Особый интерес у меня вызвало прочтение последнего разворота Памятки.
Да, интересное чтиво! Понравилась фраза "Там, где люди спешат, всегда имеется пассажир такси".
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Такси (пассажирские и маршрутные) » Такси на улицах города
Особый интерес у меня вызвало прочтение последнего разворота Памятки.
Да, интересное чтиво! Понравилась фраза "Там, где люди спешат, всегда имеется пассажир такси".
Отыскался артефакт 55-летней давности - отцовское удостоверение общественного контролёра контрольно-ревизионной службы (КРС). Сейчас удивляюсь, где батя столько времени находил, чтобы кроме основной работы таксиста быть ещё активным членом новосибирского автомотоклуба, общественным инспектором ГАИ, и вдобавок - контролёром...
общественного контролёра
Сей артефакт - есть индульгенция на бесплатный проезд в общественном транспорте.
Сей артефакт - есть индульгенция на бесплатный проезд в общественном транспорте.
И при этом лишь на 3,5 месяца почему-то.
В домашнем архиве нашлась статья "Наше первое такси", опубликованная в "Советской Сибири" 25 марта 1992 года. Не стал открывать новую тему (областную), выкладываю здесь.
Сибирь: страницы истории
ПЕРВОЕ НАШЕ ТАКСИ
«История, в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
И. КАРАМЗИН.Первый автомобиль с паровым двигателем был изобретен Ж. Коньо еще в 1769—1770 гг., но толчок развитию дал лишь автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, сконструированный Г. Даймлером. К. Венцем в 1885— 1886 гг.
В конце XIX в. возникла автомобильная промышленность.
В Россия автомобили начали производить на Русско-Балтийском заводе только в 1909 г. и до 1915 г. изготовили всего 600 штук. В Западной Европе и Северной Америке в 1912 г. насчитывалось до 800 тыс. автомобилей различных систем.Необычайный рост количества автомашин в европейских странах, автомобильные гонки в г. Остенде, где водитель А. Дюре развил скорость в 211 верст (около 225,7 километра в час), пробег на автомобилях, мощностью в 60 л. с., совершенный через Сибирь в Европейскую Россию, возбудил интерес к этому средству транспорта и за Уралом.
Хотя в России автомобили выпускались в единичных экземплярах, но ими торговали более 100 отделений разных заграничных фирм. Международное сотрудничество позволяло быстро наполнить рынок новейшим товаром.
В Сибири автомобильный транспорт начал развиваться в тяжелых условиях. Вдали от центров производства автомобилей невозможно было эксплуатировать машины без специальных мастерских, запасных частей к опытных ремонтников.
Но при одной-двух автомашинах такие мастерские наверняка были бы убыточными. Вредили развитию автомобилизма, с одной стороны, желание покупателей приобрести автомобиль подешевле, а с другой — стремление фирм сбыть в глубинку машины устарелых и неудачных конструкций.
Пионеры автомобилизма, по неопытности, приобретали плохие машины, бистро разочаровывались в их пользе и прекращали дело. Так что первые опыты развития автомобильного транспорта в Сибири явно потерпели наудачу.Автомобильное движение между городами Семипалатинском и Барнаулом. Славгородом и Павлодаром
прекратилось из-за отсутствия ремонтных мастерских, запасных частей и специалистов. Видя это, свой вклад решило внести переселенческое управление, которое фактически выполняло роль земства в Сибири.Переселенческие органы осушали болота Барабы, строили дороги, школы и церкви, оказывали агрономическую помощь крестьянам, больницы управления считались лучшими в крае. Вполне естественно, что они стали и пионерами в развитии автомобилизма. Именно эго управление в 1911 г. решило приобрести один грузовик, приспособленный для перевозки людей и грузов.
Автомобиль, мощностью в 30 л. с., приобрели за 9362 руб. 46 коп. Он прибыл в Сибирь в апреле 1911 г., а с 1 мая 1911 г. открыли автомобильное сообщение между Татарском и Купином.
За проезд на автомобиле взимали довольно высокую плату — 6 руб., но для переселенцев ввели пониженный тариф — два рубля. Детям плата за проезд снижалась на 50 процентов. За груз брали по 20 коп. с пуда. Хотя на такси взимали довольно высокую плату, но она все же была ниже, чем стоил проезд от Татарски до Купина на подводах (8—12 руб.).
Движение по трассе осуществлялось с большими сложностями. Дорога требовала капитального ремонта. Нужно было поднять насыпь. установить дренажную систему, ликвидировать выбоины. В сырую погоду автомобиль буксовал и задерживался в пути.
Чтобы сократить время на извлечение автомобиля из грязи, к втулкам задних колес болтами крепили железные барабаны. К ним прикрепляли стальные тросы, соединенные с железным якорем. При буксовке его закладывали впереди автомобиля на твердом грунте, трос наматывался на барабан. и автомобиль шел вперед.
Движение по трассе осуществлялось только летом в в сухую погоду. В 1912—1913 гг. производились опытные зимние поездки, которые показали, что при наличии снегоочистителя линия могла работать и зимой, но рейсы в зимнее время были убыточными, поэтому машины ставили на ремонт.
При движении по дорогам, покрытым ухабами, запасные части быстро изнашивались. Например, в 1913 г. на ремонт потратили 937 руб., что составило десятую часть стоимости автомашин.
Ряд запасных частей вообще было трудно достать, а это вызывало остановки движения и приносило убытки владельцам. В 1913 г. на 7 дней прекращалось движение из-за отсутствия поставок бензина во время забастовки на нефтяных промыслах братьев Нобель.
Автомобиль обслуживали шофер и подручный. Подручный загружал и разгружал грузы, смазывал и мыл автомашину, заливал воду в радиатор, носил якорь при буксовке и т. д. Водителю платили 76 руб. в месяц, подручному—40. Это были очень высокие оклады, если учитывать, что сельскохозяйственный рабочий получал 10— 15 руб.
Администрация обосновывала необходимость высоких окладов тяжелыми условиями работы, но, несомненно, что на величину жалованья оказало влияние и отсутствие умелых водителей в Сибири. Автомобиль имел четыре передних и одну заднюю скорости, но они зависели от состояния дороги. При поломках в пути для охраны автомобиля во время ремонта в ночное время нанимали сторожа.
При всех трудностях эксплуатации Автомобиль за несколько лет окупал себя. В 1911 г. выручки от перевозок людей и грузов составила 2286 руб. 41 коп., а в 1912 г. уже 5040 руб., так как из-за отсутствия снега движение по трассе продолжалось всю осень. В 1912 г. переселенческое управление за 9713 руб. купило второй автомобиль, но он прибыл в район лишь 11 ноября и начал эксплуатироваться с 1913 г.
В этом году автомобильное сообщение между Татарском и Купином качалось с 1 мая. Один автомобиль выходил из Татарске, другой шел навстречу ему из Купина. Перед администрацией встал вопрос о постройке гаражей в местах стоянки автомобилей. В Татарске под гараж отвели здание на врачебно-переселенческом пункте, в Купине приспособили помещение, купленное у частого лица.
В 1913 г. планировалось открыть автомобильное сообщение еще по двум линиям: Татарок—Славгород и Славгород—Камень, оборудовав каждую линию двумя автомобилями. В Славгороде возвели гараж стоимостью в 797 руб. закупили запасных частей на 7329 руб. Для двух новых линий в июне 1912 г. швейцарской фирме «Адольф Заурер» заказали два автомобиля мощностью 45 л. с. Чтобы выручка покрывала расходы на эксплуатацию, переселенческое управление повысило тарифы за проезд: с частных лиц стали брать по 8 рублей, с переселенцев— по 4 руб.
Детям предоставлялась скидка на 50 процентов. Заказанные новые машины пришли лишь в начале октября 1913 г., поэтому в 1913 г. перевозки по линиям Татарск— Славгород и Славгород — Камень осуществлял лишь одни автомобиль.
В 1914 г. перевозки пассажиров и грузов из Татарска осуществлялись уже на четырех машинах. С начала первой мировой войны в августе 1914 г. автомобили были мобилизованы для нужд фронта.
Деятельность переселенческого управления способствовала развитию автомобильного транспорта в Сибири. Автомобили стали приобретать купцы и промышленники. Например, в Бердске приобрел автомобиль купец В. А. Горохов.
Г. НОЗДРИН.
Ощущение, что фото немного "обрэзано".
Авария. И что-то странное полу-торчит (или полу-лежит?) поперек тротуара, идущего вдоль северного забора сквера перед театром.
Отредактировано petrogradskiy (14-02-2021 18:39:56)
Ощущение, что фото немного "обрэзано".
Верно замечено. По высоте оригинальное фото сохранено. По ширине, слева, оно урезано из-за неприглядного вида бюста Покрышкина (половина головы отсутствует). Поэтому. вот так.
. Водителю платили 76 руб. в месяц, подручному—40. Это были очень высокие оклады, если учитывать, что сельскохозяйственный рабочий получал 10— 15 руб.
Простому учителю 90 руб.
Похоже на конечную остановку трамвая.
Интересная вывеска - "Скупка часов".
Зачем?
Фонарные столбы, как на вокзале.
Привокзальная площадь, короче.
Вид в сторону Челюскинцев.)
Отредактировано VECTOR (09-07-2021 11:20:00)
Новосибирск 40-х - 50-х » Где это?
По домам, столбам, стоянке такси, даже киоску всё понимаю. Но такой вид обманчивый!
Классно!
Фонарные столбы, как на вокзале.
Привокзальная площадь, короче.
Вид в сторону Челюскинцев.)
Если уж точнее, вид в сторону угла Челюскинцев-Ленина.
Интересная вывеска - "Скупка часов".
Зачем?
Потому что у вокзала.
Потому что у вокзала.
Зачем скупать?
VECTOR
Почистить и в комиссионку, ну и на запасные части.
Привокзальная площадь, короче.
Первая мысль была такой-же.
Но здание за трамваем опознать не смог.
Смущают окна лестничного марша дома на углу Челюскинцев и Ленина.
Почистить и в комиссионку, ну и на запасные части.
Или украл часики и и тут же сдал их за бесценок, заодно избавившись и от улик.
Зачем скупать?
Бывают форсмажорные ситуации, когда нужны деньги на проезд. Часы - ценный и ликвидный актив.
Бывают форсмажорные ситуации, когда нужны деньги на проезд. Часы - ценный и ликвидный актив.
Ага, наверное так.
Просто интересно стало где их потом сбывали. В комиссионках, наверное.
Отредактировано VECTOR (09-07-2021 15:27:52)
Интересная вывеска - "Скупка часов".
Зачем?
Там в 50-е часовая мастерская артели Зенит была.
Может скупали на детали.
К тому же, они предлагали к реализации "часовую фурнитуру ко всем часам отечественных марок".
Зачем скупать?
Ещё в конце 70-х была услуга: - принести старые неисправные часы и получить такие же старые, но на ходу после ремонта
Ещё в конце 70-х была услуга: - принести старые неисправные часы и получить такие же старые, но на ходу после ремонта
Точно! Я на Станиславского 3, сдал старые мамины часы Заря, а в обмен за 70 коп получил часы Луч. Эти часы и сейчас живы, только завода хватает на половину суток и отстают шибко - младший сын, их месяца два тому, пустить пытался.
Тот же ракурс, и трамвайчик на месте!)
И все-таки характер остекления лестничных маршей к 1964 году как-то видоизменился. Видимо уменьшили площадь остекления, или это оптический обман?
где движется транспорт?
Вокзальная магистраль. Направление движения от вокзала к площади Ленина.
Вокзальная магистраль. Направление движения от вокзала к площади Ленина.
Верно!
Типичная обманка.
Сели вместе, а выходили поочередно.
Сколько платить по таксометру каждому вышедшему из такси, в том числе - последнему?
Кстати, если мне не изменяет память, раньше была такса и по 10 коп. за км. пробега.
Типичная обманка.
Сели вместе, а выходили поочередно.
Сколько платить по таксометру каждому вышедшему из такси, в том числе - последнему?Кстати, если мне не изменяет память, раньше была такса и по 10 коп. за км. пробега.
По-моему, тариф 10 копеек за км существовал до 1976-77 годов, потом стал 20 коп.
Что касается оплаты по таксометру, то, если дружно сели и так же дружно вышли, то, сколько набежало по счетчику, делили на 4-х.
В других случаях, если подсел в такси, сразу обрати внимание на счетчик, чтобы не переплачивать на выходе. Конечно, в ряде случаев была и обманка.
Я хорошо помню, как в 1975-м регулярно днем добирался с ост-ки Дом одежды до Вокзала на такси, обычно по счетчику набегало под 90 копеек. Платил рубль.
Разбитый передок 21-й "Волжанки", принадлежащей ЛТХ-1 (таксопарку в Октябрьском р-не), 1963 год.
Это же кадр из фильма Фильм "Ещё раз о пешеходе". 1963г.
НЕ СБЫЛОСЬ!
Поместил вырезку из "Вечёрки" от 8 января 1963-го сюда, в "таксишную" тему.
Ого! Это нынешний "Автоград"?
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Такси (пассажирские и маршрутные) » Такси на улицах города