Не хотел я этой темы касаться пока мало свидетельств, но раз уж опять рельсы и трамваи на Большевичке всплыли, то вот какая нелепица получилась. Точно установленные фото:
1951 трамвай идёт до Винзавода (как пишут очевидцы кольцо там было и в простонародье конечку звали "Алтайка"), тое до "Алтайки".
около 1953 видим, то на в сторону Большевички идёт одна колея
около 1958 на Большевистской две колеи - свежайше уложенная рельсошпальная решётка ещё не угвазданная грязью после зимних чисток и не улитая маслом из редуктоторов, да ещё и опоры новьё с креплением КС на растяжках, а не на траверсах, а так же за МТВ-82 спрятался автобус ЗиЛ-158 (нач выпуска 1956год)
На схемах из музея ГЭТ (книга "сколько-то лет н-скому трамваю" и я допускаю что в них малость могли попутать, но не слишком), в 1942м трамвай ходит по одной колее до з-да "Труд"
А в 1958 уже до Плющихи, что не противоречит фоткам, за исключением колейности (и хек с ней - ошиблись, бо как по их схемем там вообще двух колей не строили).
Но вот куда делись рельсы от Алтайки до Труда между 42 и 51 годом, мне не ясно.
К сожалению нам пишут в основном старожилы ок. 1950 рождения и воспоминания у них о 60-м годе. Но есть очень интересные. Вот как вспоминают
Иван Строганов (1953г.р.):"...Я с 1953 года, жил у мелькомбината, окна выходили на Большевистскую, в 57 меня из детсада выкинули, т.к. отец уволился с завода (16 партсъезд). Я любил на подоконнике сидеть, наблюдал за машинами, трамваями, движение такого не было, как сейчас. В начале 60-х решили с ребятами поехать в Бугринскую рощу покататься, хотя постоянно ходили в Инюшенский бор. Доехали до Локтевской ( раньше ул. Богаткова так называлась ) остановка была возле Старого дома, поднялись вверх и сели на 12 трамвай, он как раз до бугринки ходил, а оттуда через Обь вернулись. В детстве всё везде облазили."
Людмила Опарина (Суворова) (1947г.р): "Я ЖИЛА В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ, есть там такая окраина, которая до сих пор называется Инюшка. На конечной остановке трамвая был магазин, который назывался в народе Нижний. Там грелись, когда ждали трамвай. Теперь его нет, петля трамвайная была сначала вокруг него, потом его снесли. Там же протекала речушка Плющиха. Путей, по-моему, было два. Трамвай № 1 был голубого цвета, но это уже позже, примерно с 1963 года. Вагоны были обычные, марку не помню, естественно, но не такие громыхалки, как ходили от вокзала в сторону завода Чкалова. (!) Новое здание для "Зари" (к\т) было построено примерно в 1962 году. Мы как раз учились в 8 классе, была пора ухаживаний, встречались с мальчиками в "Заре", а потом шли гулять по только что заасфальтированному тротуару на Большевистской. Тогда это все было в новинку. А часам к 9 вечера, если билетов в кино не хватило, шли на танцы в Инюшенский бор, где наш местный Самоделкин - Толя Домогалло - крутил пластинки, иногда запрещенные - "на костях". На сосне висела какая-то колонка, вот из нее и раздавались звуки. Вот сейчас жалею, что в свое время не снимала все эти сюжеты на фотопленку."
Валерий Лазуткин (1961г.р.) "Жил в 1961-1966 на Инюшке, ближе к берегу от трамвайного кольца. Кольцо было около нынешнего магазина "Амбар", конечная называлась "Плющиха", трамвай ходил до Главного вокзала (Большевистская - Серебренниковская - Оперный - Мичурина - Гоголя - Вокзал). Два пути сразу. Три копейки проезд. Кондукторов в то время не помню - были рычажные билетные кассы - опускаешь монетки и резко давишь рычаг. Касса отрезает билетик. Трамвай убрали перед запуском троллейбуса до Карьера Борок (№ 14) в начале 70-х... А трамваи помню рижские, красные."
Александр Николаев (г.р. не установлен) "Вот взять, к примеру, я до 63-го жил на Днепрогэсовской 14, в первый класс ходил в 76-ю школу - 38-я была переполнена. Сейчас от всей улицы остался один дом № 16,где потом сделали СТО. И было видно от нас ажно Горскую. Деревьев внизу, в пойме р.Плющихи не было. А сейчас такие вымахали... Вот я и не могу понять: а почему они раньше не выросли? Что,был ледниковый период??? Ходил трамвай до ул Грибоедова (там было кольцо у винзавода), что шла от р.Обь через жд полотно и выше... Была однопутка с разъездами. С 59-го продлили до р.Плющиха и сделали сразу двухпутка."