.
Мясо киргизы употребляют главным образом баранину, а также мясо крупного рогатого скота и конину, из которой приготовляют колбасы и всякого рода копчения, называемое "казы". Молодая конина служит лакомством, и жеребята режутся или в высоко-торжественных случаях, или при приезде какого-либо уважаемого гостя.
Молочные продукты следующие:
- молоко,
- кумыс,
- курт, (сушеный творог),
- примчик (твёрдое, получаемое посредством выпаривания, молоко)
- айран (кислое баранье и козье молоко)
- кайман (густые сливки).
- Масло почти не употребляется в пищу, так как его заменяет тут сало.
Одеваются киргизы в белье, которое состоит из одной рубашки, (кальсон киртизы не носят) штанов из овчины „чамбир" и полушубка, открытого на груди и туго подпоясанного ремешком, который бывает большей частью о украшениями, ножом и ....вом.
Женская одежда почти такая же, только шаровары бывают не из овчины а из материи. Материалы, из которых шьётся белье—бязь, мата (грубая бумажная материя) и ситец.
На голове киреевцы и лето и зиму носят шапку, опушенную мехом. Шапка шьётся с ушами и полукругом для прикрытия шеи, называется она „малахай".
Киреевский "малахай" разнится от «малахаев» остальных киргизских племен тем, что верх у него совершенно конической формы с пучком перьев на верхушке; по этой шапке всегда можно отличить киреевца от других киргиз.
Обуваются киреевцы в кожаные сапоги с высокими каблуками, это одна из тех причин, которая мешает киреевцам ходить пешком.
На сапогах носят кожаные же галоши, которые обыкновенно снимаются при входе в юрту. Ковалось бы при таком "экономном" ношения белья, потребность мануфактуры должна быть очень не незначительна, а между тем потребление мануфактуры очень велико.
Чем же это объясняется?
А тем, что киргизы очень падки на мануфактуру и хотя мало ее носят, но зато много прячут в сундуки, которыми и считают свое состояние и сбережения.
Также очень большое потребление в крае и скобяных товаров приток которых идёт, главным образом из Совроссии.
Нравы киргиз-киреевцев очень оригинальны.
Мужчины ничего не делают, ездят целый день по своим друзьям „тамырам", осматривают скот, пьют кумыс и едят мясо; только изредка, разве, киргиз поедкт в Шарасуме что-нибудь продать или закупить для себя. Зато женщины неутомимые работницы—на них и держится вся юрта, скот и проч.
Интересен тот факт, что из одного только удальства, один род у другого угоняют целые табуны скота и лошадей, после чего десятки лет судятся и враждуют между собой. Законы киргиз-киреевцев носят очень жестокий характер. Китайским законом киреевцы хотя номинально и подчиняются, но фактически по ним не живут. По своей натуре киреевцы очень хитры, злопамятны и для достижения своих целей не останавливаются ни перед какими средствами.
С сильным киреевец ведет себя раболепно и униженно, но стоит только сильному ослабеть и киреевец первый воткнет нож ему в спину.
В отношении торговли, как Совроссии, так и киргизам-киреевцам очень выгодно навязать сношения, что уже и сделано.
В политическом отношении киргизы— киреевцы представляют очень благодарную почву.
Нигде почти нет такой разницы между бедняками и богачами, как у киреевцев—бедняк тут в полном смысле раб для богача.
Старики этого ничего не видят, но молодёжь как и везде идущая впереди жизни, начиняет прозревать и если нести работу в этом отношении, то многое можно сделать в смысле освобождения бедноты от гнета богачей.
Каково же отношение самих киреевцев в Совроссии?..
Китайцы, владетели края, стараются выжать из киргиз как можно больше пользы, но киргизы сопротивляются, не поддаются влиянию Китая.
Ясно, что такие взаимоотношения создают антагонизм; да и в культурном отношении, китайцы стоят немного выше киргиз.
О соседях киреевцев-монголах, говорить не приходятся потому, что те очень во многом стоят гораздо ниже киргиз, а в особенности в своём развитии.
Остаётся Россия.
Старую Россию—киреевцы не любили, она сделала их эмигрантами в своей стране—остается молодая Россия-Советская, которой киреевцы оказывают самое большое внимание из всех соседей, а молодежь так открыто начинает выражать Совроссии свои симпатии.
Сближение Совросии с киреевцами началось только в конце 1921 года и объясняется тем, что ему мешали оперировавшие там белые отряды, но теперь эти взаимоотношения крепнут, главная причина к этому—наша торговая связь с киргизами-киреевцами.
Локадо.
скан
Отредактировано alippa (16-12-2022 13:31:21)