А что это там на карте у железки "выросло" ???
...
Отредактировано VECTOR (16-12-2021 12:05:17)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Железные дороги и инфраструктура » Канава на пятой версте Транссиба от ст.Ново-Николаевск (Томская ж.д.)
А что это там на карте у железки "выросло" ???
...
Отредактировано VECTOR (16-12-2021 12:05:17)
Если кто когда рассматривал внимательно карты, то мог заметить некоторый "отросток" полосы отчуждения ж.д., который расположен в середине м/у улицами Ольги Жилиной (ул.Граничная) и Татарской.
Мне вот ранее было интересно узнать что это.
Прям вот покоя не было, как хотелось узнать
Похоже, что узнал.
Но прежде, хотелось бы услышать от вас версии.
Итак, что это там в кружке?
Если кто когда рассматривал внимательно карты, то мог заметить некоторый "отросток" полосы отчуждения ж.д., который расположен в середине м/у улицами Ольги Жилиной (ул.Граничная) и Татарской.
Мне вот ранее было интересно узнать что это.
Мы вроде говорили про него когда-то. Уже даже не помню что. И правильно ли:)
Мы вроде говорили про него когда-то. Уже даже не помню что. И правильно ли:)
Так я и говорил вскользь в какой-то другой теме, где-то с год назад.
Вы тогда посоветовали новую тему создать.
Вот я и создал... сейчас...
Но тогда я не знал ещё точно что это, а сейчас уже почти как целый час уже знаю.
Во всяком случае думаю, что знаю.
Отредактировано VECTOR (13-12-2021 17:02:44)
Так я и говорил вскользь в какой-то другой теме, где-то с год назад.
Вы тогда посоветовали новую тему создать.
Вот я и создал... сейчас...
Но тогда я не знал ещё точно что это, а сейчас уже почти как целый час уже знаю.
Во всяком случае думаю, что знаю.Отредактировано VECTOR (Сегодня 17:02:44)
Вот ведь интриганы! Был на картах отросток как отросток...
А теперь покоя не дает... ))
В качестве бреда: Пандус погрузочно-разгрузочный. Например для лошадей на Ипподром.
Если кто когда рассматривал внимательно карты, то мог заметить некоторый "отросток" полосы отчуждения ж.д., который расположен в середине м/у улицами Ольги Жилиной (ул.Граничная) и Татарской.
С водой связано.
Вот ведь интриганы! Был на картах отросток как отросток...
А теперь покоя не дает...
А мне каково было-то!...
Целый год мучался в поисках ответа...
В качестве бреда: Пандус погрузочно-разгрузочный. Например для лошадей на Ипподром.
Почему бреда-то? Отличная версия!
Правда, как видите, на плане 1910-го никаких намёков на ипподром НЕТ.
Где-то там в леске отросток пока ещё был.
С водой связано.
Интересная версия!
Только вот на участке от Обского моста до поворота ж.д. на восток было 4 каменных трубы конкретно для воды: две трубы до Михайловского лога и трубы на месте Михайловского и на месте туннеля 1913-го.
Ни на одной из этих труб нет рядом чего-либо подобного в обозначении полосы отчуждения.
Также нет ничего подобного при обозначении напротив Ленского и Островско-Линейного моста/тоннеля.
Или вы хотите ещё подумать над этой версией?
.................
Так-то у меня есть некоторая "бумажка", где конкретно сказано "что" и "почём"...
Отредактировано VECTOR (13-12-2021 18:18:20)
Тогда это похоже на подьезд-проход от ж/д к строению № 20. Может дистанция пути или дом путевого обходчика.
Предположу, что по этому "отростку" проходила ветка ж.д. к Жиркомбинату.
Земля под железкой попадала под понятие "зона отчуждения".
Предположу, что по этому "отростку" проходила ветка ж.д. к Жиркомбинату.
Земля под железкой попадала под понятие "зона отчуждения".
А в середине восьмидесятых ветка на Жиркомбинат шла параллельно основным путям Транссиба. Уже на путепроводе через Красный проспект она была там третьей. ее уровень был чуть ниже основных путей. А потом она сворачивала направо (по ходу движения на Жиркомбинат) и, проходя по задворкам автоколонны № 1232 постепенно сворачивала и пересекала ул. Писарева.
Тогда это похоже на подьезд-проход от ж/д к строению № 20.
Браво!
Версия, заслуживающая всяческих похвал!
Но, пока лишь версия...
Да и какое-такое строение № 20, когда под номером 20 - ажн целый квартал?
Может дистанция пути или дом путевого обходчика.
Тут по моим сведения - "что-то другое".
Предположу, что по этому "отростку" проходила ветка ж.д. к Жиркомбинату.
Земля под железкой попадала под понятие "зона отчуждения".
А потом она сворачивала направо (по ходу движения на Жиркомбинат) и, проходя по задворкам автоколонны № 1232 постепенно сворачивала и пересекала ул. Писарева.
Вот как и говорит tdabk, железная дорога к Жиркомбинату тогда шла ближе к будущему путепроводу.
Да и какой на плане 1910-го мог быть Жиркомбинат с веткой?
Вот на плане 1935-го всё на месте. И ветка к Жиркомбинату видна, и тот самый "объект" в кружке.
И этот самый "объект" во время квартальной разбивки создал некоторые проблемы.
И эта проблема ещё видна на плане сверху 1915-го.
А по сему, назову я это всё:
Тайна пятой версты Транссиба Томской ж.д.
Примерно оно так и называется в оригинальной бумажке, из которой я и получил сведения.
Я лишь немного приукрасил название.
Отредактировано VECTOR (14-12-2021 09:17:01)
Версия- что этим отростком обозначили один из притоков Ельцовки, который обозначен заметно правее- на самом деле это продолжение притока в овраге , который продолжается и под насыпью ЖД, но там же и заканчивается- до Писарева. Если пройти дальше бывшей переездной будки на Шамшиных по полотну, то там метров 100, но он никак не восточнее Граничной (сегодняшней Ольги Жилиной).
Примерно оно так и называется в оригинальной бумажке, из которой я и получил сведения.
Раз есть бумажка, хочется уже сведения из неё
Версия- что этим отростком обозначили один из притоков Ельцовки,
Ещё одна блестящая версия (без шуток!), показывающая знания местных краеведов.
Очевидно, что вы Semich имели в виду текущий ручей через мост, который был зафиксирован Ирландцем в его теме:
Если пройти дальше бывшей переездной будки на Шамшиных по полотну, то там метров 100, но он никак не восточнее Граничной (сегодняшней Ольги Жилиной).
Действительно, если взять за нулевую точку отчёта то место, где ул. О.Жилиной (Граничная) упирается в ж.д., то этот самый вами упомянутый проходящий под мостом приток Ельцовки будет расположен влево на 150 метров от этой нулевой точки, а вот то самое непонятное на первый взгляд удлинение зоны отчуждения упирается в ж.д. справа от этой нулевой точки тоже где-то на 150 метров.
Но в любом случае, на всех приведённых выше планах 1910-го, 1915-го и 1935-го этот объект расположен именно там, а нигде иначе.
Вот так, примерно:
Раз есть бумажка, хочется уже сведения из неё
Железная логика.
Железная логика.
Так, второй день дразните
Понятно, что, раз земля на этом отростке отчуждена железной дороге, то что-то на нём железнодорожное было.
Может подъездной путь дальше поворота на жирик шел, прямо до Татарской, если есть полоса ЖД отчуждения, а это был некий подъездной тупик к какому-нить гаражу или артели
Может туда дорога с каменоломен на Каменке подходила. Подвозили камень для строительства ж/д и складывали на склад)
Так, второй день дразните
Шёл 48-й день отгадывания загадки... )
подъездной тупик к какому-нить гаражу или артели
Честно говоря, не знаю что в те времена могло означать слово "гараж". Наверное, имели в виду для паровоза.
Но ведь строения ж.д., типа депо, строились обычно параллельно самой ж.д.
Просто нет необходимости строить их перпендикулярно, да даже так будет и хуже, так как пути надо сильнее гнуть, увеличивать их итоговую длину.
А про артели...
Да вот что-то на плане 1910-го ещё пока там ничего нет, даже участок не разбит ещё, так что вряд ли там могла быть какая-то артель.
Может туда дорога с каменоломен на Каменке подходила. Подвозили камень для строительства ж/д и складывали на склад)
Ну, типа тоже интересная версия.
Так-то да, в этом направлении от Каменки до ж.д. расстояние меньше, чем если камень везти к устью Каменки.
Не ожидал такого буйства версий форумчан.
Мне даже самому захотелось оказаться на месте отгадывающих.
Даже несколько своих версий придумал.
1) Зарезервированный подъездной путь прямого соединения Транссиба с будущим Военным городком, минуя вокзал!
2) Тоже самое, но для альтернативного направления Алтайской ж.д. Там же раньше много версий было тогда...
И отвечу сам себе:
- Эй, аффторь темы, я угадал???
...
- Нэт!
Даже несколько своих версий придумал.
1) Зарезервированный подъездной путь прямого соединения Транссиба с будущим Военным городком, минуя вокзал!
2) Тоже самое, но для альтернативного направления Алтайской ж.д. Там же раньше много версий было тогда...
Можно пофантазировать и на эту тему...
При движении с Востока в военный городок попадали через ст. Алтайскую с последующим поворотом налево.
А с других направлений могли планировать поворот направо (за нынешним путепроводом через Кр. Проспект)
Моя версия: место перегрузки кирпича от кирпичного завода(ов) расположенных по Каменскому шоссе. Этакая склад/перевалка, может с рампой и краном.
А вот ещё одна версия получше. Игра в ассоциацию - если гараж, то должен быть водитель и машина. Но на ж/д не место автомашинам. Но на ж/д есть те кого называют водителем, а не машинистом. И это - водитель дрезины. Может гараж дрезиномоторного парка)?
Может этот отросток и есть тот земляной карьер.
На снимке 1965 года что-то такое напоминает
Совершенно верно!
Совершенно верно, что на снимке 1965-го определённо можно ещё заметить какие-то непонятные следы чего-то там, что когда-то там давно было/существовало, но куда-то исчезло потом по какой-то причине.
Причём следы вполне по форме схожи с тем, что изображены на вышеприведённых планах.
Но не земляной карьер или что-то подобное.
Может гараж дрезиномоторного парка)?
Если вернуться в 1910-й, то вряд ли тогда ещё дрезины были моторизованы.
Ручками вжик-вжик.
Да и не так много место бы они тогда занимали. Вполне, наверное, несколько мужиков могли бы просто снять их с путей и поставить в уголок, чтобы не мешались.
Т.е. прям вот строить гараж для них прям и не знаю...
Наверное, на каждом разъезде было по дрезине, не знаю. Чтобы быстро добраться, если какая-то авария.
Моя версия: место перегрузки кирпича от кирпичного завода(ов) расположенных по Каменскому шоссе. Этакая склад/перевалка, может с рампой и краном.
Ну, а что, почему бы и нет!
Ответ несколько схож с вариантом secretlass про гранит.
Кстати, мне как-то попадались парочка заметок в старых газетках, так там упоминалось, что когда-то там в начале 1900-х из Томска приезжала комиссия с целью поиска камня для мощения улиц Томска.
Каменский камень лучше всех был, а потому они и присмотрели вариант доставки камня отсюда до Томска.
Оставалось дело за малым - договориться с дорогой про тарифы на доставку.
Что-то им как-то показались высокими и льготные тарифы, поэтому с доставкой камня от Каменки они решили не отказаться, а пока повременить, попробовав найти альтернативу поближе к себе.
И стали рыскать вдоль реки Томи, находя то одни залежи, то другие. Искали в разных местах, так как камень там у них был "не очень" в сравнении с нашим.
Я конечно могу сейчас и приврать, но что-то там по типу песчаника у них камень был.
Вот продолжали искать, а попутно начали строить большую лодку для транспортировки камня.
Не знаю чем всё закончилось, скорее всего стали свой местный камень использовать.
Быть может, что даже это всё в итоге потребовало больших средств, чем если бы транспортировали камень по ж.д. от Каменки.
Ну по времени уж точно больше.
Собственно, а почему бы вместо камня не мог бы быть кирпич, как предложил Evstafiy, который бы в том месте на плане выше складировали бы, с помощью "рампы и краном" поднимали бы на насыпь и грузили.
Отредактировано VECTOR (15-12-2021 10:58:53)
Интересная версия!
Только вот на участке от Обского моста до поворота ж.д. на восток было 4 каменных трубы конкретно для воды: две трубы до Михайловского лога и трубы на месте Михайловского и на месте туннеля 1913-го.
Ни на одной из этих труб нет рядом чего-либо подобного в обозначении полосы отчуждения.
Также нет ничего подобного при обозначении напротив Ленского и Островско-Линейного моста/тоннеля.
Или вы хотите ещё подумать над этой версией?
В данном случае я предположил не водопропускные сооружения, а объект водоснабжения. Отросток - сервитут водопровода.
В данном случае я предположил не водопропускные сооружения, а объект водоснабжения. Отросток - сервитут водопровода.
Глядя на карту, я бы тоже к источнику склонилась. Должно быть что-то уникальное, что нельзя пододвинуть ближе к дороге. Там же площадь, огороженная забором(?) совсем крошечная и неправильной формы. (Ну если я туда смотрю, но больше вроде некуда.)
В данном случае я предположил не водопропускные сооружения, а объект водоснабжения. Отросток - сервитут водопровода.
Глядя на карту, я бы тоже к источнику склонилась. Должно быть что-то уникальное, что нельзя пододвинуть ближе к дороге. Там же площадь, огороженная забором(?) совсем крошечная и неправильной формы. (Ну если я туда смотрю, но больше вроде некуда.)
Должно быть что-то уникальное
Действительно, должно быть что-то уникальное, ведь не зря я выше написал: Тайна пятой версты Транссиба Томской ж.д.
Как видите выше, я лишь слегка изменил название.
Может ли обычный "сервитут водопровода" или обычный "источник" быть достойными отдельной бумажки, на след которой мне фантастически-невероятным случаем удалось напасть, часть заглавия которой вы и видите выше?
А может это и правда что-то "уникальное", как выразилась secretlass, что пришлось даже оградить от остальных, защитить забором, вписать в зону отчуждения?
А вдруг в самый последний момент, когда уже непосредственно клали рельсы, там что-то было обнаружено!, что даже пришлось оградить забором?
Ну, типа, какой-то уникальный археологический объект? А забором - для последующего изучения археологической комиссией?
Кучум - хауз?
Остатки античного замка?
Древняя сокровищница, набитая золотом?
Ещё версии будут?
Всё любопытственней и любопытственней)
Кусок вечной мерзлоты и в ней мамонт. На этом мои версии иссякли.
Есть ещё версия, что там мог быть некий объект по пересылке заключённых.
Совершенно верно, что на снимке 1965-го определённо можно ещё заметить какие-то непонятные следы чего-то там, что когда-то там давно было/существовало, но куда-то исчезло потом по какой-то причине.
Причём следы вполне по форме схожи с тем, что изображены на вышеприведённых планах.
Но не земляной карьер или что-то подобное.
Ну, не земляной карьер, так просто канава, например, для отвода воды.
А, судя по снимку 1965, наглые жители застроили её всю. Поди ещё и засыпали этот жд объект
А вдруг в самый последний момент, когда уже непосредственно клали рельсы, там что-то было обнаружено!, что даже пришлось оградить забором?
Ну, типа, какой-то уникальный археологический объект? А забором - для последующего изучения археологической комиссией?Кучум - хауз?
Остатки античного замка?
Древняя сокровищница, набитая золотом?
Теперь даже страшновато услышать ответ... иногда ожидание праздника... самого праздника.. ну вы понимаете))
Пусть продолжается этот 'Gehirn Sturm'
Собственно, а почему бы вместо камня не мог бы быть кирпич, как предложил Evstafiy, который бы в том месте на плане выше складировали бы, с помощью "рампы и краном" поднимали бы на насыпь и грузили.
Варианты: Угольный, дровяной склад, склад материально-технического снабжения, ледник, сан.пропускник...
Варианты: Угольный, дровяной склад, склад материально-технического снабжения, ледник, сан.пропускник...
Резервные склады топлива, вроде, как на разъездах делали.
Ближайший разъезд - это "разъезд Ельцовка", который потом стал ст.Новосибирск-Восточный.
Т.е. не так и далеко, чтобы ещё и тут склад дров/угля делать.
А ледник тут зачем? Для коктейлей пассажирам в жаркую погоду?
А, судя по снимку 1965, наглые жители застроили её всю.
Olga, а давайте тогда уж посмотрим на снимок 2021-го?
Давайте заценим что "наглые жители" там в 2021-м устроили?
Это я к тому, что всё же в 1965-м уже было совсем не то, что было на плане выше 1910-го.
Всё могло быть иначе...
Не, ну а чё?
Я вот вспомнил, что evg_e1 как-то приводил чем-то похожий пример из своей рабочей деятельности.
Вот, нашёл его тут: Село Кривощёково
Кусок вечной мерзлоты и в ней мамонт.
некий объект по пересылке заключённых.
'Gehirn Sturm'
Тема пошла вразнос...
Olga, выручайте!
Ну, или кто-нибудь!
Скажите уже что там было, пжлта!
Даю последнюю "загадочную" подсказку!
Подсказка: ответ - это "японское слово"!
Даю последнюю "загадочную" подсказку!
Подсказка: ответ - это "японское слово"!
Тояма Токанава родом отсюда?
японское слово"
Сначало караоке, а потом харакири))
Верно понимаю?
Засыпая родилась ещё одна версия. Может железным дорожникам пришлось пойти на такую вынужденную меру - отгородить ручей. Допустим местные гоняли туда скот на водопой, а эти парнокопытные как встанут и начнут грунт, мягкий обводненный, копытами своими мять, так до каши его и разминают. А пастух может запруду сгородил, чтобы пить лучше было. А это уже водный объект, бесконтрольный. А рядом великий сибирский путь! Как бы чего не вышло.
Верно понимаю?
Сейчас ниже узнаем.
Тояма Токанава родом отсюда?
Видимо да, отсюда, стервец. )
А иначе как ещё объяснить, что правильный ответ на "японском"...
KANAVA
Прочитать текст ниже далось нелегко. Как я понял, Ольга тоже его нашла.
Там ещё термин "тальвег", который с трудом прочитал.
Возможно кое-где прочитал не так. Кто хочет, тот может сверить.
Я надеюсь, что никто не обиделся, что это не оказался "Кучум - хауз" или что-то подобно?
Я как мог раздувал из мухи слона, старался. )
Во всяком случае, теперь хоть ясно что это обозначено на планах, правда не очень понятно как это всё работало.
Канава вела в тальвег, но не ясно он выше (вдоль линии) или ниже был самой канавы.
Возможно, тальвег вёл в ручей, который рядом расположен, т.е. в Островско-Линейный, как Ирландец его назвал.
Да и сам термин тальвег не особо понятен. Вернее - его употребление.
Могли бы написать просто "лог", а использовали термин, который вряд ли кто сразу поймёт.
Русская речь 24 января 1919 № 15
Пятая верста Томской ж.д.
При постройке Сибирской ныне Томской ж.д. на 5-ой версте в сторону Иркутска от ст.Ново-Николаевскъ был отчужден в собственность дороги участок-клин земли
для устройства канавы, отводящей воду в близ лежащий тальвег. Расширяя впоследствии план города, городская управа нарезала новые усадебные участки с учётом части этого отчужденного клина.
Арендаторы участков возвели постройки на этой ж.дорожной земле и вблизи границы отчуждения ея в незаконно близких расстояниях, а кроме того, опасаясь за подмыв их вешними водами проходящими канавой, засыпают канаву и продолжение ея-тальвег землёю. Этим преграждением свободного прохода воды создается серьезная опасность земляному полотну дороги на 5-ой версте и угроза непрерывности движения поездов.
Отредактировано VECTOR (16-12-2021 08:28:56)
Как стемнеет, с лопатой приду..
И закопаю KANAVU...
Отредактировано VECTOR (16-12-2021 10:44:56)
А шуму-то было...
Хороша головоломка!!!
Да и сам термин тальвег не особо понятен. Вернее - его употребление.
Термин как раз понятен, как и уместность его употребления в данном случае. Если упрощенно, то железнодорожники решили водоотвод от земляного полотна в существующий овражек и далее на рельеф, чтобы не делать водопропускную трубу или дренажные колодцы. Разумеется, что про градостроительные проблемы на этом участке тогда никто не думал.
Отредактировано Ирландец (16-12-2021 10:41:19)
Термин как раз понятен
Ну, да - понятен. Когда в интернете его определение найдёшь.
Я три дня пытался его прочитать в двух местах текста.
К примеру:
"ея-тальвегъ" - попробуй прочти...
Если упрощенно, то железнодорожники решили водоотвод от земляного полотна в существующий овражек и далее на рельеф, чтобы не делать водопропускную трубу или дренажные колодцы.
Да, что-то такое и думал.
Правда всё же не особо понятно как работало и куда отводило, но смысл понятен, конечно.
Как именно потоки направлялись по виду сверху не понять, так как рельеф тогда был другой.
Ну, наверное, так в 1893-м и сделали. А может чуть позже, судя по наблюдениям подмытий насыпи.
А в зону отчуждения включено, так как рукотворная канава, как я понимаю, т.е. не лог бывший.
Про канаву понятно.
Она существовала и до прокладки ж.д. пути.
Т.е. была по сути путепроводом, созданным природой.
Поэтому, как представляется, должен был существовать и какой-то мосток над канавой?
Правда всё же не особо понятно как работало и куда отводило, но смысл понятен, конечно.
Как именно потоки направлялись по виду сверху не понять, так как рельеф тогда был другой.
Ну, наверное, так в 1893-м и сделали. А может чуть позже, судя по наблюдениям подмытий насыпи.
А в зону отчуждения включено, так как рукотворная канава, как я понимаю, т.е. не лог бывший.
Не совсем так. Думаю, что приспособили природную промоину для водоотвода от полотна. Скорее всего доработали по вертикальному профилю. Отведённая вода могла и не уходить далее по рельефу. В зависимости от дренирующей способности грунта она или впитывалась и/или испарялась. Подобные решения широко применяются на автодорожных развязках.
Про канаву понятно.
Она существовала и до прокладки ж.д. пути.
Т.е. была по сути путепроводом, созданным природой.
Канава-путепровод!!! Никогда не видел, расскажите подробней.
Я три дня пытался его прочитать в двух местах текста.
К примеру:
"ея-тальвегъ" - попробуй прочти...
Низкий поклон уважаемому VECTOR!
Я три дня пытался его прочитать в двух местах текста.
К примеру:
"ея-тальвегъ" - попробуй прочти...
От того чёрного текста у меня голова начинала болеть через 5 минут.
Читайте лучше здесь https://sun.tsu.ru/mminfo/2017/000417507/index.html
Канава-путепровод!!! Никогда не видел, расскажите подробней.
Ирландец! Я тоже не видел.
Но если ж.д. полотно идет над канавой, которая была призвана бороться с подмыванием насыпи, то получается, что по дну канавы гипотетически возможно пересечь ж.д. пути (под ними). Зимой, например, но не только. Пешком, или например на гужевом транспорте.
Поэтому я и написал, что по сути это путепровод, созданной природой.
Во всяком случае моста там не было, как я понимаю, и тоннеля-тоже.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Железные дороги и инфраструктура » Канава на пятой версте Транссиба от ст.Ново-Николаевск (Томская ж.д.)