carcano написал(а):И в ближайшем времени хочу закончить распространение басни о пребывании Нила Армстронга на неком острове в Обском море. И вот тут понадобиться и Ваша и особенно помощь уважаемого (мной то точно) Ромуальдовича.
Интересно. Опровергайте.
carcano написал(а):Лично для Вас и в память об ушедшем соратнике - https://pastvu.com/p/1101056 (кстати не правильно выставлено, но уже устал все поправлять) и перечитайте воспоминания приказчика первого магазина))
Благодарю за персональное объяснение.
Изначально выше я написал и опубликовал довольно большой пост, в котором, однако, ничего особо значащего не было написано, а позже я его укоротил лишь до одной фразы, в которой и состоял весь смысл поста.
Видимо, понимаю с каким из соратников совпадало ваше мнение, поэтому оно вполне может считаться весомым для старожил форума.
Могу предложить своё альтернативное видение. Ответа на вопрос оно не даст, но добавит некоторые факты.
№ 1
Указанные воспоминания приказчика первого магазина перечитал: А что думали купцы о своем городе? (воспоминания М. В. Можарова)
Там написано:
Открывая торговлю в с. б. Кривощёково (это село теперь снесено, стояло на самом берегу реки Оби, как раз против Н.Сибирска, выше ж.д. моста) наши взоры были обращены на правый берег реки, где должны быть сосредоточены главные работы по постройке Средне-Сиб. ж. д. пути и где в это время шла расчистка места от бора для жел.дор, пути, станции и временных мастерских для постройки моста.
Ну что ж, выделенное красным вполне звучит убедительно для высказанной версии о том, что на известной фотографии видна просека под ж.д.
Всё бы ничего, но давайте зададимся вопросом, а кто же мог сделать эту фотографию?
Я знаю только одного местного фотографа, который делал здесь фотографии во время стройки - Трубин Аполлон Георгиевич - первый учитель Ново-Николаевска
Как видим, в биографии Трубина написано: С сентября 1884 года по ноябрь 1893 год работал в начальных заводских школах Красноуфимского уезда.
Обратите на выделенную красным дату.
Также известно, что к началу зимы 1893-го был уже уложен путь на первые 20 вёрст (точную цифру не помню, но можно поискать в старой газете, из которой приводил вырезки).
Таким образом, если на фотографии просека под ж.д., то эта фотография не могла быть сделана А.Г. Трубиным, так как в весенне-летне-осеннее время 1893-го его ещё не было в наших краях.
Нет никаких фотографий за 1893-й ни левого, ни правого берега. Только лишь Трубин, видимо с любительской целью, делал фотографии, которые позже 1893-го.
Фотографии Томашкевича и фотографии из альбома постройки ж.д. также сделаны позже 1893-го.
Надо как-то считаться с этими фактами, тоже на них опираться.
№ 2
Давайте ещё раз внимательно рассмотрим фото. Обратим внимание на тип растительности.
Кто из форумчан может точно сказать, где раньше проходила грань хвойного и лиственного леса на правом берегу? Где точно росли берёзы, а где был смешанный лес, если он вообще был?
Примерно это можно узнать из карты в теме: план 1897 года
Там видно границу хвойного и лиственного леса по идущей вверх линии из Михайловского лога. Смешанный лес никак не обозначен.
Наверное, так оно и было, так как по правую сторону этой граничной линии потом появится берёзовая Туруханская роща (Нарымский сквер), а ещё правее известное кладбище в берёзовой роще.
К сожалению, карта в той теме не точно показывает тип растительности у самого берега в районе переселенческого пункта, где на берегу также росли берёзы: Кривощековский-Обский Переселенческий пункт
Можно ли из фотографий с берега у переселенческой пункта сделать вывод, что в районе будущего тоннеля 1913-го тоже росли берёзы? Именно такая версия сейчас и рассматривается.
Тоннель: Тоннель-путепровод 1913 года
Мне кажется, что всё же слишком большое расстояние между тоннелем 1913-го и переселенческим пунктом, поэтому однозначно говорить о том, что в районе тоннеля 1913-го также росли берёзы - об этом вряд ли можно говорить со 100% уверенностью.
№ 3
Мне кажется, что дорожка вдоль этой просеки уже немного затянулась травой. Вряд ли это могло произойти, так как в 1893-м там всё было быстро сделано от порубки до укладки полотна.
И не видно ясно торчащих пней. Вообще, удалять под корень пни для укладки ж.д. не особо и нужно. Они всё равно уходят внутрь насыпи, пусть даже и небольшой.
Я точно не знаю, но так мне думается.
Ну и когда возводили насыпи над логами, то сначала строили деревянные леса с дорожкой под тачки, с которых и сбрасывали землю, так что строительные леса оказывались внутри насыпи, никто их специально не убирал.
....
Наверное, можно ещё что-нибудь сказать по известной фотографии с просекой.
К примеру, что авторы того альбома с видами Ново-Николаевска просто взяли какую-то левую фотку, даже не из нашей местности, просто приведя её в пример того, как выглядело сначала место города. )))
А мы теперь сидим и что-то тут друг другу доказываем, спорим...)))
Отредактировано VECTOR (17-12-2023 17:24:07)