"СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ", № 253—(903), Четверг, 9-го ноября, 1922 г.
Октябрьские торжества в Новониколаевске
Утром
7 ноября. Ясное морозное утро. Идет маленький снег. Земля покрыта снежным ковром.
По улицам города развеваются красные флаги. Их много. В центре почти над каждым домом развивается красное полотно. На Красной площади между арками издали ярко выделяется широкая красная лента.
Этот Октябрьский праздник является общим. В публике чувствуется настроение большого торжественного праздника.
Все граждане вышли на улицу праздновать пятый Октябрь Праздник сегодня необычайный. Целый день вокруг площади и Красного проспекта оживление. Колышутся красные знамёна.
Открытие памятника.
В 10 час утра Красная площадь вокруг памятника было уже запружена профессиональными организациями и воинскими частями.
Центр сегодняшних торжеств сосредоточен на открытии памятника жертвам революции. По средине Красной площади над братской могилой за деревянной изгородью величаво выделяется пьедестал памятника с черным покрывалом.
Открыт только неугасаемый факел. На пьедестале памятника по углам выстроены колонны. У каждой из колонн стоит стража с обнаженными шашками. Это охрана памятника.
Иллюминовать памятник пылающим в ночное время пламенем осуществить не удалось. Поэтому ныне законченное железобетонное пламя сделано темным, а через скалу и факел заложен толстый кабель, пожертвованный электростанцией.
Тот кабель позволит в любое время установить электрическое освещение и соединиться с городской электростанцией.
Это будет сделано в скором времени. Теперешнее пламя будет снято, а вместо него будет поставлена большая электрическая лампа красного цвета на 1ооо свечей, которая в ночное время будет светиться красным пламенем.
Сооружение памятника обошлось в 2 000 000 руб. При переводе на золотой рубль эта сумма будет равняться около 3800 руб.
Вход на пьедестал устроен со стороны Красного проспекта. Вокруг памятника площадь обнесена деревянной изгородью.
Идёт одиннадцатый час. Командующий парадом т. Нуднер суетливо занят. Ему нужно во-время выстроить воинские части по указанным местам.
— Смирно.—Раввняйсь!, —раздается его команда на площади.
Воинские части колышутся, передвигаются и строятся в ровные шеренги вокруг памятника. Тут же в изгороди помещаются дети и часть профессиональных организаций.
За изгородью стоит лес красных знамен проф. союзов. Стеклось много публики.
Много ее осталось на Красным проспекте.
Около памятника собралась группа представителей Сиббюро Ц.К.Р.К.П., Сибревкома, реввоенсовета, губисполкома и других Сибирских областных и губернских учреждений и профессиональных организаций. прибывших почтить память на братской могиле.
Небольшая площадь имеет торжественно праздничный вид. Всюду, куда не кинешь взгляд, стоят стройные ряды пролетариата. Впереди—красные знамена.
Музыка заиграла первый мелодичный марш.
—Сомкните знамена к памятнику: отдаёт распоряжение предгубисполкома т. Лавров
Красные знамена заколыхались среди густой толпы народа и медленно со всех концов стали стекаться к подножию памятника.
Речь Лаврова.
По ступеням на пьедестал входит председатель губисполкома т. Лавров.
Фигура оратора видна издалека Громкий голос оглашает всю площадь с собравшейся публикой.
—Товарищи.— обращается т. Лавров ко всем присутствующим:— посмотрите на этот памятник, на этот факел, и вы сами скажете: мертвые зовут нас вперед!
В публике сразу умолк говор и воцарилась тишина. Все слушают со вниманием. Оратор продолжает:
—Сегодня мы празднуем пятую годовщину Октябрьской революции, а вместе с ней празднуем так же и открытие памятника нашим павшим жертвам этой революции.
Первое наше слово в этом празднике принадлежит тем, кого мы больше уже никогда не увидим—они лежат здесь под этим памятником. В этот день Октябрьский революции на этих плитах мы должны почтить их память. Мы должны будем здесь подтвердить им, что их идею мы восприняли твердо и за эти пять лет неуклонно проводили её в жизнь Оратор призывает всех присутствующих почтить светлую память погибших.
Тысячи обнаженных голов склонились над братской могилой. Низко повисли над памятником красные знамена.
Музыка играет похоронный марш.
—Почтивши дорогую, память наших погибших товарищей,—продолжает тов. Лавров,—мы вместе с этим от имени трудящихся масс, от имени рабочих и крестьян, можем приступить к открытию для них памятника для того, чтобы увековечить надолго память здесь зарытых.
Этот памятник изображает нам этот символ, тот завет, который дали нам наши погибшие товарищи.
Смысл его таков. Царство капитала строилось на этих гранитных плитах, на этих несокрушимых скалах. И казалось, что оно будет не разрушимым.
Но рабочая сила разбила эту гранитную твердыню, и рука с факелом из этой скалы победно зовёт нас вперед
—Начатое дело погибших товарищей будет доведено до победного конца,—заканчивает т. Лавров.
Музыка играет марш. С памятника срывается чёрное покрывало, издали доносится пушечный салют.
Вид памятника.
Передмноготысячнойтолпой открылась фигура памятника. Памятник изображает большую братскую могильную плиту, на которой воздвигнута массивная скала. Скала от верху до низу имеет глубокую расщелину, пробитую мощной рабочей рукой.
В руке крепко сжат пылающий факел, густой слой пламени которога вихрем резко сдувается вправо.
Выступления других ораторов.
Тов. Ширямов приветствует павших героев от имени Сиббюро и губкома Р.К.П. Оратор между прочим обращается к красноармейцам:
—Та винтовка, которую вы держите—это первая винтовка, отвоевавшая свободу рабочему классу
Тов. Брыков говорит от имени Сибревкома и губисполкома. Оратор отмечает:
—За минувшие пять лет мы сделали многое: отогнали мировых хищников, отобрали землю, фабрики. Но главное ещё не сделано. На западе пролетариат ещё борется с капиталом Мы должны крепко ещё держать винтовку чтобы освободить его от ига капитала.
Тов. Фигатнер выражает приветствие от имени В.Ц.С.П.С. и губпрофсовета. Оратор обращается к рабочим, работницам и красноармейцам.
—В октябрьские дни профсоюзы отдали лучших своих товарищей. Сегодня исполнилось с того времени пять лет. И теперь мы даем клятву продолжать борьбу за свержение международного капитала до конца.
Тов. Коган. произносит речь от имени Сиббюро Р.К.С.М. и губкома молодежи.
—Рабочие и крестьяне должны помнить, что им на смену придут новые свежие молодые силы. Мы дождемся того времени, когда будем праздновать мировой праздник революции.
Тов. Берман выступает от имени реввоенсовета Сибири.
Последним выступает командующий войсками Сибири т. Петин. Оратор отмечает, что сегодняшний праздник совпадает со взятием Владивостока.
Отныне вся Сибирь таким образом освобождена совсем от белогвардейцев.
Речи ораторов закончились. Красные знамена разошлись по своим
организациям. Начался прием парада.
Парад.
Мимо группы представителей партийных советских, военных и проф. организаций проходят стройные ряды красной армии. Оркестры оглашают площадь звуками музыки.
Проходит под музыку энский полк. Впереди развивается красное знамя.
— Да здравствуют красные стрелки!.. Раздастся приветствие т. Брыкова.
—Да здравствует Красная армия, несущая освобождение крестьянам и рабочим! приветствует проходив шие стройные ряды предгубисполкома т Лавров.
—Да, здравствует красная армия Сибири, — приветствует их командующий войсками т. Петин.
Затем проходят пулеметчики, надёжная защита Советской власти, рота связи, войска "Чона", красные курсанты, полк Г.П.У., железнодорожная охрана, конвойная команда, допризывники.
—Пролетарии на конях здравствуйте! раздается приветствие скачущей мимо коннице Г.П.У.
За воинскими частями пошли профессиональные организации.
Первым проходит со своим знаменем местком Сибревкома. За ним следует автоотдел, служащие штаба Г.П.У, губотдел Г.П.У., снабженцы. Затем тысячи рабочих, работниц и молодежи.
Демонстрация выходит на Красный проспект. Широкая улица наполняется битком народом. Смотрят из окон и балконов.
Демонстранты с музыкой и песнями движутся по всему Красному проспекту к зданию Сибревкома.
Демонстрация.
В 12 час. 15 мин., после окончания митинга у открытого памятника, раздалась по площади громовая команда командующего парадом т. Нуделя:
— “К церемониальному маршу!" —
Грянула музыка.
Стройные колонны Красной Армии двинулись церемониальным маршем мимо стоящих у входа на площадь членов Сибревкома, Сиббюро ЦКРКП, Губкома РКП, и др.
Гремит в воздухе бодрящий марш.
Идут нога в ногу красные бойцы
Взоры тысяч людей, стоящих на площади, приковывают они к себе своею выправкой, походкой и однообразней формой.
У выхода проходящие войска приветствуют члены Сибревкома, штасиба и т-д. Вот, например, проходит бойко пулемётная команда № полка. 3ампредседателя Сибревкома т. Брыков приветствует проходящих:
— „Да здравствует пулемет и красные пулемётчики—верная защита Советской Власти!“—
Так проходят одна часть за другою: № полк, отдельные роты, Чон, коммунары, железные ряды войск ГПУ, и, наконец, кавалерия со своим оркестром на лошадях.
Вслед за Красной Армией потянулись под реющими от ветра знамёнами, казалось нескончаемые ряды рабочих организаций. Да и действительно „нескончаемые", ибо в демонстрации участвовала не одна тысяча человек рабочих, работниц и служащих.
Демонстрация вытянулась по Красному проспекту, тротуары которого была усеяны любопытными обывателями. Гремит духовая музыка.
Слышится песня.
Шаловливый ветерок переплетает их в общий музыкальный клубок, далеко разнося вокруг. А красные бойцы, со своими знаменами, дарами шефов, стройно, хорошо обмундированные, взвод за взводом, дефилировали по проспекту.
Красная Армия—грозная опора Советской Власти,—в этом мог убедится всякий, кто был на демонстрации 7 ноября.
Так, с чувством радости, а иные с чувством недоумения, горечи и разочарования смотрели на проходивших бойцов.
А они шли и шли, сверкая штыками. У Сибревкома части ГПУ делают на ходу ружейные приёмы.
Реют десятки знамён.
Стройными рядами идут рабочие и работницы, видна организованность. Здесь же идут и дети из детдомов и коммун. Куда ни кинуть взором, всюду движущаяся масса демонстрантов. У Сиббюро ЦКРКП демонстрация расходится. Закончилась она во 2-ом часу дня.
Праздничное настроение.
Вечером и днем бульвар Красного проспекта был переполнен празднично-настроенной публикой, преимущественно трудящимися. Город ночью в некоторых местах сверкал иллюминацией.