287. Отношение старосты города Ново-Николаевска Томскому губернатору о решении общего схода запретить продажу ценных промышленных земель в частные руки.
28 марта 1907 г.
Исх. N® 650
Его Превосходительству Господину Томскому Губернатору.
При быстром развитии бывшего посёлка Ново-Николаевского жители, видя своё до крайности стеснённое положение как арендаторов, которых, согласно условий можно удалить с занимаемых ими мест когда угодно, возбудили по своим приговорам ходатайство о выкупе всех земель, как усадебных, так и других, между прочим, пристани по берегу рек Оби и местности к ней прилежащие, под названием «Сосновская дача».
Воспоследовало ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА* повеление об отдаче жителям на выкуп усадебных земель, согласно плана, даровании городу земель под улицами, площадями и выгонных.
Так как пристани, вообще берег Оби и другие не вошли в план и город оказался отрезан от Оби, то вновь возбуждены ходатайства об уступке этих и других, для пополнения выгона земель.
Именно, главнейшим образом, о местности по берегу реки Оби жители и их уполномоченные позволяли себе беспокоить ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО своими ходатайствами.
В минувшем году, с назначением Начальником Алтайского округа г. Ульриха, ему Кабинетом ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, было поручено обследовать и обсудить на месте нужды Ново-Николаевска и покончить с городом означенный вопрос. Это им исполнено, а затем окончательно вопрос вырешен в Барнауле с комиссией от города.
В Барнауле решено, что просимые земли переходят городу на выкуп, в том числе переходит городу на выкуп прирезка земли за второй* речкой Ельцовкой до первой просеки.
По передаче всего дела в Кабинет ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, князь Оболенский телеграфировал Общественному Управлению, что Кабинет не находит возможным уступить землю по просеку, а уступает лишь по левому берегу второй Ельцовки, но потом, по докладу его, вследствие ходатайств уполномоченных в Петербург, через господина Министра ИМПЕРАТОРСКОГО Двора, ГОСУДАРЬ благоволил отдать городу и это на выкуп.
По докладе в заседании уполномоченных 11 сентября переговоров с господином Начальником* Округа, проведённых в Ново-Николаевске, и по докладе 4 октября, после переговоров в Барнауле, и выяснения того, что за уступку «Сосновской дачи», считая с процентами, город приплатит 100 тысяч рублей (а всего выкупная сумма будет 600 тыс.), было единогласно вырешено: «все земли выкупить для города», и иных постановлений и быть не могло, потому что уполномоченные должны были заботиться только о выполнении приговоров всего города.
После этого, до поездки в Петербург, для окончания всех вопросов по выкупу и заключения условия, комиссия в заседании уполномоченных заявила, что наравне с усадебными землями должны быть переданы на выкуп места, арендуемые в «Сосновской даче» и другие, лицам, в данное время их арендующим.
Оценила комиссия эти места в 120 тыс. рублей, которые арендаторы их и должны уплатить, чтобы избавить арендаторов усадебных мест от лишней платы.
Но, как выше сказано, Кабинет ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА проектировал эти земли городу на выкуп, что благоволил утвердить ГОСУДАРЬ.
Комиссия, по возвращении из Петербурга, в заседании уполномоченных, подробно доложив о ведении и окончании дел, вновь настаивала отдать означенные места в собственность арендаторов, но уполномоченные единогласно решили: вопрос этот передать на общий сход арендаторов усадеб, прося сход вырешить вопрос об избрании комиссии для раскладки выкупной суммы по владельцам усадеб - согласно с этим
общий сход назначен был в 18 число сего марта в 12 часов дня.
В назначенное время помещение для схода было переполнено.
Открывая сход, я поставил на обсуждение его следующие вопросы:
- выслушать доклад комиссии и
- дать заключение,
- обсудить
-- город ли должен выкупить для себя означенные места
-- или отдать их на выкуп арендаторам, и
- избрать комиссию для оценки усадебных земель.
Выслушав доклад комиссии, сход прежде всего единогласно постановил:
принести ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданническую благодарственную телеграмму за новые ЕГО милости, благодарить затем членов комиссии за их труды.
Докладчик земельной комиссии Н. П. Литвинов доказывал всю необходимость и справедливость передачи упомянутых земель в «Сосновской даче» и прочих на выкуп их арендаторам, но сход единогласно отвергал это и после неоднократных обсуждений отказался категорически обсуждать об этом*, затем приговор был доложен в общем заседании городских уполномоченных.
В заседании этом приговор признан незаконным, потому что сход принял на себя какую-то законодательную власть, тогда как он мог быть только совещательным единственно для обсуждения вопроса о выборе оценочной комиссии, а мне постановлено на вид, что я допустил такие, не подлежащие сходу суждения <...> и снова проводилась необходимость уступки помянутых земель их арендаторам.
Я заявил своё мнение, которого держался ранее, которое утверждаю теперь и буду утверждать, что означенные земли должны составлять собственность города, а не отдельных лиц.
Это мнение поддержали и некоторые уполномоченные города.
Общий сход арендаторов усадебных земель, возбудив вопрос о выкупе этих и прочих земель, дал на это уполномочие, и ему комиссия, как действовавшая по его уполномочию, должна дать отчёт; един этот сход, получивший право собственности, вправе распоряжаться, сообразуясь с ВЫСОЧАЙШИМИ повелениями и общей пользой.
Комиссия много потрудилась и достигла выполнения ходатайства и нельзя не быть ей, а в особенности Николаю Павловичу Литвинову, главному руководителю комиссии и труженику в этом деле, неблагодарным необязанным.
Но достигши этого, выполнив свою миссию блестяще, комиссия, почти вся состоящая в то же время из городских уполномоченных, настаивает на отдаче участков, самых дорогих для города, стремится лишить жителей права распоряжаться этими участками, лишает город того, что с таким трудом достигнуто.
Такие действия не понятны. Правда, по силе существующих узаконений, городские думы или замещающие их учреждения вправе от имени города отчуждать и приобретать имущества, но тут предусматриваются такие имущества, которые особенного значения иметь не могут для города, которые не решают судьбы его существования.
Но мы, Ваше Превосходительство, несколько человек, присвоили себе право сами решать такой вопрос как настоящий, решающий судьбу города.
Вот, Ваше Превосходительство, возможно краткое изложение выкупа земель.
Из нижеследующего Ваше Превосходительство благоволите усмотреть, что такое составляют участки, о которых идут такие споры, участки, необходимые для всего города:
1) «Сосновская дача» находится на берегу реки Оби между пароходной пристанью и пристанью казённой и несколько выше к полотну железной дороги, частью по левую сторону дороги, при проезде к общей пристани, конечно занимая в себе и эту дорогу, и
тут на берегу находится мельница Алтайской фабрично-промышленной компании (Туркин и Ко),
по другую сторону помянутой дороги находится мельница Южно-Алтайской компании (Луканина),
выше первой мельницы, ближе к полотну, строится пивоваренный завод Елинек (в документе: Еленек. - Авт.).
Излишне пояснять, какую ценность при таких условиях места эти составляют.
Вся «Сосновская дача» составляет общую площадь в 28 дес., владельцы мельниц, пока комиссия ездила в Петербург, рассчитывали почему-то, что занятые ими места перейдут в их собственность, успели испросить к ним порядочные прирезки, таким образом первая мельница арендует более 8 дес. Свободной земли в даче остаётся 10 дес., но тут нужно исключить место для проложения улицы.
2) Ниже по берегу Оби, приблизительно против вокзала, занимают
- обширные места склады керосинные Братьев Нобель и
- Общество «Мазут» с пристанями для пароходов и наливных барж.
3) Далее следуют 1-я Ельцовка, по которой к центру города за полотном железной дороги находится
- салотопенный и
- мыловаренный завод
администрации купца Жернакова.
4) Верстах в 3-х от города находится местность между 2-й Ельцовкой и 1-й просекой, которую по ценности своей, как выше доложено, князь Оболенский не решался даже внести в проект передачи городу, и которая как особая милость ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, присоединена к общему выкупу для города.
Почти в центре этой местности находится кожевенный завод купца Шамовского.
Вот места, которыми комиссия и часть уполномоченных желают наградить арендаторов их за 120 тыс. рублей, рассроченных на 20 лет, и которые владельцы усадебных земель желают оставить за городом, уплатив 120 тыс. при общей раскладке и сообразно ценности каждой усадьбы.
В доказательство справедливости своих домогательств, комиссия и некоторые уполномоченные приводят те соображения, что, не отдавши земли в собственность означенным арендаторам, и не исполнивши этого требования, город убьёт промышленность, а исполнивши, разовьёт её - потому что означенные компании и лица, получивши эти земли в собственность, могут под залог их получить ссуды и через то увеличить свои предприятия.
К этому только можно пояснить то, что земли эти арендаторам будут стоить 120 тысяч рублей, а под залог их кредитные учреждения дадут им 200—300 тыс. рублей.
С такой суммой можно ехать в другой город или место и снова приобрести в собственность, что повыгоднее, снова заложить в кредитные учреждения.
На святой Руси много простаков, только вовремя умей рот разинуть, и прочь летит интерес целого города.
Это мы применяем и теперь.
Заботиться о развитии и процветании промышленности необходимо и каждый город должен это исполнять, но не так, чтобы эти заботы восходили до полного нарушения интересов всего города, как это предполагается в настоящем деле, где отдаются в собственность нескольким компаниям и лицам почти все, что есть лучшего.
Чем в данном случае, при выкупе земель городом, а не господами Туркиным и Луканиным и проч., нарушаются их права?
Места эти взяты ими на аренду* у Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА на сроки вообще продолжительные, беря эти места и устраивая на них ценные и обширные промышленные заведения, они хорошо, конечно, высчитали, что им и на арендованных землях будет выгодно.
Рассчитывать на отдачу им в собственность земли Кабинетом они никогда и не думали, хорошо зная, что Кабинет частным лицам земли не продаёт.
Контракты их, за переходом городу земель, остаются в силе и только переменились владельцы земель. ВЫСОЧАЙШИЙ Собственник* этих земель передал их новому - малому владельцу. Из чего, спрашивается, такое упорное и настойчивое ходатайство за передачу земель нескольким лицам, земель, так дорогих и необходимых городу, с таким трудом полученных единственно по милости ГОСУДАРЯ.
Отдавши такие земли в собственность нескольких арендаторов их, нужно навлечь на себя полное осуждение настоящего и будущего поколения, нужно быть ниже того недостойного раба, которому господь дал талант для обращения его с пользой, а он зарыл его в землю, ниже потому, что талант мог быть вырыт и возвращён, а означенные земли не могут быть возвращены городу и будут потеряны навсегда.
Что будет делать город, отдавши земли Туркину, Луканину и прочим?
- Больница помещается в здании частном, общественное Управление,
- полиция,
- учебные заведения,
- воинская команда,
- лазарет - тоже.
Все здания неудобны, стеснительны и не приспособлены, а за всё переплачивается солидная сумма.
Пожарное депо ничтожно.
Выход из этого один - это постройка всех зданий общественных, но выполнить этого невозможно, иначе как произведя заём и заём крупный.
Чем город обеспечит заём и какое кредитное учреждение согласится выдать таковой, если город лучшие земли отдаст нескольким частным лицам?
Городу ВЫСОЧАЙШЕ дарованы ещё выгонные земли, они ценны для города как выгонные, часть излишка их может быть отдаваема в аренду, принося хотя и не особенно значительный доход, но в глазах кредитных учреждений они ценности не представляют, кроме того, они, как ВЫСОЧАЙШИЙ дар, не могут быть ни закладываемы, ни отчуждаемы без особого соизволения ГОСУДАРЯ.
Под залог «Сосновской дачи» и проч. кредитные учреждения свободно дадут городу ссуду, хотя бы в 200-300 тысяч.
Или эта сумма может быть получена через выпуск городских облигаций, но не 85 или 90 за 100, а почти 100 за 100, на том основании, что обеспечение очень ценно, что город долгов не имеет и что ссуда будет обращена на постройку
- доходных зданий,
- устройство электрического освещения,
- водопровода
и что сумма будет взята постепенно.
При таких благоприятных условиях заём свободно будет из 5 4d_ «Сосновская дача» и остальные места, так щедро предлагаемые арендаторам их в собственность, приносят в год 16 тысяч рублей аренды.
Выкупная сумма за них предположена в 120 тысяч рублей.
Если город оставит их на аренде, то в первые 10 лет он получит 160 тысяч, <...>, то есть получит ещё 40 тысяч излишка и сохранит за собой эти земли.
Будет ли тяжело для жителей, бывших арендаторов земель, ныне перешедших в их собственность, выкупить за свой счёт «Сосновскую дачу» и прочее для города?
Такой вопрос разрешается единогласным решением схода: «Выкупить», значит, сход никакой тягости не видит.
Общая площадь усадебных земель составляет 1 200 000 кв. сажен.
Раскладка за них на 10 коп. составит 120 тыс. рублей, т. е. сумму, за которую предполагается отдать земли компаниям Туркина и проч.
Если эту сумму разложить по стоимости усадеб, согласно их нахождения, то на лучшую придётся 15—16 коп., а на отдалённую и малоценную — 4—5 коп., с уплатой этих копеек в течение 20 лет.
Ваше Превосходительство в заботах своих о благе ВЫСОЧАЙШЕ вверенной Вам губернии, в виду того, что Ново-Николаевск ещё город только образующийся, что управление новое, в котором в третий год существования уже третий городской староста, что земельное дело очень важное и от правильного его решения зависит или замерзание или процветание его, сами указали предложением за № 3249 на осторожность, указали именно на ценность для города тех земель, которых настойчиво несколько лиц добиваются передать в собственность упомянутых выше компаний.
1 апреля назначен сход избирателей, владельцев усадебных участков, по два от каждого квартала, для выбора из среды себя оценочной комиссии для правильного распределения выкупной суммы по усадьбам.
Изложенное предложение, как содержащее в себе важность для нас указаний, выражающие заботы Вашего Превосходительства о благе города, я считаю обязанностью доложить означенному сходу.
Вторичный сход для нового обсуждения - передать или нет Туркину и прочим арендуемые ими земли, я не нахожу возможным. Вопрос вырешен единогласно. <... >
Самое меньшее, по своему разумению, последствие созыва будут крайне неблагоприятны.
Новый сход может быть созван лишь по распоряжению Вашего Превосходительства при лице, Вами командированном, если Вы сочтёте это необходимым, тогда сход отнесётся к этом, как к заботе Вашей по наблюдению за правильностью действий.
Если Луканин и другие считают свои права нарушенными, то пускай и жалуются.
И. д. городского старосты Кузнецов [подпись].
ГАТО. Ф. 3. Оп. 23. Д. 32. Л. 11-15. Подлинник. Машинопись, делопроизводственные пометки, подпись-автограф.
©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с