НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Алтайская железная дорога

Сообщений 51 страница 78 из 78

51

Михаил Цененко написал(а):

там шрифт нечитаемый в таком скверном разрешении.

Так интереснее...
Есть повод проявить фантазию... )

Кстати, как-то попалось фото в интернете, но про него забыл, а сейчас снова попалось.
Мини-копия нашего путепровода на Мостовой: Путепровод (Мостовая / Серебренниковская)
Но это уже подъезжая к ст. Новоалтайск, на 194-м километре (у казармы 193 км).
Сделали без навесного пролёта.
Как-то везде по-разному делали, непонятно из каких соображений.
Но понятное дело, что согласно ранее утверждённому проекту, т.е. не самодеятельность какая-то.
Ну тут скорее для прохода, т.к. по обе стороны склоны.
Ладно, короче...

https://i.ibb.co/r6s4nxZ/m-194km.jpg

Отредактировано VECTOR (14-05-2023 22:15:52)

0

52

Повторюсь про водокачки Алтайской ж.д., фотографий которых нигде нет...
В Новосибирске она была на Водопроводной улице (предположительно), но от неё теперь не осталось и следа, а ближайшая на реки Берди затоплена при стройке водохранилища.
С барнаульской помощью поискали по линии, вроде как нашли чуть ли не единственное сохранившееся здание водокачки.
Может где-то и ещё сохранилось, конечно, но пока не знаю.

Можете посмотреть видео с Бийской ветви.
Можно сразу промотать на время 10:30, перед приближением к мосту через реку Большая речка, у рядом расположенной станции Большая речка и села Троицкое при нём: https://yandex.ru/maps/11254/troitskoe/stops/station__lh_9610614/?ll=84.659178,52.984292&tab=overview&z=14.04
Когда будет момент с мостом, то надо смотреть справа до появления белого домика на берегу - там и была водокачка.
А если проехать дальше до рядом расположенной станции Большая речка, то слева на 12:42 появится старая водонапорная башня, куда и качала водокачка.
Расстояние от башни до водокачки 1,15 км - примерно столько же, сколько было и у нас в городе на всех ж.д. водокачках.

Большой трубы для печи паровой машины насоса на берегу не видно.
Может и снесли, хотя она и не мешает, так что я предположу, что на Алтайской ж.д. установили не паровые машины в качестве двигателей, а нефтяные двигатели.
В России их тогда производили.
Так-то они лучше в пользовании, так как это обычный двигатель внутреннего сгорания, который можно сразу завести.
А для запуска паровых машин нужно было постоянно поддерживать в горячем состоянии котёл с водой, поэтому нужно было постоянно подбрасывать дрова в печку, чтобы она не остывала.
Лично я себе так представляю как это работало. Хотя, тут тоже большой вопрос в снабжении нефтью, особенно во время гражданской войны. Так что про нефтяные двигатели лишь предположение.

Поискал в интернете что-нибудь для подтверждения, что это именно водокачка, и нашёл сайт районной газеты Троицкого, расположенного рядом с этим мостом. В их газете как раз была статья про сохранившуюся у них башню на станции Большая речка: Водонапорная башня – свидетельница истории и символ села - Сайт газеты "На земле троицкой"
И там в конце статьи два комментария их местных жителей, один из которых подтверждает, что там была водокачка в этом здании на берегу:

Сергей
06 декабря 2021 в 15:07
Башню и мост, это все-таки разные сооружения и их строили очевидно разные мастера, а вот дом в сторонке от моста, где раньше была насосная, это один ансамбль, если так можно выразиться.
Я помню, как заправлялись паровозы, стояли гусаки. А паровозы таскали пассажирские поезда, в плоть до 70 года, возможно и 1971.
Уже пошли тепловозы, но они таскали грузовые поезда, а пассажирские, были под паром. Зрелище было впечатляюще. Чистый, черный паровоз с большой красной звездой и высунувшимися из окон машинистами подъезжает к вокзалу.
И это было вроде и не так давно, в 1969-1970.

Вот видео, короче.
Видно немного и нечётко на берегу справа у моста, но сколько есть.
Как и сказал, мотать на 10:30, а потом дальше будет башня.

Отредактировано VECTOR (20-05-2023 09:04:26)

0

53

Может кто знает, где на Нарымской улице была контора подрядчика С.С. Линд? (1-я вырезка)
Не знаю какой ещё вопрос можно придумать...

Что-то странно как-то про каменные карьеры написано во второй вырезке. Как будто карьер Борок не при делах оказался, да и карьеры вдоль речки Каменки.
Наверное, не полные данные написаны...

https://i.ibb.co/mFbGpT4/1.jpg https://i.ibb.co/hBG2QSH/2.jpg

Отредактировано VECTOR (30-05-2023 17:30:55)

+2

54

VECTOR написал(а):

Может кто знает, где на Нарымской улице была контора подрядчика С.С. Линд? (1-я вырезка)
Не знаю какой ещё вопрос можно придумать...

А вот другой вопрос возникает: почему разница в окладах врача и фельдшера - шестикратная. Много получал врач тогда, или сейчас - мало!?
https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/64706.gif

Отредактировано petrogradskiy (30-05-2023 17:46:21)

0

55

petrogradskiy написал(а):

А вот другой вопрос возникает: почему разница в окладах врача и фельдшера - шестикратная. Много получал врач тогда, или сейчас - мало!?

Как я думаю, фельдшер просто курсы заканчивал, а врач по-полной учился, так что разница во всяком случае будет, тем более, что в вырезке упомянутые врачи - именно заведующие участками.

Упомянутый в первой вырезке глава санитарной работы на Алтайской ж.д. - врач Пирусский: 9 фактов о докторе Пирусском и ЗОЖ в старом Томске

Отредактировано VECTOR (30-05-2023 20:34:19)

0

56

VECTOR написал(а):

Не знаю какой ещё вопрос можно придумать...

А что за газеты неизвестно?

0

57

golod написал(а):

А что за газеты неизвестно?

Ну там только ещё были сканы задних сторон этих вырезок, а названия газет подписаны не были.
Можно ещё раз глянуть, может где-то там и есть.
Они в деле в ГААК каком-то (не записывал) среди документов про отчуждение земель под Алтайскую ж.д.
Скорее всего не Томские газеты, а Барнаульские или Семипалатинские.

Отредактировано VECTOR (31-05-2023 11:24:18)

0

58

170. Отношение Главного Штаба Военного министерства министру Императорского Двора о целесообразности постройки железной дороги от Барнаула до Сибирской магистрали.

4 декабря 1900 г.                    Исх. № 64893

Инженер Югович докладной запиской ходатайствует о поддержке его предприятия - сооружения железнодорожной магистрали от одной из станций Сибирской железной дороги в районе Кузнецкого округа через Барнаул - Семипалатинск - Верный до Ташкента.

Не находя возможным возбуждать в настоящее время вопроса о сооружении упомянутой магистрали на всём её протяжении, я нахожу, однако, весьма желательным осуществление головной её части - до Барнаула, как пункта сбора 5 батальонов.

Полагая, что в соединении богатейшего Барнаульского округа железнодорожным путём с Сибирской магистралью заинтересовано также и вверенное Вашему Высокопревосходительству министерство,

имею честь покорнейше просить почтить меня уведомлением, не найдёте ли Ваше Высокопревосходительство целесообразным войти в сношение с министром путей сообщения и финансов о желательности проведения железнодорожной ветви от гор. Барнаула до ближайшей станции Сибирской магистрали.

За Военного министра, генерал-лейтенант Сахаров [подпись].

РГИА. Ф. 468. Оп. 23. Д. 1546. Л. 1, 1 об. Подлинник. Машинопись, делопроизводственные пометы, подпись-автограф.

©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с

***

0

59

VECTOR написал(а):

Они в деле в ГААК каком-то (не записывал) среди документов про отчуждение земель под Алтайскую ж.д.

это?
https://e.radikal.host/2023/05/31/BEZ-IMENI-2KOPIROVANIE.jpg

0

60

golod написал(а):

это?

Вот это: Ф. 4 Оп. 1 Д. 3223 Переписка с Кабинетом, начальником изысканий Алтайских железных дорог, Барнаульским городским головой, лесничими об изыскании земель под железную дорогу от станции Ново-Николаевск ло Семипалатинска с ветвью от г. Барнаула на город Бийск.

Посмотрел ещё раз, но там нигде не написано, так что и не понять откуда эти вырезки.
Там ещё есть несколько.
Только у одной маленькой вырезки там подпись, что она из газеты "Голос Алтая", но её подшивки нет, так что и не проверить. Может из других газет другие вырезки..
И оттуда же про врачей - Петроградскому.
Наш участок первый, наверное, правда что-то слишком далеко получается...

https://i.ibb.co/vVjNM7b/image.jpg  https://i.ibb.co/LJNL52Z/image.jpg

Отредактировано VECTOR (31-05-2023 16:45:56)

+2

61

VECTOR написал(а):

Ф. 4 Оп. 1 Д. 3223

Благодарю. Для ссылки хоть и не полно, но уже достаточно.

0

62

171. Ответ министра финансов С. Ю. Витте министру Императорского Двора В. Б. Фредериксу о строительстве железной дороги от Барнаула до Сибирской магистрали.

3 января 1901 г. Исх. № 54

Милостивый Государь Барон Владимир Борисович.

Вследствие письма от 18 декабря м. г. № 12799 по вопросу о разрешении инженеру Юговичу образования Общества для постройки и эксплуатации железнодорожной магистрали, соединяющей одну из станций Сибирской жел. дороги с г. Ташкентом через Кузнецкий округ, Барнаул, Семипалатинск, Сергиополь, Верный и Аулие-Ату, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство, что так как инженер Югович ставит одним из условий осуществления означенного предприятия дарование Правительственной гарантии весьма значительному (157 500 000 руб.) облигационному капиталу проектируемого им Общества, я, с своей стороны, не считаю возможным дать при этих условиях дальнейшее движение помянутому ходатайству инженера Юговича.

Покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство принять уверение в совершенном моём почтении и преданности.
Витте [подпись].

РГИА. Ф. 468. Оп. 23. Д. 1546. Л. 6. Подлинник. Машинопись, делопроизводственные пометы, штампы, подпись-автограф.

Верный и Аулие-Ата - сейчас города Алма-Ата и Джамбул в Казахстане.

©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с

***

0

63

VECTOR написал(а):

Повторюсь про водокачки Алтайской ж.д., фотографий которых нигде нет...
В Новосибирске она была на Водопроводной улице (предположительно), но от неё теперь не осталось и следа, а ближайшая на реки Берди затоплена при стройке водохранилища.

Пока только такие, не самые удачные, фотографии есть в наличии - выкладывал несколько лет назад в теме "Лесозаводы" и по такому случаю продублирую здесь. То, что это именно бывшая водокачка мне рассказывали работники "Большевика".

https://images.vfl.ru/ii/1674831808/ba87553b/38718974.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1674831808/eb236bc8/38718975.jpg

Снесено во второй половине июня 2008 года. Снимок с Google Maps 2004 года (обвёл место, где находилось).
https://sun9-62.userapi.com/impg/m-r6AiVeO9D-nmUFjNDP9O6_4LHnqWi2DWZ-1w/YfizQu-cfuw.jpg?size=1080x807&quality=95&sign=2242367981d156797be441babf5564a9&type=album

Оно стояло на возвышенности (рядом виднеется Лакокрасочный цех № 2, который был в высоту с трёхэтажный дом) и имелся очень глубокий подвал, приходилось туда спускаться как-то раз.

В 1980-х гг. там находился ремонт-строительный цех, а с самого начала 1990-х и до закрытия завода там была столовая. Не удивляйтесь современным пристройкам - они появились уже в 1990-х гг. Прямо к зрителю смотрит пристройка, где находился гардероб и мойка для посетителей, а левая боковая - вход для работников столовой (при этом правее от этого "предбанника" был заложен старый вход в здание), через него же заносили продукты при разгрузке из автобуса. Автобус заезжал на эту самую гору. Что было в правой пристройке - уже и не вспомню. Могу ошибиться, но вроде посуду там мыли. Под нужды столовой в подвале было овощехранилище и холодильные установки. С этой горы, когда мне было 7 лет, зимой один раз даже на снегокате катался.

За столовой (правее от здания) даже были погреба у работников завода (в том числе и у нас), но наш в 2002 году обвалился, у остальных, по-видимому, тоже - после 2002-го уже и не осталось от них следа.

P. S.
Очень вкусно готовили там, и с 1 по 3 класс после уроков постоянно там питался и уже только потом шёл домой😢

Отредактировано Иван (02-06-2023 15:18:41)

+1

64

Иван написал(а):

То, что это именно бывшая водокачка мне рассказывали работники "Большевика".

Да, благодарю.
Я примерно это самое здание и присмотрел ранее, когда делал прикидки в п.49 и когда рассматривал космоснимок 1965-го.
Было вполне понятно, что это здание должно быть где-то в конце Водопроводной улицы, само название которой говорит за себя.
И как я понимаю, здание водокачки состояло из двух примерно равных по длине частей, но у одной из частей крыша была где-то на полметра выше.
Думаю, что уже использовались двигатели внутреннего сгорания (нефтяные) для насосов, т.к. большой трубы топки паровой машины не видно, которая была как хотя бы на той водокачке 1912-го на берегу у Н-Главный, которую Ощепков успел заснять перед её сносом: https://vfl.ru/fotos/0c94f44f38660990.html

Я сверху видео приводил, где, как мне сказали, чуть ли не единственная водокачка сохранилась у ст. Большая речка.
Там тоже видны боковые пристройки и основные две половинки с разными уровнями крыш, которые я жёлтым обвёл.
Наверное так как-то было, может рядом ещё дом смотрителя находился.

https://i.ibb.co/qFZNhTM/image.jpg

Отредактировано VECTOR (02-06-2023 18:07:18)

0

65

Я тут одну газетку полистал иркутскую - "Голос Сибири"(издавалась 1910-1913-й).
В Ново-Николаевске тоже издавалась газета с таким же названием газета, но уже другая и позже -1916-1918.

Так вот, просто полистал несколько номеров иркутской за 1913-й, и попалось в одном номере пара идущих подряд заметок на тему строительства Алтайской дороги.
Вообще, заметок про строительство Алтайки было не так много в томских газетах, да и особо подробностей не сообщалось, так что хоть что-то - уже хорошо.
Прочитал их обе до конца, особенно заинтересовавшись последними строками про реку Каменка.
Не уточняется где именно река Каменка, но, очевидно, речь идёт именно про нашу Каменку.
Получается, что изначально хотели над Каменкой вместо моста сделать насыпь, а саму речку пустить в трубу под ней.
Интересно, что заставило поменять проект? Очевидно, что вариант с каменной трубой и земляной насыпью был значительно дешевле, но, всё же, пошли на удорожание.
Есть идеи? Комментарии? )

Ну и да, интересно было прочитать, что члены правления проедут по всей линии строящейся дороги на автомобиле до Ново-Николаевска.
Интересно, как они проезжали участок хотя бы участок Бердск-Ново-Николаевск на этих смешных автомобильчиках?
Получается, что более-менее дорожка всё же была.

Обе новости из других газет были взяты.
Голос Сибири (Иркутск) 21 июня 1913

https://i.ibb.co/ssGy4Gm/21-1913.jpg

Отредактировано VECTOR (24-11-2023 11:44:32)

+3

66

Городская станция на Будаговской близ казенного винного склада
Управление движением - на углу Кузнецкого и Гондатти.

Из газ. "Сибирская жизнь" от 30.01.1915 г.

https://i.ibb.co/X7QP5HC/30011915.jpg

Отредактировано brombenzol (10-03-2024 15:12:05)

+3

67

Управление сл. движения - угол Кузнецкой и Гондатти.
Интересно, чей дом?
И угол - это действительно угол? А то любили они тогда углами называть всё, что рядом.

0

68

Городская станция Алтайской ж.д. проработала всего год. В январе 1916-го ее закрыли.

"Алтайское дело" от 5 января 1916 г.:
https://i.ibb.co/28xhmhg/05011916.jpg

+1

69

Olga написал(а):

Управление сл. движения - угол Кузнецкой и Гондатти.
Интересно, чей дом?
И угол - это действительно угол? А то любили они тогда углами называть всё, что рядом.

Урицкого, 25 == Дома И.Т.Сурикова на ул. Гондатти

Алт. дело 2 декабря 1912

https://i.ibb.co/yQtXx93/image.jpg

Отредактировано VECTOR (20-03-2024 19:06:08)

+1

70

VECTOR написал(а):

Алт. дело 2 декабря 1912  Урицкого, 25

Да, видела этот, в буквальном смысле, отрывочек.
Сначала предположила, что в доме Сурикова на Николаевском проспекте.
Но после появления заметки от Игоря, вероятно речь об этом доме.

+1

71

Вроде, нигде на форуме вопрос про рельсы Алтайки на форуме не поднимался.
Может, они у нас в городе где-то и сохранились в виде всяких обрезков опор. Сам примерно представляю, где в данный момент могли бы они остаться, но проверять особо желания нет, либо потом, как-нибудь.
Думаю, что вот этой фотки из Барнаула вполне хватит для знакомства с рельсом.
Надеждинский завод делал изготавливал, как следует из...

Отсюда: https://parovoz.com/newgallery/pg_view. … amp;LNG=RU

https://i.ibb.co/pf8TJDz/20080623-144140.jpg

0

72

Вот в этом железнодорожном тупике на Шлюзе я тоже видел рельсы 1911 г. выпуска, хотя не уверен, что именно для Алтайской дороги.

Отредактировано ss16011973 (07-05-2024 14:41:44)

0

73

А такая карточка тут нужна, в принципе?
Это я просто к тому, что с Алтайской ж.д. карточек и фотографий фактически нет, не считая те несколько известных со стройкой ж.д. у Ново-Николаевска.
Первый раз вижу какую-то ещё. Видимо, там Семипалатинске кто-то выпустил в каком-то фотоателье малую серию фотокарточек, т.к. по заднику не похоже на типографию.
Похоже, что пристанская ветка к Иртышу. Через сам Иртыш там моста не было, вроде.
Просто как отстойник там стоят, похоже.

Скопировал, пока лот не удалили с барахолки.

PS
Да, было у них такое фотоателье "ИРИК" ещё до революции, каким и подписана эта карточка выше в правом углу: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13630217
А, на ГОСКАТАЛОГЕ ещё одна есть с Семипалатинском... : https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12323801
Похоже, время ещё стройки дороги, а то бы виды были бы более выразительные.
В общем, не надо - удалите...)

https://i.ibb.co/Kq6KJbn/323698764.jpg https://i.ibb.co/2gvWHt5/323698764-2.jpg

Отредактировано VECTOR (20-10-2024 16:47:29)

+3

74

Очень интересная карточка! Так зачем одну платформу везут на другой? У них колея разная?

0

75

ss16011973 написал(а):

Так зачем одну платформу везут на другой? У них колея разная?

Думаю, что это из Омска по Иртышу их на теплоходах в Семипалатинск доставляли такими двухэтажными, и на пристанской ветке сцепляли вместе в состав.
До времени, пока линию построили и не соединили Семипалатинск с Барнаулом, а Барнаул с Ново-Николаевском, т.е. на фото где-то до 1915-го.
У передней платформы рядом с буфером, вроде, как КУРГ написано, т.е. Курган, наверное, что может в некоторой мере доказывать сказанное выше.

Отредактировано VECTOR (20-10-2024 17:12:01)

+1

76

ss16011973 написал(а):

... Так зачем одну платформу везут на другой? У них колея разная?

Интересно и как их там укрепляли? платформа-то деревянная.

мне кажется , или нет, что у верхнего ряда диаметр колёс чуть меньше ?

0

77

Михаил Цененко написал(а):

Интересно и как их там укрепляли? платформа-то деревянная.

Может, там какие-то силовые стальные балки есть в её конструкции.
Мне кажется, что если бы была вся чисто деревянная, то она бы сильно прогибалась по тяжестью грузов, т.к. всё же довольно длинная.
Так-то найти конструкцию таких старых платформ в интернете можно, но... лень.)

Михаил Цененко написал(а):

мне кажется , или нет, что у верхнего ряда диаметр колёс чуть меньше ?

Да не, колёса нормальные. Просто чуть скрыты деревянным крепежом.

Отредактировано VECTOR (21-10-2024 08:57:45)

0

78

VECTOR написал(а):

Может, там какие-то силовые стальные балки есть в её конструкции.

Разумеется, что они есть
сама конструкция платформы и есть рама инженерной мысли из балок швеллеров и других подобных изделий.

вопрос: колёса на чём там стояли?
а вот ограничители с обеих сторон от колеса, там вроде как видны.
тогда возможно, что каждое колесо стояло на куске рельса..
только, это чёрти чё получается.. (

0