НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сретенская церковь в Бердске

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

???

http://images.vfl.ru/ii/1642679078/01a7dbbf/37631702_s.jpg

Отредактировано golod (01-09-2011 23:32:08)

+1

2

Сретенская церковь в Бердске. А почему - действующая? Читала, что её разобрали перед затоплением.

0

3

Natalya написал(а):

А почему - действующая?

Это я не знал, что за церковь - вот спрашиваю.
Теперь знаю - спасибо.
Не многовато извозчиков для Бердска?

Отредактировано golod (01-09-2011 23:08:16)

0

4

golod написал(а):

Не многовато извозчиков для Бердска?

- не многовато, они же не по своей, видимо, воле собрались - сдача хлеба государству...

0

5

golod написал(а):

Не многовато извозчиков для Бердска?

Или на мельницу? Там же Горховская мукомольня рядом...

0

6

а я думал бастовать

Tala Dok написал(а):

Горховская мукомольня рядом

это где такая?

0

7

Natalya написал(а):

они же не по своей, видимо, воле собрались - сдача хлеба государству...

таки там и подписано... продобоз
http://images.vfl.ru/ii/1642679131/fe4f7198/37631704_s.jpg

А мельницу я уже выставляла на старом Бердске

0

8

19 год ,отряд продразвёрстки.... Чуть позже восстанет Колывань....Стреляными гильзами все деревни завалены....

0

9

О Сретенской церкви: "Согласно «Ведомости о церкви Сретения Господня Томского ведомства Барнаульского округа, Бердского села за 1865 год», построена она была в 1808 году тщанием бывшего управителя Даниилы Басарева с прихожанами.

«Здание церкви, колокольня и ограда каменные, престолов три: главный престол во имя Сретения Господня, придельные – во имя Богоявления Господня и Успения Божьей Матери». С 1858 года в притче числились: два священника, один дьякон, два дьячка и один пономарь. Усадебной земли при церкви не было, но было 297 десятин пахотной и сенокосной. Пахотной безвозмездно пользовались прихожане, а сенокосной сами церковнослужители. Дома у церковнослужителей собственные, деревянные, кроме священника Петра Богословского, который не имел собственного дома и жил на квартире.

Перечислены здания, которые принадлежали церкви: «новая деревянная сторожка, построенная в углу ограды церковной, хлебный складочный магазин, два амбара – пятистенный и круглый, и старая сторожка, перестроенная на лавочку».

В 1891 году Сретенская церковь была расширена: «Здание каменное, колокольня каменная же, но..., по случаю расширения церкви, разобрана, покрыта железом и окрашена масляною краскою; крепка. Ограда каменная. Как церковь, так и ограда оштукатурены и выбелены известкой; при ней деревянная сторожка».

Это было знаковое архитектурное сооружение села Бердского, безусловно, самое красивое здание во всей округе, но это не спасло ее от печальной участи, постигшей многие храмы и соборы в годы советской власти. Так в 1939 году, по постановлению Новосибирского облисполкома, Сретенскую церковь закрыли и разместили там клуб, а в начале 1950-ых годов при формировании зоны затопления Обского водохранилища здание было уничтожено полностью".

Отредактировано Саша Александра (22-12-2016 19:12:01)

0

10

О исторических мифах, связанных со Сретенской церковью. По порядку.

1. Якобы самая первая деревянная церковь, построенная в числе первых сооружений острога, простояла без малого 100 лет. Есть вариации этой версии: на середине жизненного цикла она подверглась ремонту/перестройке  и расширению. И только ближе к 1808 году она сгорела.

надергала из инета:
https://i.ibb.co/VHkmzT5/1.jpg
https://i.ibb.co/df3MHjh/2.jpg

На самом деле не было таких долгожителей. Вот цитата искусствоведа:
- Первые барнаульские церкви были деревянными, строил их геодезии прапорщик Пимен Старцев по заказу царского Кабинета. Через 20-30 лет они ветшали. Их облик сохранили лишь графические и письменные архивные документы.
Источник: https://barnaul.org/news/barnaulskie-ra … h-s__.html

Перестройка обветшалой церкви - абсолютно невыгодная вещь. Если они доживали свой срок, их отстраивали заново, а не реставрировали подгнившие и покосившиеся бревна.
В случае со Сретенской церковью достаточно через гостевой вход заглянуть в каталог АИС Тобольского архива ( https://tobarhiv.72to.ru/Default.aspx?ReturnUrl=/ ), и в поисковике заказать слова Бердск или Сретенская и вытащить название дела, которое говорит само за себя.

Указ Тобольской духовной консистории по доношению Барнаульского духовного правления о сгоревшей Сретенской церкви в Берском остроге. Роспись вынесенной из Сретенской церкви утвари // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2314, 1757 г.

Церковь действительно оказалась долгожительницей, простояв хоть и не 100, но 40 лет, но в итоге сгорела.

Был долгий период сбора денег, второе деревянное здание построено было ориентировочно в 1761 г., сама церковь освящена в 1763 г.

Об освящении Барнаульского заказа в Берском остроге вновь построенной Сретенской церкви // Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 406, 1763 г. 

Отредактировано Znoel (09-09-2024 00:19:03)

+3

11

2. Пожар, предшествовавший строительству каменного Сретенского храма.

Это вообще общее и заезженное место, только дата плавающая  +- 2 года.
В Свидетеле  ранее было опубликовано историческое фентези об этом пожаре и о чудом сохранившейся чудотворной иконе Никола чудотворца. Но они убили этот материал, какое то время следы можно было обнаружить (приаттачу), затем и они исчезли.
https://i.ibb.co/xFgYy6C/image.jpg

Я засомневалась в факте пожара, когда в ГАНО скачала он-лайн доступный документ, в котором говорилось об обветшалости второй деревянной Сретенской церкви.
Вот он: 
Указы из Барнаульского духовного правления Бердским священно- и церковнослужителям за 1794 - 1800 гг. // ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 151.
Л. 46. В Барнаульское духовное правление Берского острога Сретенской церкви священно-церковнослужителей и церковного старосты крестьянина Василья Семьянова доношение.
Оная во имя Сретения Господня церковь построена деревянная 1763 года, которая уже пришла в ветхость, также служащих к благоукрашению церкви вещей имеется великой недостаток, церковной суммы на сей 796 год от наличии поступило 73 руб. 23 коп. да свеч на 47 руб. всего 120 руб. 23 коп. Поэтому все оное привесть в надлежащий порядок по милости церковных доходов нет другаго способа, какой через збор от доброхотных дателей: того ради Барнаульскому духовному правлению о сем донеся просим, что неблагоугодно ли будет о даче по Тобольской епархии на три года сборной шнуровой книги представить к Его Преосвященству. Мая 5 дня 1796 года.
Священник Григорей Стефановский.
Дьячек Илья Пономарев.
Пономарь Тимофей Кузнецов.
Пономарь Иван Хмылев.
Прозьбою старосты Василья Семьянова руку приложил крестьянин Василей Хомутов.

https://i.ibb.co/Q6V6KjV/151-46.jpg

Также на заднике метрических книг за все предшествующее появлению каменного храма пятилетие стояла надпись, что книги помещены в ризницу церкви на хранение. Включая 1807 г. В случае пожара таковой надписи просто не могло быть.
Не знала, где добыть информацию, документооборот ф.2. Алтайского архива можно было очень долго перелопачивать. Потом дошло, что в том же Алтайском архиве есть дело о строительстве каменной Сретенской церкви, и там должна быть информация.

Весной выбралась в Барнаул и подняла очень информативное дело. 

Документы о постройке каменной церкви в Бердске (Приговоры сходов, договора с подрядчиками, списки жертвующих на постройку церкви деньги и др.) // ГААК. Ф. 26. Оп. 2. Д. 39.

Конечно же никакого пожара не было.
Церковь обветшала, плюс на песке стояла и ветер гробы из песка вымывал, вот и решили а) перенести б) отстроить заново.
Когда собрали деньги и закупили лес, пришел царский указ о переходе на каменное строительство. Начали уламывать крестьян, обещая что по цене будет примерно также. По цене вышло в несколько раз больше, но это отдельная история.
Строили очень долго. Но, главное, что все время, пока строили, деревянная церковь функционировала. И уже когда новая каменная церковь была отстроена, провели ревизию старой: решали, что перенести, какие иконы, куда деть деревянное здание (предложили на дрова для каменного храма).

Отредактировано Znoel (08-09-2024 22:45:10)

+4

12

Л. 113.  Вопросные пункты господину земскому управителю коллежскому Асессору Даниилу Никитину сыну Басареву.
1. Вопрос:
По пришествии в Берске во имя Сретения Господня деревянной церкви в ветхость, и выстроению вместо оной вновь деревянной же кто первой изъявил желание, то есть из прихожан ли ея, или священно и церковнослужители.

На 1-е  ответ: 
По причине ветхости церкви и того что она стоит на неудобном месте, основанием на песке, под всегдашним ветром, которым и основание ея с одной стороны обнаружило, гробы и тела мертвых выдуло, как я так равно священнослужители теж же и из прихожан поименно их не помню, были согласны на выстроение новой, и для того старшины берского прихода собраны и беспрекословно приговор свой на то постановили.

https://i.ibb.co/4P366f5/IMG-20240307-072500-053.jpg

Л. 75. Свидетельство.
1808 года августа 14 дня. Мы нижеподписавшиеся под сим, находящуюся в Берске пришедшую в обветшалость во имя Сретения Господня деревянную церковь свидетельствовали – и оказалось строение ей вообще все ветхое, местные в ней образа как то: 1-е во имя Сретения господня 2-е Божией матери 3-е Спасителя 4-е Илии пророка и 5-е Николая чудотворца хороши. И при сем берские священнослужители высказались, что оные в новую каменную церковь в иконостас холодной помещены быть не могли, потому что сочиненной рисунок, пока ему тот иконостас выстроен, противу бывшаго в старой церкви совсем в другом и к благолепию церкви, хотя и протчем, но приятном виде – равно и в теплую церкву в выстроенные два придела те местные, так как и стоящие выше другие образа поставлены быть не могут же, потому что приделы сделаны совсем не во имя того, к чему сии образа принадлежат, – однако ж вышеозначенные местные образа не в иконостасы а в приличных в церкви местах употребить можно. Почему и чтоб прочие имеющиеся в старой деревянной церкви образа не оставались безо всего, избранные от берских прихожан ко произведению в собираемой на созидание новой каменной церкви с них денежных сумм учета учетчики /Л. 75об/ Лушников с товарищи с общаго волостного головы и старост согласья, по основанию данных ими от тех прихожан доверенности отозвались, чтоб те образа /:кроме местных, как оставить в новой церкви:/ равно и старое строение, кое еще может на что либо употребиться, по крайней мере на дрова для новой же церкви, предоставить вволю и распоряжение духовного начальства – на каковой предмет сдешним священноцерковнослужителям с сего свидетельства за надлежащим подписанным и выдать список.
Следователь порутчик Симанов.
Депутат священник Андрей Курбиковских.
К сему просьбою учетчиков Федора Лушникова, Василия Квашнина, Андрея Сиртина, и Козьмы Вифеевских отставной подканцелярист Петр Трехруков руку приложил.
Чингиский волостной голова Степан Белоногов приложил свою печать.
Берской волостной староста Емельян Поклонов приложил печать.
https://i.ibb.co/LCbp5bJ/IMG-20240307-072344-615.jpg

https://i.ibb.co/QQT2F8h/IMG-20240307-072413-447.jpg

Отредактировано Znoel (08-09-2024 22:46:25)

+5

13

Новая церковь
http://www.temples.ru/private/f000220/220_0342610b.jpg

+1