Капитал и предприимчивость
Начало парового судоходства в Западной Сибири следует отнести к концу первой половины XIX века.
Купечество и развитие пароходства в Сибири
Регулярное сообщение началось в Обь-Иртышском бассейне в 1843 году коммерческим рейсом парохода «Основа», мощностью 50 лошадиных сил, между Тюменью и Тобольском протяженностью 397 верст. Пароход вел за собой баржу грузоподъемностью 15 тысяч пудов (240 тонн).
Решающую роль здесь играли частный капитал и предприимчивость сибирских промышленников и купцов. Люди они были незаурядные, хваткие, настойчивые в достижении цели. Не имея специальной подготовки, они смело брались за новое дело, рискуя собственными капиталами, благополучием семьи, здоровьем, а иногда и жизнью.
Первые наиболее устойчивые перевозки грузов, а затем и попутных пассажиров в Обь-Иртышском бассейне стали осуществляться по рекам Тоболу и Туре по направлению к Тюмени.
Ежегодный грузооборот по этим рекам составлял до 80 процентов всего количества перевозимых в Обь-Иртышском бассейне грузов.
Так, в 1888 году по рекам Туре и Тоболу было перевезено около 105 тысяч тонн из 124 тысяч тонн всех грузов Обь-Иртышского бассейна, а через 5 лет, в 1893 году, эти цифры соответственно составили уже 215 и 250 тысяч тонн.
Причем основным перевалочным пунктом оставалась Тюмень. В Тюмень же свозились различные продукты и товары со всех концов Сибири и даже Дальнего Востока. Это: чай, пушнина, сало, овчины, кедровый орех, частично золото и другие.
Главной магистралью грузопотока в бассейне являлась линия Тюмень-Томск.
Через Томск ввозилось и вывозилось в конце 80-х годов XIX века до 48 тысяч тонн самых разнообразных товаров.
Кроме того, из различных мест Томской губернии ежегодно пароходами отправляли в Европейскую Россию и на Урал от 96 до 144 тысяч тонн различного сырья.
Постепенно обь-иртышские купцы-пароходчики стали успешно конкурировать с традиционными гужевыми перевозками.
Так, если из Тюмени в Томск в 1859 году было отправлено по
воде 8,2 тысячи тонн различных грузов, а в обратном направлении - 3,9 тысячи тонн, то гужевым транспортом соответственно было доставлено 5,9 и 7,1 тысячи тонн.
А к началу 90-х годов это соотношение возросло почти в 1,3 раза как на линии до Томска, так и в обратные рейсы.
Также растет объем перевозок по Оби в районе от устья реки Томи до Барнаула, который продолжал быстро заселяться с развитием здесь хлебопашества. Росли перевозки и по Иртышу.
Немаловажную роль играли и грузоперевозки западно-сибирских купцов по Оби и ее притокам с юга на север и в районы верховий Иртыша.
Так. еще в 1861 году пароход «Тайга» по реке Северная Сосьва добрался до Ляпина, а пароход «Победа» поднялся за грузом соли до Павлодара.
В 1862-63 годах действовала небольшая «Обдорско-Тобольская компания» В 1862 году тюменский купец Н.Тюфин на своем пароходе с двумя гружеными баржами достиг Семипалатинска.
Все это вело к росту количества пароходов.
Так, в 1865 году в бассейне Оби и ее притоков было 19 пароходов,
в 1875 году - 32,
в 1883-м - 50,
в 1889-м - более 60 пароходов.
Неуклонно нарастал и сам процесс судостроения.
Так, в 1861-1870 годах было построено 15 пароходов,
в 1871-1880 гг. - 17,
в 1881-1890-м - 34.
При этом происходил не только численный рост судов, улучшалось их качество: мощность, скорость хода, грузоподъемность.
Большинство судов в Обь-Иртышском бассейне строилось за счет частных капиталов - отдельных купцов, промышленников или пароходных компаний (товариществ).
Так, в 1893 году эксплуатировалось 105 пароходов, а
в 1895-м уже 120.
При этом из 120 пароходов в руках частных компаний и владельцев находилось 102 парохода и лишь 18 пароходов принадлежало различным казенным учреждениям, таким, как Томский округ путей сообщения или Управления по постройке Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорог.
Происходивший в 90-е годы прошлого столетия быстрый рост числа пароходов во многом объяснялся той высокой прибылью, которую получали обские пароходовладельцы.
Даже по официальным, т.е. безусловно заниженным данным, средняя прибыль в 1892 году на речном транспорте была равна 12,6 процента.
В это же время в торговле хлебом она составляла 7,89 процента, а в торговле вином - 9,29 процента.
Наибольший вес среди судовладельцев Обь-Иртышского бассейна составляли купцы и промышленники
из Тюмени:
И.И.Игнатов,
АК.Трапеэников,
Э.Р.Вардроппер;
Тобольска:
М.Д.Плотников,
И.Н.Корнилов,
Ф.В.Корнилова;
Томска:
В.Е.Едельштейн,
И.Л.Фуксман;
Барнаула:
Е.И.Мельникова;
Бийска:
А.Ф.Морозов,
Е.Г.Морозова;
Колывани:
Е.А.Жернаков
и другие.
По числу имеющихся судов в ведущей группе судовладельцев в 90-х годах XIX века в Обь-Иртышском бассейне находились:
«Товарищество Курбатова-Игнатова» - 15 пароходов,
«Корнилова наследницы» - 11,
Торговый дом «Плотников и сыновья»,
«Товарищество Богословских горных заводов»,
«Товарищество П.Ширков и К”» - по 9,
«Товарищество А.Гадалов и Е.Жернаков» - 5 пароходов и др.
Правда, в 1894 году П.Т.Ширков разорился, и его имущество было приобретено Торговым домом «А.Трапезников и К°».
Для получения максимальной прибыли, поддержания высоких тарифов на перевозимые грузы и пассажиров, четыре пароходные фирмы -
«Пароходство Курбатова-Игнатова», А.Трапезникова,
бийской купчихи 1-й гильдии Е.Г.Морозовой и
Торговый дом «М.Плотников и сыновья»
объединились в новое акционерное товарищество - «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли», получившее популярное наименование «Товарпар», которому принадлежало 30 пароходов с двигателями в 2855 л.с. и большой несамоходный флот, пристани, пакгаузы, судоверфи и т.д.
Это произошло в период с 1895 по 1899 год.
Однако начало этого процесса относится к более раннему времени.
Так, еще в 1846-1853 годах в районе Тюмени функционировало «Пароходство А.Ф.Поклевского-Козеллоти К°».
В 1853 году образовалась пароходная компания «Опыт», преобразованная в 1856 году в объединение «Польза».
В 1860-м на Иртыше возникла компания «Дружба», а в 1865 году -«Комиссионерство сибирского буксирного пароходства».
В 1869-70 годах уже действовала более крупная пароходная компания - «Товарищество Колчина и Игнатова», которое владело 17 из 21 парохода, плававших тогда в Обь-Иртышском бассейне.
Позже, в феврале 1912 года произошло еще одно, более мощное объединение.
Три пароходства:
«Товарпар»,
«Русскит» и
Торговый дом «И.Н.Корнилова наследники»
и представители 5 крупнейших банков образовали «Консорциум» для объединения трех фирм в единый синдикат пароходных предприятий.
Новое предприятие было названо также «Товарпаром».
Это объединение в том же 1912 году подписало несколько соглашений с теми из крупных пароходств, которые, не вступив в «Товарпар», продолжали работать самостоятельно (пароходства Богословских заводов, М.Д Плотникова, Е.И.Мельниковой), об установлении повышенных фрахтов в качестве единых по всему бассейну.
Так возникла мощная монополия трестовского типа.
в которой произошло сращивание банковских и пароходных капиталов.
Немалые доходы давали и перевозки пассажиров.
Видимо, поэтому купчиха 2-й гильдии из Барнаула Евдокия Ивановна Мельникова в 1892 году построила на заводе Пирсона-Гуллета в Тюмени небольшой пароход «Кормилец» (200 л.с.), предназначенный исключительно для перевозки пассажиров.
До этого все пароходы возили грузы и лишь попутно пассажиров. Таким образом, «Обское пароходство Е.И.Мельниковой» стало зачинателем пассажирских перевозок в бассейне Оби.
Через два года ее примеру последовал томский купец 2-й гильдии В.Е.Едельштейн, построив на том же заводе пассажирский пароход «Любимец».
А в 1899 году начал плавать еще один двухэтажный пароход Едельштейна - «Евгений», сделанный по американскому образцу с роскошной отделкой салона и столовых.
Началась конкуренция. Богатая и предприимчивая Мельникова выпустила за два года в начале XX столетия в навигацию семь крупных прекрасно отделанных пароходов американского типа. Шесть пароходов к 1912 году построил Торговый дом «М.Плотников и сыновья».
Но было много и мелких владельцев. Так, в 90-е годы в Обь-Иртышском бассейне 22 человека имели по одному пароходу.
Особенностью обских пароходств в конце 80-х и начале 90-х годов Х!Х века было то, что в Сибири еще не закончился процесс четкого отделения торгового капитала от промышленного.
Поэтому наиболее активно на речном транспорте работали фирмы, которые выполняли как торговые, так и промышленные, транспортные и комиссионные функции.
Таким было, например,
«Буксиро-пассажирское и
легкопассажирское пароходство по рекам Западной Сибири», принадлежащее Торговому дому «М.Плотников и сыновья», который занимался оптовой торговлей хлебом, рыбой, орехами, консервами, а также и перевозками собственным флотом.
Фирма «А.Трапезников и К°» не только осуществляла срочные рейсы между Томском и Тюменью, но и строила пароходы и баржи, а также вела добычу золота и торговала ценными сортами пушнины.
Купец же 1-й гильдии из Колывани Евграф Жернаков не только широко занимался торговлей в Томске, Новониколаевске и Барнауле, но и был владельцем собственного большого пароходства.
Да и дед одного из соавторов, Метелкин Яков Адрианович, будучи одним из основателей русско-французского акционерного общества «Уральские медеплавильные заводы», вложил средства в «Пароходство Богословского горно-заводского округа», пароходы которого плавали
по Иртышу, Оби и пристани которого находились и в Новониколаевске, и ниже устья Томи.
В погоне за прибылью частные судовладельцы и пароходные компании нещадно эксплуатировали судовые команды и бригады грузчиков, работающих в портах;
они увеличивали рабочий день,
платили низкие ставки,
не заботились об условиях труда,
не вводили механизацию трудоемких процессов.
При плохой конъюнктуре пароходства чаще всего прибегали к двум проверенным методам.
Или снижали зарплату (например, Мельникова снизила ее в 1910 году на 30 процентов),
или увольняли служащих и рабочих до следующей навигации (так поступили Фуксман и Кудряшов в том же 1910 году).
Частыми были аварии и гибель не только самих судов, но и находившихся на них речников и пассажиров.
В 1883 году, например, произошел взрыв на буксире «Ермак».
Ко дну пошли не только груз и само судно, но и многие члены команды и пассажиры.
А 9 сентября 1895 года у парохода Трапезникова «Дельфин» с 200 пассажирами на борту в 10 верстах от с. Александровского на Оби оторвавшимся шатуном паровой машины в трех местах пробило днище.
Он затонул в течение 15 минут.
К счастью, капитан не растерялся и успел пересадить пассажиров на шедшую с ними баржу.
Подошедшие через сутки пароходы «Казанец» Курбатова и «Кормилец» Мельниковой доставили пассажиров в Томск.
30 августа 1900 года в Барнауле произошел взрыв парового котла на пароходе «Евгений», принадлежавшем томскому купцу В.Е.Едельштейну. Погибли 43 человека, в том числе и владелец судна.
Около Бердска затонул пароход «Воронцов», близ Новониколаевска пошел ко дну пароход «Дедушка», а около Уртама - «Братья Мельниковы».
Около с. Дубровина был сильно поврежден пароход «Гуллет».
Полученный горький опыт с авариями судов в Обь-Иртышском бассейне, кажется, не был учтен в практике работы более поздних судовладельцев.
К сожалению, аварии на речном транспорте случались и в более поздние годы и не изжиты даже в наше «просвещенное» время.
Таковы некоторые факты из истории развития пароходства в Западной Сибири, свидетельствующие о том, что капиталы и предприимчивость сыграли заметную и прогрессивную роль в становлении парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне.
А.Метелкин
Глитов
Музей истории судоходства Сибири.
г.Новосибирск.
Сибирская старина_краев.альманах_учр-ли_Нац-ный исслед-кий Томский гос.ун-тет_Томск__№ 13_Изд-во ТГУ_1998