/
цирк-зверинец Франца О. Эйгуса.
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться327-05-2022 17:06:46
Цирк. В 1898 году пермский антрепренер Андрей Коромыслов построил в Барнауле огромный балаган. Деревянный шатер располагался недалеко от нынешнего здания «Алтайской правды» - возле болотистого пустыря на Конюшенной площади между Томской и Гоголевской улицами.
В 1909 – феврале 1910 гг. в этом балагане размещался странствующий цирк-зверинец Франца Эйгуса. Большая часть зверинца состояла из хищных зверей: львов, тигра, пантеры, ягуара, двух волков, бурого и белого медведей, американских медведей. Были там и дрессированный слон, маленький крокодил, несколько маленьких удавов, олени, лама, обезьяны. Отдел птиц был представлен страусом и попугаями разных пород. В другом отделении зверинца, на особой арене, давались представления и электро-иллюзион. На площади работали карусели.
На месте бывшего зверинца Ф.О. Эйгуса, разломанного 27.09.1911 года, в городе началось строительство нового, более обширного помещения для цирка Александра Гавриловича Коромыслова.
Коромыслов впервые открыл свой цирк в 1894 году в городе Белебее Уфимской губернии. Работал по всей России более 20 лет, ни на месяц, не прекратив выступления своего цирка. Цирк Коромыслова работал в Барнауле в сезон 1911-1912 и 1915-1916 гг. А в конце 1917 года его владелец планировал построить в Барнауле стационарный цирк с электроосвещением, паровым отоплением и водопроводом. По нынешним временам, конечно, программы цирка не отличались чем-либо особо оригинальным, но тогда в нем публике не хватало мест. Особенный интерес представляли чемпионаты борцов. А выбор их в цирке Коромыслова был богат – были там и русские, и иностранные борцы и даже борцы-женщины. Все улицы города пестрели афишами. Кроме борцов, публику забавляли дрессировщики собак, кошек, свиней, игра музыкальных эксцентриков на бутылках, смычками на поперечной пиле или на палке с одной струной, наездницы с прыжками на спинах лошадей, клоуны.
В зиму 1913 года в Барнауле работал цирк Франца Яковлевича Изако. Цирковая фамилия Изако была довольно известной в России в начале XX века. Франц Изако был владельцем и директором цирка, знаменитым антрепренером. В его труппе работали артисты разных жанров, в том числе и иностранцы. Известен был и отец Франца – талантливый фокусник. С юности Франц со своим отцом колесили по Сибири с небольшим уличным цирком-палаткой. Выступали на ярмарках, в школах, казармах. Вскоре на накопленные деньги Франц открыл собственный цирк. Его труппа гастролировала в Томске, Екатеринбурге, Чите, Архангельске, Старой Руссе и многих других городах. А в некоторых городах дореволюционной России у Изако были даже собственные стационарные цирковые здания. Хотел построить такое здание Франц и в Барнауле и, как и Коромыслов, обратился с таким предложением к местным властям. Решение было принято в пользу Изако. С 01.03.1917 года место на Конюшенной площади сдавалось на 10 лет Изако под постройку нового цирка, но политические события, развернувшиеся в это время в стране, эти планы разрушили.
В сезон 1916 - по 1 марта 1917 гг. барнаульский шатер сдавался в аренду цирку «Модерн» В.П. Янишевского. В 1916 году цирк Янишевского перешел под руководство Анны Петровны Мелкозеровой - эластичной дамы, наезднице, эквилибристке, балерине и директриссе в одном лице. Анна - дочь цирковых артистов. Выступала в юности с номерами «каучук», гротеск-наездница, джигитовка, вольтиж. Всю жизнь проработала в русском и советском цирке. В 1968 году отпраздновала с мужем (тоже артистом цирка) золотую свадьбу.
После барнаульского пожара 1917 года в цирке был размещен обоз сгоревшей центральной пожарной части города. С 01.12.1917 по 01.05.1918 планировалось сдать цирк в аренду М.М. Кальвайтису (Бибо). А в 1918 году в Барнауле гастролировал Уральский цирк Е.Е. Зуевой. В 1919-1920 годах цирк арендовал уполномоченный Союза цирковых артистов Чарлини.
По старому Барнаулу Алексей Николаевич Челомбитко
Отредактировано alippa (27-05-2022 17:07:27)
Поделиться427-05-2022 17:15:05
Цирк
В мае 1907 года в Красноярске появился собственный цирк. Построил летний балаган на Театральной площади в Красноярске кишиневский мещанин Эразм Стрепетов. Интересный факт, что в программе цирка Стрепетова выступал «балетмейстер, хореограф, артист варшавских театров» Томаш Нижинский (1862–1912) — отец знаменитых Вацлава и Брониславы Нижинских. Им была поставлена «большая комическая пантомима в двух действиях по образцу Московских Императорских театров „Волшебная Флейта“ или „Танец поневоле“».
На негативе представлено семь наездников и четыре наездницы. В рекламе представлений цирка Стрепетова в августе 1908 года упоминались артисты: наездница мадемуазель Таис Стрепетова; наездник на неоседланной лошади господин Вольдемар; наездница кавказской джигитовки мадемуазель Лили; мадемуазель Слезина, на скаку подбирающая с земли горящие факелы; мадемуазель Флора, жонглирующая на шаре; мадемуазель Дальмина (индианка), выполняющая упражнения на прикрепленном к самой вершине крыши шесте.
В 1908 году за Пушкинским городским театром на улице Гостинской рядом со зданием мещанской управы митавский мещанин Франц Эйгус построил в Красноярске деревянный балаган для помещения зверинца и шотландского цирка. В газетных объявлениях указывалось, что фирма существует с 1863 года и награждена большой серебряной и золотой медалям от Всероссийского общества покровительства животных.
Зверинец работал ежедневно с 10 до 23 часов вечера и проводил представления. В будние дни их было два — в 17 и 20 часов, а в праздничные — по четыре, начиная с 14, 16, 18, 20 часов. Кормление зверей проводилось ежедневно в 19 часов. Судя по газетным объявлениям, зверинец работал и в 1909 году.
на фото: Большой первоклассный зверинец Франца Эйгуса 1908
Отредактировано alippa (27-05-2022 17:16:33)
Поделиться527-05-2022 17:18:25
В зверинце Эйгуса
В Самаре есть один гуманный человек — это «Один из служащих его», — как он подписал свое письмо в редакцию, обличающее порядки в зверинце г. Эйгуса.
г. Эйгус со своим зверинцем в данное время в Нижнем, куда в ярмарочное время всегда стекается масса хищных животных, но «Один из служащих его», очевидно, остался здесь в Самаре и ныне обличает г. Эйгуса за зверское обращение со зверями.
Он пишет:
«Вы знайте у нево было шесть львоф, а сейчас осталось пять, одного совершенно здоровова он, нахал, повесил, дорогой между Симбирском и Самарой, шкуру снял, а труп бросил в Волгу, затем мы шли до Нижнего, тринадцать суток, и за ето время он кормил несчастных зверей, клянусь вам, только всего два раза и жывотные ныли от голода, а приехавши в Нижний через десять суток околел слон Боско».
Дальше идет речь о дровах, о керосине и еще о чем-то таком, что написано не только совершенно непонятно, но и вполне неразборчиво.
Подписано — «Один из его служащих»...
Поделиться627-05-2022 19:12:56
В этом цирке до того, как поселился в Ново-Николаевске, работал администратором Махотин Ф.Ф., открывший первый кинотеатр в городе.
Поделиться704-06-2022 21:38:55
В рекламе представлений цирка Стрепетова в августе 1908 года
Собственныя коррсспонденцiи.
Ново-Николаевскъ. Въ непродолжительномъ времени городъ будетъ имѣть циркъ сибирскаго предпринимателя г. Стрепетова.
Кромѣ того въ послѣднее время шли драматическіе спектакли труппы г-на Комисаржевскаго съ участіемъ М. М. Петипа,
демонстрируетъ постоянный синематографъ г-на Манохина,
а въ обществѣ взаимопомощи приказчиковъ имѣетъ подвизаться всю зиму литературно-музыкальный кружокъ.
Какъ выдержатъ конкуренцію драматическій, а затѣмъ литературно-музыкальный кружокъ съ циркомъ г-на Стрепетова—сказать пока очень трудно.
Г. Комисаржевскій пригласилъ довольно большую и сильную группу, содержаніе которой обойдется дорого; кромѣ того имъ привезенъ ассортиментъ обстановки, бутафоріи и аксессуаровъ.
При такихъ значительныхъ расходахъ необходимы сносные хотя бы сборы; наличности же второго театра сборы могутъ упасть въ сильной степени.
Ко всему этому необходимо добавить, что на отвлеченіе публики и пониженіе сборовъ должны несомнѣнно повліять два открытые здѣсь кафешантаны, съ большими женскими капеллами, оркестрами, танцорами и солистками.
Этотъ “новый способъ увеселенія прививается очень быстро, а рестораны работаютъ при значительномъ стеченіи публики.
Отвлечетъ публику и циркъ, для котораго возведено постоянное помѣщеніе.
Такимъ образомъ, увеселеній здѣсь будетъ столько, что хоть отбавляй.
М. А—ровъ.
"СИБИРСКИЕ ОТГОЛОСКИ"_Еженед. политическая, общественная и литературная газета_Томск № 181, 1908 г.