НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Брод через реку Обь

Сообщений 1 страница 50 из 57

1

Как-то читал, что до 19 века пастухи в брод через Обь перегоняли осенью скот на другой берег.
А где был этот брод?

Вот одна из старых карт Речкуновского местечка. Уж не брод ли через Обь на ней указан на месте будущей дамбы Новосибирской ГЭС?

http://images.vfl.ru/ii/1504200667/9d3bd139/18436909_s.jpg

Отредактировано ЮрийЛ (22-12-2015 13:29:54)

0

2

В межень наименьшая глубина перекатов на Оби составляет 1,8 метра. Так что скот, скорее всего не переходил, а переплывал реку. Коровы плавают очень хорошо. Я своими глазами видел, как стадо переплывало реку Чаус напротив Колывани. Глубина в том месте была 3 метра.

0

3

Но эта цифра сегодняшняя, а раньше?
Ведь известно, что всего за пол века существования Новосибирской ГЭС дно реки Обь ниже по течению "просело" от 0.5 до 1.7 метра. Там где дно песчаносланцевое, естественно, а не "голый" гранит.

Отредактировано ЮрийЛ (22-12-2015 14:13:07)

0

4

ЮрийЛ написал(а):

Но эта цифра сегодняшняя, а раньше?

Вполне возможно, что раньше местами перекаты были мельче. Ведь в те времена не работали земснаряды, углубляющие фарватер.

Отредактировано Ромуальдович (22-12-2015 14:12:22)

0

5

ЮрийЛ написал(а):

Как-то читал, что до 19 века пастухи в брод через Обь перегоняли осенью скот на другой берег.

возможно, в этой теме

Легендарная история деревни Кривощёково считается с 1697 года, когда она было основано переселенцем Федором Кренициным (Кривощеком). Возникло поселение на месте коровьего брода через Обь, по которому издревле перегоняли скот и было одним из первых русских форпостов в пограничном Приобье.

Отредактировано Александр77 (22-12-2015 15:22:45)

0

6

Александр77 написал(а):

Кривощёково ... возникло на месте коровьего брода через Обь, по которому издревле перегоняли скот

А вот это утверждение я считаю просто журналистским штампом и не более. Причём - неверным штампом. Как и расхожую фразу: "Брод через Обь был там, где построен ж/д мост"
Авторы более менее серьёзных трудов не упоминают про брод в районе ж/д моста.

Да и Гарин-Михайловский писал: «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе.
Другими словами оба берега реки и ложе скалисты здесь."

А вот переправа в районе ж/д моста была. Всего в этих краях было 3 переправы через Обь:
у д. Дубровино, у с.Кривощёкова и д. В.Чемская. А вот брод был, похоже, один.

Отредактировано ЮрийЛ (22-12-2015 15:48:41)

0

7

ЮрийЛ написал(а):

А вот это утверждение я считаю просто журналистским штампом и не более. Причём - неверным штампом. Как и расхожую фразу: "Брод через Обь был там, где построен ж/д мост"
Авторы более менее серьёзных трудов не упоминают про брод в районе ж/д моста.

Ага, брод сразу ниже слияния Каменки и Тулы с Обью - ваще не думая пишут.

0

8

evg_e1 написал(а):

Ага, брод сразу ниже слияния Каменки и Тулы с Обью - ваще не думая пишут.

Да это капля в море.Две.

ЮрийЛ написал(а):

Кривощёково ... возникло на месте коровьего брода через Обь, по которому издревле перегоняли скот

А вот это утверждение я считаю просто журналистским штампом и не более. Причём - неверным штампом.

Ну так объясните почему.

ЮрийЛ написал(а):

Авторы более менее серьёзных трудов не упоминают про брод в районе ж/д моста.

Ну не упоминают,не упоминают,и что?Может он их просто не интересовал.

ЮрийЛ написал(а):

Да и Гарин-Михайловский писал: «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе.
Другими словами оба берега реки и ложе скалисты здесь."

Так для коровок это и хорошо может,не увязнут в топком берегу.

ЮрийЛ написал(а):

Как-то читал, что до 19 века пастухи в брод через Обь перегоняли осенью скот на другой берег.

А интересно,скот гоняли только в одну сторону?Если в обе,то тогда,когда в другую?Весной по льду?

0

9

Июнь 2012
http://i75.fastpic.ru/thumb/2015/1222/0a/b20315ccae3ff39945e1b248ef6d760a.jpeg

0

10

Я конечно, не "Автор более менее серьёзных трудов", но отписался по этому поводу:
"Павлодарский купец первой гильдии Сорокин Фёдор с чернорецким купцом Насоновым в 1860-х годах скупали скот на степных ярмарках в районе Семипалатин-ска, а по весне перегоняли гурты в Томск. Прогон шёл вдоль реки Карасук, через де-ревню Верхне-Чиковскую, «плавили» у Кривощёково, и далее, через Ояшское. Также переправы Кривощёково и Мало-Кривощёково были популярны у транзитных гур-товщиков, гнавших скот на Кузбасс, прииски Салаира и дальше, в Восточную Сибирь.
Выгоду скотопрогона быстро оценили казаки. В докладах Сибирского линей-ного казачьего войска отмечено, что «торговлю казаков составляют главнейшим об-разом лошади и рогатый скот, которые приобретаются большей частью у киргиз и продаются значительными табунами и гуртами в Томскую и Енисейскую губернии». Плавка скота была неплохим доходом и для селян. Прасолы платили за помощь по 4-5 копеек с быка. В записке старшего губернского ветврача Эдуарда Доминиковича Жуковского указывается, что в 1872 году через Кривощёковскую волость «прошло 1792 быка и 1050 баранов; в 1873г. – 1750 быков, 3000 баранов и 200 лошадей; в 1874г. – 3450 быков, 2550 баранов и 500 лошадей». В телеграмме исправника Бурча-нинова и ветврача Жуковского указано, что только в один день, 27 мая 1889 года Со-рокин Логин Фёдорович «переплавлял в Кривощёкове 2152 быка и 1400 баранов». Через губернию ежегодно прогонялось до 25000 голов скота".

+1

11

golod написал(а):

в 1872 году 1050 баранов; в 1873г. – 3000 баранов; в 1874г. – 2550 баранов. 27 мая 1889г 1400 баранов

Думаю, что само наличие баранов/овец на переправе исключает использование брода в качестве этой переправы.
Я и написал выше, что переправа у с.Кривощёково была. Но это была оборудованная ПЕРЕПРАВА, а не брод.

golod написал(а):

27 мая 1889г

Ну а в конце мая вообще половодье на Оби.
Уверен, 27 мая ни один брод на Оби не функционировал, где бы он не был. Только переправа.

Отредактировано ЮрийЛ (23-12-2015 12:51:27)

0

12

Андрей Пилипенко написал(а):

Ну так объясните почему.

Изыскатели указывали, что у с.Кривощёково самое узкое место русла реки.
А в узких местах рек либо бОльшая глубина, либо мощнее течение, либо оба фактора вместе.
Это и исключает наличие брода через реку в её самом узком месте.
А вот под будущей дамбой ГЭС был перекат - это удобное место для брода.

И потом, ж/д мост стоит в районе гранитной "трубы", а до появления плотины ОбьГЭСа в районе моста на дне не было песка, грунта - "голый" гранит.
А это означает, что глубина реки с тех давних пор не изменилась.
Вот лоция р.Обь. Посмотрите глубины - даже сегодня глубина фарватера у Ж/Д моста 5.8-5.9 метров.
Ну не бывает брода через узкую каменную трубу.

http://www.fishingsib.ru/images_texts/locia/page27.jpg

Отредактировано ЮрийЛ (23-12-2015 10:09:43)

+1

13

Андрей Пилипенко написал(а):

А интересно,скот гоняли только в одну сторону?Если в обе,то тогда,когда в другую?Весной по льду?

Не вижу повода гонять скот туда-обратно. С травой/водой везде было тип-топ.

Преимущественно гнали с запада на восток:
- лошадей, скупленных гуртом на ярмарках по Барабе, в основном, для работ на восточносибирских приисках.
- коров и овец с Барабы и от киргизов, чтоб прокормить Томск и восточносибирские города.

Отредактировано ЮрийЛ (23-12-2015 11:02:14)

0

14

ЮрийЛ написал(а):

Но это была оборудованная ПЕРЕПРАВА, а не брод.

Вы думаете,что скот реально мог в брод именно переходить,а не переплывать Обь?

0

15

Да.
А Вы не верите?
Но позвольте, ведь на наличие в стародавние времена именно БРОДА в районе города Новосибирска указывают так много документов.
При этом я уверен, что пересечь всю Обь вплавь - это не есть БРОД через Обь.

0

16

Ну не знаю... По перекатам?Но сейчас они под плотиной ГЭС? Хм,сейчас то это не проверишь.
А чё за перекаты такие на Оби? Они были единственные тут?

0

17

Андрей Пилипенко написал(а):

А чё за перекаты такие на Оби? Они были единственные тут?

Перекатов на Оби около сотни, из них десяток в районе города Новосибирск - полистайте лоцию Оби (перекаты Огурцовский, Песчаная коса, Малокривощёковский, Бугринский, Новосибирский, Кудряшовский и др.)

0

18

ЮрийЛ написал(а):

А Вы не верите?

Нет.Хоть с перекатами хоть нет.Не та река,чтоб по ней ходить.

+1

19

Андрей Пилипенко написал(а):

Не та река,чтоб по ней ходить.

Но есть масса документов, утверждающих, что был брод через Обь в районе будущего Новосибирска. Как быть с этим?

Чтоб опровергнуть/подтвердить эти утверждения, необходимо найти в архивах отчёт Викентия Ивановича Роецкого,
руководителя специального подразделения в составе 5-й изыскательской партии, производившего замеры глубин в этой части Оби
с целью детального изучения мест возможного мостового перехода.

И ещё. М/б подсказку содержат Приложения к Отчёту по постройке Западно-Сибирской железной дороги. Пояснительные записки. Разд. Искусственные сооружения. СПб, 1898г.

Отредактировано ЮрийЛ (25-12-2015 01:23:26)

0

20

ЮрийЛ написал(а):

Но есть масса документов, утверждающих, что был брод через Обь в районе будущего Новосибирска.

Тоже заинтересовался этим вопросом, потому как даже не могу представить наличие каких либо бродов на Оби ( потому как считаю, что такого быть не может в принципе ).
Покурил Интернет и вот что нашёл.
(с) " Важное значение ( имеется в виду изыскание места мостового перехода ) имела рекогносцировка мест весеннего переплава скота, широко практиковавшаяся в военной разведке. В полосе изысканий находилось несколько таких переправ, различающихся по условиям. За Обью они были привязаны к "проходным гривам" широтного простирания, которыми пользовались скотопромышленники для перегона скота на продажу в Восточную Сибирь. Подгон гуртов с запада осуществлялся тремя основными путями: северным - от оз.Чаны, средним - вдоль р.Карасук и южным - из Кулунды. Группируясь в верховьях р.Чик, в дачах с.Федосовского, скот двигался в зависимости от целей перегона, либо вдоль Чика к переправам у Колывани и Дубровино, либо напрямую степью к Кривощёково и Мало-Кривощёково, где с помощью местных крестьян и переправлялся за Обь. Губернские власти контролировали пути передвижения скота и главные переправы для предотвращения распространения эпизоотий."
Следовательно, речь шла именно о переправе ( переплаве ), а никак не о броде.

Отредактировано Ромуальдович (25-12-2015 01:21:16)

0

21

Ромуальдович написал(а):

к переправам у Колывани и Дубровино, либо к Кривощёково и Мало-Кривощёково

1. А как же переправа у д.Верхне-Чемская? Почему про неё ни слова?
Ведь почему-то именно здесь была налажена круглогодичная переправа на Барнаульском тракте,
связавшим Большой Сибирский (Московский) тракт с Барнаульским сереброплавильным заводом?

2 Почему в цитате указано про ВЕСЕННИЙ переплав скота? А как же в межень?

3. И что отмечено на карте, что я выложил на старте темы?

Отредактировано ЮрийЛ (25-12-2015 01:52:03)

0

22

ЮрийЛ написал(а):

И что отмечено на карте, что я выложил на старте темы?

Возможно, это паром из старого Бердска на левый берег Оби.
Фотография его ( кажется, это 30-е годы ) довольно известна.

http://images.vfl.ru/ii/1593267008/f4b86920/30925655_s.jpg
Впрочем, я не утверждаю.
Может, кто ещё скажет своё веское слово?

0

23

Ромуальдович написал(а):

Фотография его ( кажется, это 30-е годы ) довольно известна.

В 30-е годы брода не могло быть в принципе, потому что уже вовсю ходили пароходы Н-ск - Барнаул.

0

24

Возможно, переправа была комбинированная: какая-то часть реки пересекалась вброд, а дальше - на пароме. А в быту использовалось, как более короткое, слово: БРОД. http://nsk-kraeved.ru/files/000a/1b/4d/10825.png  А так тоже сложно представить, как перейти Обь вброд всю.

+2

25

АндрейКА написал(а):

переправа была комбинированная:

https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

0

26

Только что проконсультировался со знающим человеком. Есть у  речников такое понятие: минимальная гарантированная глубина. Так вот, в этом году м.г. г. была 160 см. И это с учетом того, что фарватер углубляется, а уровень регулируется по просьбе речников. В старые добрые времена кое-где она была 90-120 см. , а то и 60-90. Тогда судоходство прекращалось. Это начитывали студентам Водника еще 30-40 лет назад. Так что вполне могли быть и просто броды. Но, думаю, для гарантированного сообщения использовались все-таки комбинированные переправы.

Отредактировано АндрейКА (26-12-2015 12:33:57)

+1

27

с XVIIв. самым распространенным грузовым судном на оборудованных переправах через крупные реки Западной Сибири был
ДОЩАНИК различной конструкции и грузоподъёмности (стоимость перевоза повозки составляла 30 коп. с лошади):

http://ic.pics.livejournal.com/urator/22574007/106733/106733_600.jpg

Отредактировано ЮрийЛ (27-12-2015 14:57:31)

0

28

А вот пример использования дощаника в качестве парома.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/ilinanja.8/0_54412_931604a4_L

0

29

Судя по осадке, на этот дощаник еще не одну телегу загрузить можно. Просто и эффективно.

0

30

пусть здесь будет

http://images.vfl.ru/ii/1504200777/7a78565a/18436922_s.jpg

0

31

carcano написал(а):

пусть здесь будет

меня тут уязвили за "женский" взгляд, поэтому себе позволю уличить мужчин в отсутствии логики и пренебрежении к терминам. Что есть брод и перевоз (переправа), вы же знаете?
О коровьем броде в этих местах кто только чего не писал (кстати, напомню: эти "писатели" были мужчинами), написали примерно столько же, сколько о пресловутых военных топографах, которых, как доказал С.К. Канн, не было. В этой связи интересно, откуда цитата Константина

Я конечно, не "Автор более менее серьёзных трудов", но отписался по этому поводу:
"Павлодарский купец первой гильдии Сорокин Фёдор с чернорецким купцом Насоновым в 1860-х годах скупали скот на степных ярмарках в районе Семипалатин-ска, а по весне перегоняли гурты в Томск. Прогон шёл вдоль реки Карасук, через де-ревню Верхне-Чиковскую, «плавили» у Кривощёково, и далее, через Ояшское. Также переправы Кривощёково и Мало-Кривощёково были популярны у транзитных гур-товщиков, гнавших скот на Кузбасс, прииски Салаира и дальше, в Восточную Сибирь.
Выгоду скотопрогона быстро оценили казаки. В докладах Сибирского линей-ного казачьего войска отмечено, что «торговлю казаков составляют главнейшим об-разом лошади и рогатый скот, которые приобретаются большей частью у киргиз и продаются значительными табунами и гуртами в Томскую и Енисейскую губернии». Плавка скота была неплохим доходом и для селян. Прасолы платили за помощь по 4-5 копеек с быка. В записке старшего губернского ветврача Эдуарда Доминиковича Жуковского указывается, что в 1872 году через Кривощёковскую волость «прошло 1792 быка и 1050 баранов; в 1873г. – 1750 быков, 3000 баранов и 200 лошадей; в 1874г. – 3450 быков, 2550 баранов и 500 лошадей». В телеграмме исправника Бурча-нинова и ветврача Жуковского указано, что только в один день, 27 мая 1889 года Со-рокин Логин Фёдорович «переплавлял в Кривощёкове 2152 быка и 1400 баранов». Через губернию ежегодно прогонялось до 25000 голов скота".

Но все может быть - не из собственных же фантазий люди берут информацию? Где-то читала, что река может существенно менять свое русло, глубину и проч., даже в условиях скалистого берега, как в р-не Кривощекова. Знать бы только, кому верить!
Я тоже лет 5 назад была увлечена поисками карт, нашла скотопрогонную карту без даты, но не ранее 1880-х гг. Изучив окрестности Кривощекова, поняла, что не проходила в конце 19 в. скотопрогонная дорога, а значит, и брода никакого не было. Как не было у кривощековских крестьян переправы. Вероятно, особенности реки не давали такой возможности, или это было слишком затратно до появления города
http://i85.fastpic.ru/big/2016/1217/39/2d9a7de2491e5cd5e353a0043f1acc39.jpg

0

32

Natalya написал(а):

не из собственных же фантазий люди берут информацию?

Нет, конечно. В оригинале же полно ссылок. В т.ч и на С.К. Канна
"В начале 1870-х годов Министерство внутренних дел организовало в степях южной Сибири специальную ветеринарную экспедицию врача Г.В. Кравцова. Вопросы скотопрогонных путей и процесс переправы скота был описан С.К. Канном в исследовании «Социально-экономические условия возникновения Новосибирска» [62].
Павлодарский купец первой гильдии Сорокин Фёдор с чернорецким купцом Насоновым в 1860-х годах скупали скот на степных ярмарках в районе Семипалатинска, а по весне перегоняли гурты в Томск. Прогон шёл вдоль реки Карасук, через деревню Верхне-Чиковскую, «плавили» у Кривощёково, и далее, через Ояшское [65]. Также переправы Кривощёково и Мало-Кривощёково были популярны у транзитных гуртовщиков, гнавших скот на Кузбасс, прииски Салаира и дальше, в Восточную Сибирь.
Выгоду скотопрогона быстро оценили казаки. В докладах Сибирского линейного казачьего войска отмечено, что «торговлю казаков составляют главнейшим образом лошади и рогатый скот, которые приобретаются большей частью у киргиз и продаются значительными табунами и гуртами в Томскую и Енисейскую губернии» [35]. Плавка скота была неплохим доходом и для селян. Прасолы платили за помощь по 4-5 копеек с быка. В записке старшего губернского ветврача Эдуарда Доминиковича Жуковского указывается, что в 1872 году через Кривощёковскую волость «прошло 1792 быка и 1050 баранов; в 1873 г. – 1750 быков, 3000 баранов и 200 лошадей; в 1874 г. – 3450 быков, 2550 баранов и 500 лошадей» [37, ф.4, оп.1, д.266, л.73об-74]. В телеграмме исправника Бурчанинова и ветврача Жуковского указано, что только в один день, 27 мая 1889 года Сорокин Логин Фёдорович «переплавлял в Кривощёкове 2152 быка и 1400 баранов» [37, ф.4, оп.1, д.331, л.57]. Через губернию ежегодно прогонялось до 25000 голов скота [14]".

А ваш текст (фотография) откуда? Хорошо бы полностью документ изучить.

Отредактировано golod (17-12-2016 13:00:36)

0

33

А вот в статье Завьялова написано, что скотопрогон у нас в окрестностях шёл по маршруту Федосиха - Казаково - Чик - Катково - Соколово и далее выходил на Московский тракт. Выходит, переправа скота через Обь была где то в районе Дубровино?
И всё же очень интересует, каким образом переправляли скот. Вплавь?
Сам видел - коровы очень даже неплохо плавают...

Завьялов Алексей Александрович Особенности устройства постоянных скотопрогонных трактов на территории Алтая во второй половине xix начале XX в // Известия АлтГУ. 2011. № 4-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osoben … chale-xx-v (дата обращения: 17.12.2016).

Отредактировано Ромуальдович (17-12-2016 13:25:51)

+2

34

И всё же очень интересует, каким образом переправляли скот. Вплавь?
Сам видел - коровы очень даже неплохо плавают

Вот здесь все подробно описано: Условия возникновения Новосибирска

+1

35

intybus написал(а):

Вот здесь все подробно описано: Условия возникновения Новосибирска

golod написал(а):

В т.ч и на С.К. Канна

верно. Сергей Константинович хороший исследователь, давно работающий над этой темой. И хотя у нас есть с ним разногласия по некоторым вопросам, они находятся в созидательных рамках.

0

36

вот и я о том, что

хороший исследователь Сергей Константинович

упорно продвигает в своей подробной статье ту мысль, что Кривощёково к моменту строительства ж.д. представляло собой самое настоящее захолустье - ни скот тут не гоняли, ни переправы не было. Хотя, порой, информация весьма противоречива, в силу извечной неполноты.

golod написал(а):

А ваш текст (фотография) откуда? Хорошо бы полностью документ изучить.

если мы на "вы", то вот оттуда, откуда всегда, а для подтверждения сказанного вполне себе достаточен.

0

37

Natalya написал(а):

вот оттуда, откуда всегда

Из «Исторического обзора поселка Ново-Николаевска», составленного чиновниками Томского имения в 1901/2 гг. В нескольких вариантах есть в Барнаульском архиве

+1

38

intybus написал(а):

Из «Исторического обзора поселка Ново-Николаевска», составленного чиновниками Томского имения в 1901/2 гг. В нескольких вариантах есть в Барнаульском архиве

Спасибо

0

39

intybus написал(а):

Из «Исторического обзора поселка Ново-Николаевска», составленного чиновниками Томского имения в 1901/2 гг.

немного не так: это рапорт, составленный для руководства округа управляющим Томским имением Назаровым в феврале 1902 г., в целях подготовки землеотвода и выкупной сделки. В том числе - и мне это очень понравилось - в рапорте дан исторический очерк Ново-Николаевска. Полгода назад эти отрывки я опубликовала на ФБ, пусть и тут будут)
http://i85.fastpic.ru/big/2016/1218/aa/ca6757aa8de555e243e10d0fbcf795aa.jpg
http://i85.fastpic.ru/big/2016/1218/0a/b48366471f69ba399ab8cbcd8cab3b0a.jpg
http://i85.fastpic.ru/big/2016/1218/e3/3bd50b28112cf4d519a6d372729ed9e3.jpg
http://i85.fastpic.ru/big/2016/1218/e1/5b1e1cca66dcd6f334f19867700f3ce1.jpg

+4

40

Natalya написал(а):

пусть и тут будут)

Спасибо, Наташа! Интересно! :)

0

41

Ромуальдович написал(а):

А вот в статье Завьялова написано, что скотопрогон у нас в окрестностях шёл по маршруту Федосиха - Казаково - Чик - Катково - Соколово и далее выходил на Московский тракт. Выходит, переправа скота через Обь была где то в районе Дубровино?

Е.В.Барсуков в статье:
http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/his/ … 19-148.pdf
высказывает мнение, что у южных купцов для прогона скота был популярным маршрут по левому берегу Оби с перевозом скота через реку Обь на "Калмацком и Бухарском перевозе", который начинался от устья реки Уртамки и тянулся до деревни Кожевниково. Именно поэтому это место было выбрано для строительства Уртамского острога.

0

42

Были и такие грузовые плавсредства на переправах в Сибири:

http://images.vfl.ru/ii/1504200849/83b02e85/18436928_s.jpg

«Переправа через Енисей»
Источник: Нива. 1871. № 46

Отредактировано ЮрийЛ (07-02-2017 13:02:46)

+1

43

Вот ещё дощаник в качестве парома.

http://images.vfl.ru/ii/1593267087/4e7bfebc/30925666_m.jpg

+1

44

Переправа на пароме. 1890г.
Фотография из личной коллекции А.П.Чехова.

http://www.funeralportal.ru/upload/medialibrary/6c0/4.jpg

0

45

Natalya написал(а):

немного не так: это рапорт, составленный для руководства округа управляющим Томским имением Назаровым в феврале 1902 г., в целях подготовки землеотвода и выкупной сделки. В том числе - и мне это очень понравилось - в рапорте дан исторический очерк Ново-Николаевска. Полгода назад эти отрывки я опубликовала на ФБ, пусть и тут будут)

Историческій обзоръ поселка Ново-Николаевскаго. На томъ мѣстѣ, гдѣ въ настоящее время находится Ново-Николаевскій поселокъ, на правомъ берегу рѣки Оби по обѣимъ сторонамъ рѣчки Каменки до 1893 года находился сосновый лѣсъ, съ примѣсью березы и осины,входившія въ составъ Обскаго бора   (по новой терминологіи лѣсоустройства 1897 года "Николаевскаго" бора). Противъ села Кривощековскаго (расположеннаго на лѣвой сторонѣ р.Оби) въ указанномъ бору ниже впаденія въ Обь рѣчки Каменки имѣлся въ то время небольшой выселокъ села Кривощековскаго подъ названіемъ "Гусиный выселокъ" или "Гусиная пристань", какъ разъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ впослѣдствіи прошла желѣзная дорога.
Въ этомъ поселкѣ было всего 33 жителя. Перевоза черезъ р.Обь не существовало вовсе и жители выселка пользовались лодками.
Съ весны 1893 года приступлено было къ постройкѣ желѣзной дороги, и уже въ началѣ Мая этого же года устроенъ перевозъ черезъ Обь. 5 Октября 1893 г. на имя начальника Алтайскаго Округа поступило прошеніе отъ разночинцевъ, прибывшихъ изъ разныхъ губерній для постройки Сибирской желѣзной дороги". Просители въ числѣ 2 человѣка ходатайствовали о разрѣшеніи имъ построить на берегу рѣчки Каменки небольшія избушки. 22 Октября 1893 г. подлѣсничій Алтайскаго Округа Кривощековскаго участка Хлѣбниковъ доносилъ Округу, что "на правомъ берегу р.Оби и на лѣвомъ берегу рѣч. Каменки въ боровомъ мѣстѣ разные пришлые рабочіе по жѳлѣзнодорожной постройкѣ выстроили себѣ небольшія избушки въ числѣ 63-хъ, занявъ площадь земли до 4-хъ десятинъ; тамъ же, по донесенію подлѣсничаго, поселились крестьяне выселка Кривощековскаго, построивъ себѣ до 15 дворовъ и захвативъ до 3-хъ десятинъ земли. "Въ образовавшемся такимъ образомъ маленькомъ селеніи имѣлась уже, по донесенію подлѣсничаго, одна лавка (крестьянина Кандратьѳва); кромѣ того на полосѣ отчужденія построено было рабочими еще 5 домовъ, временные балаганы, землянки и одна лавка съ съѣстными припасами.
Къ постройкѣ желѣзнодорожнаго моста черезъ р.Обь приступлено было съ весны 1894 г. Въ теченіе всей зимы 1893-94 г.г. въ Главное Управленіе Алтайскаго Округа поступилъ цѣлый рядъ ходатайствъ отъ разныхъ лицъ съ просьбами отвести имъ участи земли на правомъ берегу рѣки Оби противъ села Кривощековскаго вблизи полотна строющейся желѣзной дороги. Для удовлетворенія этихъ ходатайствъ Главное Управленіе командировало на мѣсто чиновника по сбору аренды Бородухо, который рапортами с 26 Мая 1894 г, за №№ 240 и 241 представилъ въ Главное Управленіе слѣдующія данныя: "На правомъ берегу рѣки Оби противъ села Кривощековскаго вблизи строющейся желѣзной дороги по обѣимъ сторонамъ рѣчки Каменки въ боровой мѣстности уже поселились самовольно многія лица числомъ до 300 усадебъ; изъ нихъ до 38 усадебъ, принадлежащихъ собственно крестьянамъ села Кривощековскаго, а остальныя пришлымъ лицамъ разныхъ сословій, какъ то: мелкимъ торговцамъ, купцамъ, промышленникамъ, рабочимъ и проч. Усадьбы означенныхъ лицъ, большая часть которыхъ состоятъ изъ землянокъ и небольшихъ избъ, построены безъ всякаго порядка и соблюденія строительнаго и пожарнаго уставовъ, очень скучено, при чемъ въ поселеніи этомъ не оставлено не только свободныхъ мѣстъ для улицъ и переулковъ, но и надлежащихъ разрывовъ между постройками".
Въ отвѣтъ на этотъ рапортъ 23 Іюня 1894 года послѣдовало распоряженіе Начальника Алтайскаго Округа г.Болдырева принять немедленно мѣры къ полному упорядоченію этого поселенія, къ выработкѣ проекта будущаго поселка распланировкой мѣстности, разбивкой на кварталы и улицы. каковое распоряженіе и было приведено въ исполненіе въ томъ же году. Осенью 1894 года во вновь образовавшемся поселкѣ было уже, по донесенію чиновника Бородухо (7 Ноября I894 года), роздано въ аренду разнымъ лицамъ усадебъ по правую сторону рѣчки Каменки-385 и кромѣ того 14 торговыхъ помѣщеній. Такимъ образомъ основаніе нынѣшняго поселка слѣдуетъ отнести къ осени 1894 года т.е. къ тому времени, когда Главнымъ Управленіемъ Алтайскаго Округа санкціонировано было образованіе поселка и распланировано мѣсто для него. За истекшіе съ тѣхъ поръ 8 лѣтъ ростъ поселка шелъ необыкновенно быстрыми шагами.

http://images.vfl.ru/ii/1515529066/5f1311a1/20080631_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1515529066/4ef644fb/20080632_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1515529066/414fd09b/20080634_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1515529066/582230c7/20080635_m.jpg

+1

46

ЮрийЛ написал(а):

Вот лоция р.Обь. Посмотрите глубины - даже сегодня глубина фарватера у Ж/Д моста 5.8-5.9 метров.

ЮрийЛ выше привёл лоцию Оби: Брод через реку Обь
Я приведу её кусочек:

http://images.vfl.ru/ii/1586689170/f96eae2a/30198671.jpg

Обратил внимание на красный контур вокруг ж/д-моста "ЯКОРЕЙ НЕ БРОСАТЬ".
У Октябрьского моста такого контура нет, как его нет и на всей карте.
Сразу в голову полезли мысли о принципе работы якоря. Первое, что пришло в голову: ЯКОРЬ НЕ РАБОТАЕТ НА ГРАНИТЕ!
Можно тут посмотреть как работает якорь: https://www.youtube.com/watch?v=pug8W0cMt6c

Отсюда всплыли воспоминания о месте, которое было выбрано для постройки ж/д-моста, воспоминания о гранитной "трубе".
Получается тогда, что на дне именно в этом месте есть сильно выступающий на поверхность перешеек гранита, а слева и справа от него тоже гранит, но он более глубже и замыт песком в один уровень с этим перешейком.
Где-то тут выше было отмечено, что до постройки ГЭС на дне вообще не было песка, тогда получается, что перешеек был выше всего того, что слева и справа от него. В каком-то смысле это тогда можно назвать бродом, но не совсем, конечно. (не думаю, что там много песка сюда нанесло).

А я, собственно, за вопросом сюда зашёл.
Может кто знает, на лоциях таким красным пунктиром и правда место выхода гранита помечают или какая-то другая причина запрета бросать якорь именно под ж/д (тогда всё выше написанное про выступающий из под дна брод-перешеек ложно)?

Отредактировано VECTOR (12-04-2020 18:11:49)

0

47

Сам попытаюсь что-нибудь сказать на этот счёт.
Посмотрел, так знак "Якорей не бросать" может стоять там, где по дну проложены кабели, но могут быть и другие причины.
Как я помню, там сверху высоковольтные провода по мосту идут, так может поэтому и причина этого предупреждения, т.е. чтобы корабли под проводами не торчали.
А по схеме Адрианова следует, что изолиния 117 метров вблизи Каменки была ближе к берегу, т.е. первая опора стоит глубже, чем в первоначальном варианте.
Далее следует бугор на дне, и вторая опора тоже в пределах 117 метров. А в первоначальном варианте вторая опора уже бы была несколько глубже этой, на уровне 116 метров.
Жаль, что нет полной карты, тогда бы было всё понятнее.
Быть может, что несколько сотен назад, когда Обь была менее полноводной, то тут и правда был брод. По-крайней мере вторая опора менее глубоко, хотя и ближе к берегу. :)
Ведь не зря где-то в пределах Новосибирска находят артефакты медного века, что-то около 10,000-летней давности. Пешком тогда переходили именно это место.
Новосибирску - 10,000 лет. :)

http://images.vfl.ru/ii/1586694983/62424135/30199741_m.jpg

Отредактировано VECTOR (12-04-2020 20:13:38)

0

48

VECTOR написал(а):

акая-то другая причина запрета бросать якорь именно под ж/д

Безопасность

0

49

golod написал(а):

Безопасность

Под Октябрьским значит безопасно. Будем знать. :)

0

50

VECTOR написал(а):

Под Октябрьским значит безопасно

У жд и авто очень разная степень охраны. И контур не зря смещён выше по течению.

Отредактировано golod (12-04-2020 21:06:02)

0