...
Отредактировано VECTOR (05-06-2023 23:14:58)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Вопрос на засыпку » Опознать оборудование, год и где оно установлено...???
...
Отредактировано VECTOR (05-06-2023 23:14:58)
Напоминает шнековый пресс. Маслозавод.
Напоминает шнековый пресс. Маслозавод.
Т.е. где-то тут семки давят по-вашему?
А поточнее можно изложить версию, т.е. что мы видим слева и справа?
Может у кого-то ещё есть версии, чтобы было из чего выбрать?
Отредактировано VECTOR (06-06-2023 00:05:50)
А поточнее можно изложить версию, т.е. что мы видим слева и справа?
Слева: слесарные тиски, предположительно насос.
Справа: моноблок из паровой машины и шнекового пресса.
Металлургический цех.
Справа паросиловая установка, короче локомобиль,слева паровой молот) Какое-то кожевенное предприятие,а может "Труд".
Слева: слесарные тиски, предположительно насос.
Справа: моноблок из паровой машины и шнекового пресса.
Металлургический цех.
Справа паросиловая установка, короче локомобиль,слева паровой молот) Какое-то кожевенное предприятие,а может "Труд".
Благодарю за версии!
Остальные постеснялись, наверное... )
То, что слева вблизи видим обычные слесарные тиски - это всем понятно.
И это сразу же намекает на то, что это всё на фото может иметь отношение к какой-то обработке металла, хотя и не обязательно, так как с таким оборудованием периодически возникает необходимость что-то закрепить в тисках и подрихтовать.
Стоящий слева-сзади какой станок видно лишь частично, поэтому точно не сказать что это, но как мне показалось сначала, что это и правда похоже на пресс, а может и на молот, но тут сложно точно не сказать, может вообще что-то другое.
А справа видим, конечно, локомобиль, и на оторванном кусочке фотографии должна быть дверца для заброски топлива в топку.
Сзади у локомобиля большой маховик, который нужен, как я представляю себе, как для стабилизации вращательного движения паровой машины, так и для передачи движения на какие-то станки, путём установки вокруг маховика длинного ремня, другой конец которого и передаёт вращательное движение дальше на другие станки, т.е. маховик имеет функцию шкива.
Вот только конкретно тут ремня не видно, поэтому, возможно, что ось маховика справа имеет продолжение, которое мы не видим на фото, и от этой оси и работают механизмы, которые расположены в здании правее локомобиля.
В общем, как мне кажется, чисто по этой фотографии невозможно установить принадлежность этого всего к чему-либо.
Поэтому давайте обратимся к тому, что там написано сзади на фотографии.
И эта надпись что-то не вызывает доверия...
Это фото буквально на днях выставил в ГОСКАТАЛОГ один из Омских музеев: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=43619702
И сзади на фото, согласно комментарию в ГОСКАТАЛОГЕ, есть надпись: «1924 года / Вид машинного отделения / Жернаковской мельницы»
Т.е. музей согласно этой надписи утверждает, что это машинное отделение мельницы на реке Порос легендарного семейства Жернаковых.
Так музей и подписал это фото в заглавии: Фото. Вид машинного отделения Жернаковской мельницы. СССР, Томская губерния, Ново-Николаевский уезд, д. Успенка, 1924 г.
Про саму мельницу Жернакова есть тема на форуме Мельница Е. А. Жернакова в Успенке, но только там в теме первая мельница Жернакова у пруда, построенная в 1882-м, ещё не паровая, которую он построил в 1905-м.
Статья Ваганова А.С.: Мельница Е. А. Жернакова в Успенке
И тут возникают вопросы:
Кто мог в 1924-м году, когда произошла национализация, подписать фото именем бывшего владельца?
Я вообще думаю, что Омский музей ошибся, и надпись сзади фотографии относится не к семье Жернаковых, а к населённому пункту/деревне/селу "Жернаково", где-то расположенным, неважно где, может и в Омской области.
Т.е. просто музейщики ошиблись, неправильно поняв смысл надписи сзади на фотографии.
По ссылке выше статья Ваганова, и там в ней есть описание построек, по которым можно сравнить то, что мы видим на фото, с тем что в реальности было в Успенке.
По мне, так сходства фотографии и описания НЕТ.
Мельница Жернакова в Успенке сгорела 7-го февраля 1925 г., т.е. почти тогда же, когда сделано фото.
Из статьи Ваганова:
.....
Далее дается опись движимого и недвижимого мельничного имущества на 16-ти страницах. При этом, помимо комиссии, присутствовали представители: от Губсовнархоза Обухов, от Союза пищевиков Тиунов и арендаторы. Эта опись открыла новую документальную страницу Жернаковской «крупчатной мельницы, что в устье р. Порос». Раскрыла нам производственный и жилой комплекс жернаковского детища. Позволила заглянуть внутрь, «пройтись» по 6-ти этажам мельничного здания и «увидеть» его техническое оснащение. Представляю некоторые фрагменты недвижимого имущества мельницы. (11).Корпус мельницы пустопорожний, деревянный 6-ти этажный. Рубленый из круглого 5-ти вершкового (220мм.) леса, на каменном фундаменте, построенный в 1906 году, с разделяющей лестницей между обойкой и мелющим отделением длиною 44,5 аршин (32 м.), шириною 20 арш.(14,5м.), высотою 27,5 арш.(14,4м.). Наверху пристроено помещение для железного бака от пожара. В корпусе 103 окна, 8 слуховых, на каждом этаже по 4 полустеклянных двери, 2 балконные железные лестницы.
Помещение для парового котла, машины, раструса (подвижные сита), и мельницы для сеянки. Здание кирпичное, с капитальной стеной отделяющей паровые котлы от машины, с заложеными для потолка двутавровыми балками. Длинна здания 44,75 арш.(32, 2м.), ширина 17 арш.(12,2м), высота 6 арш.(4,3м), в здании 11 окон, одна глухая и 4 полустеклянных двери, крыто железом, построено в 1906 г.
Эти пункты подтверждают наличие парового привода для основного корпуса, а в описи № 3, движимого имущества «мельницы для сеянки», под п.2 записано: « наливное водяное колесо» диаметром около 5м. Вот и разгадка «двух» Жернаковских мельниц. Далее, в описи недвижимого имущества под № 3-4 идут простые помещения для отрубей, раструсного камня и др. Под № 5-6-7, 11-12, 17-18, 20 числятся 8 амбаров для ссыпки зерна, построенные в разные годы с 1898 по 1906, на деревянных столбах (толстый вертикальный кругляк) и на каменных фундаментах. Как образец: «Амбар для ссыпки зерна, построенный в 1906 г. Рубленый из круглого 6-ти вершкового (26,4 см.) леса, с 3-мя такими же капитальными стенами на каменном фундаменте, длиною 41 арш. (29,5 м.), шириною 10,5 арш.(7,5м.). Во всю длину амбара балкон с приделанной к нему лестницей, 8 простых дверей, крытый железом». В перечень входят: 2 бани, одна «рубленая в 1904г., другая в 1909г. из 5-ти вершкового(22 см.) бруса, на каменном фундаменте. Конюшня, построенная в 1903г. рубленая из половинчатого соснового леса, с полом на 8 стойл, без фундамента, крытая драньем (тонкие деревянные пластинки для покрытия крыш, прим. А. В.). Кузница, построенная в1898 г., рубленая из однорезника (распиленное вдоль бревно, с коего снят один горбыль, прим. А. В.), без фундамента, крыта землей» (дерном). Открытые навесы, сараи, кладовые, ватер-клозеты (отхожее место, с английским устройством напуска воды, прим. А. В.), караульное помещение – общим количеством 8 строений и «забор вокруг мельницы».
Более подробно в описи представлены 18 жилых домов для рабочих, служащих, конюха и помольцев (приехавших на мельницу крестьян с зерном, прим. А. В.), из них двухэтажных насчитывалось 6. Как и амбары, эти дома построены в разные годы с 1891 по 1901г. «Дом жилой-контора, 2-х этажный, построенный в 1900г., рубленый из 5-ти вершкового кругляка (22 см.), на каменном фундаменте, длиною 20 арш.(14,4 м.), шириною 11 арш. (7,9 м.), высотою 8 арш.( 5,76м.). Крыт тесом, с пристроенным теплым клозетом, рубленым из однорезника размером 6 х 6 арш. (4,3 х 4,3м.), высотою 8 арш.(5,76м.), крытый железом». Все дома имеют «пристроенные кладовки и сенцы», но одноэтажные не оборудованы клозетами.
Интерес представляют апартаменты хозяина: «Дом жилой летний, дачный, построенный в 1895г. из 3-х вершкового (13,3 см.) пластинника (распиленное вдоль бревно, с коего сняты 2 горбыля, прим. А. В.), без фундамента, размерами: длиною 18арш.(13м), шириною 9 арш.(6,48м.), высотою 4,5арш.(3,24м.), с прирубом в угол из пластинника в столбах 12х12х4,5 арш.(8,64х8,64х3,24м.). Вокруг дома терраса из плах под одну крышу с домом, крыта железом, к дому пристроена кладовка». Старожилы Дубровино рассказывали, что их клуб построен в 30-х годах из бревен жернаковской дачи. Но, как я видел, клуб построен из кругляка, что не соответствует дачному пластиннику. Значит, версия старожилов Дубровино отпадает. В перечень недвижимого имущества включена «Земляная плотина длиною 108 саж.(230м.), шириною 6 саж.(12,76м.) с двумя проходами, один шириною13,5арш.(9,72м.), другой 17арш.(12,24м.), с деревянными сооружениями.
Невозможно перечислить все движимое имущество жернаковской мельницы, находящееся в разных зданиях мукомольного комплекса. В шестиэтажном большом корпусе находились элеваторы, мучные тележки, сомовейки и бураты (механизмы для очищения зерна от мякины), рассева (качающиеся сита), обоечная машина вертикальная наждачная и др. механизмы установленные на всех 6-ти этажах. В перечень оборудования мельницы для сеянки входило: «турбина вертикальная, водяное наливное колесо диаметром 6,5 арш. (4,68м.), шириною 2,5арш.(1,8м.), фермер с 3-мя жерновами, трансмиссия (привод со шкивами для передачи вращения на станки), 3 вальцовых станка и др. механизмы.
На 5-м листе описи представлено оборудование машинного отделения – основного движителя всех механизмов в 6-ти этажном корпусе мельницы. «Паровая машина завода «Робей», Англия, 2-х цилиндровая, без конденсации, работающая свежими парами. Диаметр цилиндров 12 дюймов (34,48 см.), ход поршня16 дюймов (40, 64 см.), с маховиком и рабочим шкивом». Весьма сомнительно, чтобы она давала мощность в 180 л. с., как сказано в «Краткой истории купечества и коммерции Сибири».
Для освещения жилых и производственных помещений, была установлена «динамомашина завода Стручкова Чибисова, 80 вольт, 100 ампер». В котельном отделении «Котел паровой водотрубный, завода «Бари», построен в 1891 году; паровой насос системы «Вортингтона».
Далее идет «Перечень квартирного имущества: шкафы, кровати, комоды» и пр. мебель. Имущество конного двора представляли «сани, кошева, хомуты, водовозка, телеги, дрожки, пожарная телега, колокол весом 20 фунтов (8кг.), рабочих лошадей- 2».....
.....
В областном архиве нахожу подтверждение версии старожила Старого Пороса о том, что мельница Е.Жернакова сгорела в 20-х годах. На странице 17- «Протокол комиссии по обследованию имущества и машин мельницы № 12(13), оставшегося после пожара 7 февраля 1925 г. Состав комиссии: от УАУ- т. Гончаров; от УУФО - т. Холоденин; от УИКа - т. Кулеша; от мельницы № 12 (13) - т. Залевский; от Дубровинского С/совета - т. Яковлев, Стрельников. Председ. Т. Яковлев, секрет. Кулеша». Разговор идет об оценке имущества бывшего в пожаре и какую сумму оно представляет. «Имущество, сохранившее некоторую ценность: каменное здание машинного отделения мельницы, стены в 2,5 кирпича, крыто железом, потолок на двутавровых балках № 26, размерами 32 х 12,5 х 4, 3 м.; вальцовый 4-х вальный станок «Немелька»; жерновой постав для камня-веретено и вал, баланс, чугунные шестерни; турбина вертикальная системы «Жонваля»; паровая машина з-да «Роббей», 2-х цилиндр; маховое колесо; паровой котел з-да «Бари; динамомашина 4-х полюсная 120 в. 80 А. и др. Сохранились здания и сооружения не бывшие в пожаре: (дома, амбары, кузница, конюшня, земляная дамба, плотина, прорезы и «вешняки», «кауз»). (Кауз -деревянный лоток для подвода воды к мельничному колесу, прим. А. В.) к турбине, турбинная камера и каменный выходной лоток из нее шириною 2, 8 м., высотою 2, 1 м.», т.е. те же самые строения, что записаны в арендной описи 1921 г. «Частично сохранился инвентарь» и представлена его опись. (16).
.....
Отредактировано VECTOR (06-06-2023 15:14:27)
Интерес вызывают трубы, уходящие куда то вниз.
Интерес вызывают трубы, уходящие куда то вниз.
Наверное, для залива воды в котёл, для слива и т.п.
Может часть пара идёт по трубам на какие-то нужды, станки (как верхняя труба), отопление здания или отдельных комнат.
Уж чего, а всяких труб у паровых машин хватало...
А справа видим, конечно, локомобиль,
Не соглашусь. Локомобиль - передвижное паросиловое оборудование. На фото явная стационарная паровая машина горизонтального типа.
Вот было у меня предчувствие, что это это мельница, видимо шевельнулась родовая память.
Сзади у локомобиля большой маховик, который нужен, как я представляю себе, как для стабилизации вращательного движения паровой машины, так и для передачи движения на какие-то станки, путём установки вокруг маховика длинного ремня, другой конец которого и передаёт вращательное движение дальше на другие станки, т.е. маховик имеет функцию шкива.
Вот только конкретно тут ремня не видно, поэтому, возможно, что ось маховика справа имеет продолжение, которое мы не видим на фото, и от этой оси и работают механизмы, которые расположены в здании правее локомобиля.
Маховик однозначно стабилизирует работу паровика, как ему и положено. По передаче энергии вращения на обрабатывающее оборудование - возможно, что паровик крутил электрогенератор, а обрабатывающее оборудование имело электроприводы.
Не соглашусь. Локомобиль - передвижное паросиловое оборудование. На фото явная стационарная паровая машина горизонтального типа.
Вот было у меня предчувствие, что это это мельница, видимо шевельнулась родовая память.
Это обычный стационарный локомобиль скорее Людиновского завода,года этак 1922 выпуска.Помимо вала отбора мощности, были возможности подключения к отопительной системе помещения и подогреву воды, плюс отбор пара для других установок.
Отредактировано Александр Круглов (07-06-2023 00:01:52)
Не соглашусь. Локомобиль - передвижное паросиловое оборудование. На фото явная стационарная паровая машина горизонтального типа.
Тем не менее, Александр Круглов дело говорит...
Эти все паровые машины имели общее название - локомобиль, независимо самоходны они или нет.
И при царе так звались, и при соввласти.
Поищите в интернете, если не верите... Я уже поискал...)
Так кто-нибудь согласен с моим мнением, что на фото не мельница Евграфа Жернакова на реке Порос в Успенке, а предположительно мельница в каком-то неизвестном населённом пункте Жернаковка, т.е. омский музей ошибся в идентификации фотографии, неправильно трактовав надпись сзади на фотографии?
Там выше даже просто по описанию из статьи Ваганова не похоже на фотографию в п.2 ни место расположения паровой машины (кирпичное здание), ни его тип:
...Помещение для парового котла, машины, раструса (подвижные сита), и мельницы для сеянки. Здание кирпичное, с капитальной стеной отделяющей паровые котлы от машины, с заложеными для потолка двутавровыми балками....
...На 5-м листе описи представлено оборудование машинного отделения – основного движителя всех механизмов в 6-ти этажном корпусе мельницы. «Паровая машина завода «Робей», Англия, 2-х цилиндровая, без конденсации, работающая свежими парами. Диаметр цилиндров 12 дюймов (34,48 см.), ход поршня16 дюймов (40, 64 см.), с маховиком и рабочим шкивом». Весьма сомнительно, чтобы она давала мощность в 180 л. с., как сказано в «Краткой истории купечества и коммерции Сибири»...
Отредактировано VECTOR (06-06-2023 23:16:50)
Интерес вызывают трубы, уходящие куда то вниз.
Охлаждение агрегата.
Охлаждение агрегата.
Кстати - да.
Ведь это по сути - паровоз, который стоит неподвижно.
Так что принудительное охлаждение потоком воды должно быть, как я понимаю, чтобы не перегрелся. Поэтому нужны проточные трубы.
И, кстати, а куда уходит дым из топки, и куда отходит отработанный пар?
Видимо, там такая система, что дым с паром смешивается вместе и выводится через трубу небольшого диаметра, типа тех, что мы видим, а иначе как ещё объяснить отсутствие большой паровозной трубы.
И, кстати, а куда уходит дым из топки, и куда отходит отработанный пар?
Видимо, там такая система, что дым с паром смешивается вместе и выводится через трубу небольшого диаметра
Возможно так, что и дым, и пар, уходя в одну трубу, обогревали цех в зимнее время.. горячий воздух шёл по стенам: или по ним, или внутри них.
Возможно так, что и дым, и пар, уходя в одну трубу, обогревали цех в зимнее время.. горячий воздух шёл по стенам: или по ним, или внутри них.
Ну да, типа того.
И по этой причине, наверное, отработанная вода в таких локомобилях вторично не использовалась путём конденсации в градирнях, так как бы котёл быстро бы загрязнился.
А если есть отдельная дымовая труба снаружи, то можно и градирню устроить: Это - градирня? (вопрос про электрическую станцию)
Кстати, я сразу не заметил, но у этого локомобиля всё же два маховика.
Верхняя часть второго маховика видна справа. Он больше диаметром, и от него, как мне видится, как раз назад отходит ремень, т.е. всё же этот локомобиль передавал маховиком движение на другие механизмы, т.е. на мельницу, как и подписано фото.
Похоже, на мой вышезаданный вопрос никто не ответит, так что просто добавлю ещё сведения про мельницу Евграфа Жернакова в Успенке из справочника: Мукомольное дело въ России_справоч. кн.Одесса_1909_579с
Эти сведения более ранние, на момент перестройки мельницы в 1905-м, и в них ещё предыдущая паровая машина указана завода "Леснера", а не завода "Робей", которая была там в момент сгорания мельницы в 1925-м.
Это ведь мельница в Успенке, как я понимаю, просто её приписали к селу Дубровинскому. Хотя, в этом не уверен.
Ну и название волости написано с ошибкой - Ояшинская.
Отредактировано VECTOR (08-06-2023 12:08:04)
Ведь это по сути - паровоз, который стоит неподвижно.
Так что принудительное охлаждение потоком воды должно быть, как я понимаю, чтобы не перегрелся. Поэтому нужны проточные трубы.
У паровиков иная теплофизика, чем у ДВС. Это двигатели внешнего сгорания. В ДВС рабочим телом являются газы от сгорания топлива, а в паровиках вода в газообразном состоянии. Газы от сгорания топлива передают тепловую энергию воде (рабочему телу) и отводятся наружу через дымовую трубу (которую на фото не видно, т.к. она находится снаружи помещения. Борова идут под полом, разумеется.
Борова идут под полом, разумеется.
Намекаете, что горячий дым из топки, вопреки законам физики, направился самотёком вниз?
...
Наверное, надо просто какую-то старую книжку найти, где в подробностях всё расписано про устройство.
Но мне для ответа на изначальный вопрос просто надо найти как внешне выглядели локомобили разных фирм, и сравнить их с тем, что на фото.
Если на фото локомобиль не похож на изделия завода "Робей", то тогда однозначно фото не мельницы на реке Порос.
Проблема в том, что поискал, но каталогов либо не найти, либо нет нужных книжек оцифрованных.
В общем, с первого захода не нашёл.
Но как я и говорил ранее, фото в 1924-м не может быть подписано именем бывшего владельца после национализации, так что и по этому признаку можно понять, что фото в п.2 не относится к мельнице на реке Порос.
А вот мельница Туркина подписана именем на фото: Мельница Н.А. Туркина (Алтайской фабрично-промышленной компании)
Но и фото снято в 1914-м, т.е. тогда же надпись с именем владельца поверх и сделана в 1914-м.
Так что конкретно к этому фото вопросов нет.
Отредактировано VECTOR (08-06-2023 23:20:28)
Намекаете, что горячий дым из топки, вопреки законам физики, направился самотёком вниз
Отредактировано VECTOR (Сегодня 23:20:28)
Не самотёком. Для того и трубу придумали, чтобы тягу создавать. Например устройство Гофманской печи всё объясняет.
Отредактировано Ирландец (08-06-2023 23:39:20)
Кстати, человек, стоящий наверху, похож на Александра Шаргея (Юрия Кондратюка).
Кстати, человек, стоящий наверху, похож на Александра Шаргея (Юрия Кондратюка).
Вот это поворот...
Отредактировано VECTOR (09-06-2023 22:25:27)
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Вопрос на засыпку » Опознать оборудование, год и где оно установлено...???