Археологи в зоне проектируемого моста через Обь обнаружили остатки первой деревни русских поселенцев на территории Новосибирска.
Сергей Колонцов: «Кривощёково — это фундамент, на котором вырос Новосибирск».
Мост –
не помеха?
Новосибирск возник на месте нескольких русских селений, одним из самых ранних считается Кривощёково. Эта предыстория может быть не менее интересна, чем сама история города. Парадокс в том, что мы мало знаем об этом селе, территория которого всего-то 122 года назад стала грандиозной строительной площадкой. Даже само местонахождение села Кривощёково до недавнего времени не было достоверно известно. Считалось, что находилось оно на горе, там, где сейчас начинается Горский жилмассив. И вот выяснилось, что село стояло почти у самой Оби. План села Кривощёково за 1893 год, стало быть, составленный перед началом строительства моста, обнаружила в архиве Алтайского края старший научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея Наталья Минина. Увидеть кривощёковский след исследователям помогли и снимки из космоса. Соединив план села и космические снимки, краеведы обнаружили местонахождение кривощёковской Никольской церкви, а после и на месте нашли выступающий из земли фундамент из бутового камня.
Хоженые пути и намоленные места отпечатываются во времени и пространстве.
Сотрудник музея города Новосибирска Константин Голодяев инициировал отрытое письмо группы граждан в министерство культуры области с просьбой организовать раскопки на этом месте, но прошло три года, прежде чем это наконец произошло…
Как это часто бывает, не планировали бы здесь нового строительства, не случилось бы и нынешних раскопок. В полосе отвода будущего моста оказались 23 гектара, в том числе участок, где краеведы нашли каменный остов церкви и обозначили его памятным крестом. По закону, чтобы проект прошёл государственную экспертизу, в нём должен быть раздел по охране историко-культурного наследия. Так археологи получили заказ от проектировщиков на обследование территории, полевые работы начались 12 октября.
— Краеведы показали нам место, где предположительно могла быть Никольская церковь. Мы прошли все четыре участка территории, отведённой под строительство, а на участке предполагаемого расположения церкви сделали больше десятка шурфов и обнаружили массу интересного: остатки фундамента из бутового камня, несколько захоронений, нательные кресты, остатки культурного слоя с фрагментами керамики и две монеты — сибирскую медную 1774 года и российскую серебряную 1842 года. Находки ограничены участком в 4,8 тысячи квадратных метров — всё, что осталось от деревни Кривощёково. Во всяком случае, мы устанавливали границы по шурфам, а что такое шурф — это всё равно что заглянуть в замочную скважину. Большее может открыться, когда мы придём туда с раскопками, — говорит научный сотрудник отдела охранно-спасательной археологии Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Колонцов, получивший разрешение, или «открытый лист», на право проведения археологических полевых работ. Раскопки без такого листа — чистый грабёж. Известие, что археологи вышли на разведку в районе будущего моста, вызвало большой резонанс, в том числе и нездоровый интерес. Один из любителей «приборного поиска», бродивший в округе, усовестившись, передал историкам найденный нательный крестик и человеческие косточки.
Разведку археологи заканчивали уже по первому снегу, часть раскопов с погребениями, уходящими под фундамент и за пределы шурфа, законсервировали, часть по просьбе директора музея города Елены Щукиной оставили как есть, для последующей «музеефикации». Колонцов оперативно подготовил уведомление об открытии археологического объекта в управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, и уже 12 ноября приказом по управлению в перечень объектов культурного наследия НСО был включён новый объект — памятник археологии «Участок культурного слоя села Кривощёково». Находится он в 100 м к юго-западу от реки и 140 м к юго-востоку от поста охраны железнодорожного моста в Ленинском районе Новосибирска. Теперь эта территория охраняется государством, и никаких работ, кроме связанных с раскопками и сохранением памятника, здесь не может быть.
Когда-то территория села Кривощёково стала грандиозной строительной площадкой, и размеренная деревенская жизнь отступила под натиском Транссиба. Рано или поздно, через год или больше, сюда снова придут инженеры, станут утюжить и рыть землю экскаваторы. Не затоптать бы новым строительством обретённое заново Кривощёково.
На карте отмечена полоса отвода под строительство моста и место, где обнаружен фундамент Никольской церкви.
Загадка погоста
Чуть ли не в каждом шурфе, сделанном археологами на участке, который вошёл в охранную зону, обнаружены погребения, причём большая часть из них разрушена или переворошена — останки лежат не в анатомическом порядке, отсутствуют отдельные кости, всюду встречается строительный мусор.
— Такое ощущение, что при строительстве Никольской церкви, а было это в 1881 году, кладбище как бы и не заметили. Эти захоронения могли быть и раньше, когда деревни ещё не было, потому что кладбища на территории поселения не устраивали. Единственное, это мог быть Никольский погост, и тогда это вообще уходит в старину, — говорит о загадках раскопок Сергей Колонцов.
Два креста, найденных на месте, добавили подробностей: один с изображением ромба, широко распространённый в европейской части России в ХVII — ХVIII веках; другой — «копьевидный», такие кресты, известные как «Древо жизни», бытовали XVII веке, а у старообрядцев вплоть до ХХ. Поднятые останки будут переданы на антропологические исследования, чтобы установить пол и возраст погребённых. Пока ясно одно, захоронения эти сделаны не ранее XVII века.
У историков нет единого мнения по дате основания деревни: одни называют 1697 год, другие 1701, 1703 и даже 1710. В это время большая часть Верхнего Приобья, в том числе и нынешний левый берег города, относилась к Телеутскому каганату, или стране «белых калмыков». В 1697 году телеутским каганом стал Шал Табунов, который сразу же принял московское посольство, перезаключив тем самым прежний межгосударственный договор с Москвой о сотрудничестве и взаимопомощи. Чтобы закрепить дружественные отношения, на левом берегу Оби для организации торговли было выделено место.
По всей видимости, тогда же русские поселенцы построили здесь деревню. Первое русское поселение в границах будущего города на Оби — деревня Кривощёково — заложена служилым человеком Фёдором Ильиным Кренициным (Кривощёком). Уже во время первой ревизии в 1719—1721 годах в деревне Большой Кривощековой было учтено 104 души разночинцев и 22 души крестьян мужского пола. Село называли и Никольским, и Большим Кривощёково, а в последнее время перед строительством моста просто Кривощёково. В октябре 1734 года эти места посетил академик Г. Ф. Миллер, о чём есть упоминание в «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении». Перечисляя деревни, относящиеся к Чаусскому острогу, он пишет: «Кривощёково Большая, или Никольский погост, на западном берегу Оби, в трёх верстах ниже устья Ини»…
Слово «погост», которое мы сегодня понимаем как «кладбище», упоминается в летописях с Х века как место обычно возвышенное, где стояли церковь и дома для священнослужителей.
Со временем, когда здесь появлялись дома мирян, погост становился населённым пунктом, центральным для окружающих деревень. Кроме того, «погост» — это ещё и «гость», так в Древней Руси называли приезжего издалека торгового человека, купца.
— Кривощёково было торговой факторией с самого основания и вплоть до того момента, как его закрыли и перевели в другое место. Я когда стал смотреть, что есть из информации, выяснилось, документов по Кривощёкову практически нет, конкретно архивным поиском никто не занимался. Хотя прямых документов может и не быть, это ведь не город, а село. Искать нужно в других делах, скажем, в дипломатической переписке с телеутами, документах православной церкви, архивах Колывано-Воскресенских заводов, Чаусского, Бердского и Умревинского острогов. Известный исследователь Тамара Семёновна Мамсик упоминает документ, по которому тот же Фёдор Креницин (Кривощёк) привлекался в качестве свидетеля по делу о незаконной безпошлинной торговле томичей с ойратами в деревне Кривощёковой, — делится информацией Сергей Владимирович.
Наследство
Что со всем этим делать, как распорядиться наследством? Сергей Колонцов предлагает создать здесь «Достопримечательное место села Кривощёково», а координатором работ сделать Музей города Новосибирска. Опустим технические детали с созданием координационного совета и рабочей группы с участием городских властей и общественности. Историк и археолог, за плечами которого не одно открытие, предлагает не восстанавливать Никольскую церковь, а расчистить и законсервировать имеющийся фундамент церкви для экскурсионного показа. Провести раскопки погребений, сделать их открытыми для посещений, а затем перезахоронить найденные останки по православному обряду.
Нужно установить на месте Кривощёкова часовню, которая была бы хорошо видна из парка «Городское начало» на правом берегу, так, чтобы история первого поселения получила свои видимые очертания и логично перетекла в историю города.
— Мы не высказываем мнения, что возникновение Новосибирска надо считать с года основания села Кривощёково. В строгом историческом плане нельзя считать возникновением города расширение старого посёлка при строительстве железнодорожного моста. Другое дело, что село Кривощёково — это фундамент, на котором вырос мегаполис. Никакое здание не может быть построено без фундамента. Вот и у Новосибирска должен быть свой фундамент, — убеждён Сергей Колонцов.
Задача учёных, историков сделать свои открытия достоянием общества, а дальше многое зависит от нас самих, жителей города. В цивилизованном мире сохранение истории и культуры — дело не только государственное, но и общественное. В Японии, Англии и некоторых других странах существует особое направление — общественная археология, и чуть ли не каждая деревня гордится своим музеем. Ведь если не будет интереса общественного, государственного может и не быть вовсе.
Мудрые люди говорят: по следам нашим нас узнавать станут, тебя не будет, меня не станет, а следы останутся. Вопрос в том, какие мы оставим следы…
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА