Появилось продвижение в установлении личности автора проекта здания - Блажовского Бориса Михайловича.
Из приведённых в п.81 документов следовало, что следы Блажовского окончательно терялись на Украине, куда он из Ново-Николаевска был переведён во время войны на образованные Галицийские дороги.
Как мне ранее попадались некоторые другие сведения про ж.д. того военного времени, частные железные дороги в 1916-м или около тех годов были причислены к ведомству МПС, и тем, видимо, можно объяснить, что Блажовский, будучи в Ново-Николаевске начальником 1-го участка Алтайской дороги (Ново-Николаевск - Бердск), был откомандирован на другую дорогу. В мирное время такое было невозможно, т.к. Алтайская дорога была частная, но настали другие времена.
В вышеприведённых документах напрямую про должности Блажовского не говорится, но по штампам на бланках написанных им бумаг это вполне понятно.
Таким образом, последние известные о нём сведения на момент 30 апреля 1917-го - начальник Черновицкого 2-го участка службы пути и зданий Галицийских железных дорог.
Как и писал выше, в списках жертв репрессий нашёлся только один человек с фамилией Блажовский, причём у него также совпадало имя, отчество и место приговора - Украина, Одесса. Возраст тоже вполне подходил: Ссылка
Стоило обратить на место и год рождения - 1887 г., Кишинёв.
Эти сведения в дальнейшем могли пригодиться, чем и я потом и воспользовался.
Для подтверждения того, что это именно этот Блажовский, а не какой-то другой, требовалось узнать подробности архивного дела 27742, что невозможно по понятным причинам расположения этого дела (Украина) и отсутствия родства, необходимого для такого рода запроса.
Были и другие варианты.
Судя по тому, что Блажовский был инженером-путейцем, а может ещё до этого получил и другое инженерное образование, что тогда было не редко, можно было попробовать поискать в других архивах.
К сожалению, прямой доступ к архивам часто невозможен, поэтому приходится искать посредников. Для случая архива Томска такой посредник нашёлся, а вот с другими архивами сложнее, но тоже можно было поискать посредников для доступа.
Вопрос времени и средств...
Попробовал поискать по некоторым открытым данным по личному составу по одному из фондов в Алтайском архиве, предполагая, что раз управление Алтайской дороги было расположено в Барнауле, то сведения о личном составе служащих могли сохраниться там же в Барнауле - в ГААК. По списку из 200-х с чем-то лиц Блажовского не нашёл, но там, как я понял, эти сведения больше относились к служащим управления.
Другие варианты - поискать сведения про откомандированных лиц в 1916-м году на Южно-Восточные железные дороги, т.е. как раз на Украину. Такое дело есть в виде старой книжки со списком лиц, но оно хранится также в недоступном архиве на Украине.
Ещё вариант - поискать сведения про студентов и выпускников институтов, которые готовили инженеров-путейцев.
В Петрограде - Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I, а в Москве - Московский институт инженеров путей сообщения императора Николая II
Таким образом, можно было поискать по Санкт-Петербургскому архиву - https://spbarchives.ru/ и по Московскому - https://cgamos.ru/
Введя фамилию Блажовского и её вариации в поиск я ничего не нашёл. Оно и понятно почему, так как большинство дел не оцифровано, поэтому надо лично в читальном зале заказывать и всё пересматривать.
По приведённым сведениям в книжке по выпускникам института Петрограда за период 1810-1910 было видно, что фамилии Блажовского среди них нет, поэтому можно было предположить, что институт в Питере он мог закончить после 1910-го.
Существуют ещё списки студентов и до 1914-1915 гг., но только они в недоступных в архивных книжках, по запросу и за плату.
Не стоило забывать и вариант выпускника института в Москве, но общедоступного списка студентов этого института также нет.
И тут я подумал, что раз в приговорном деле указан город рождения Кишинёв, то обязательно ли было ехать в Москву или Питер, когда гораздо ближе расположен Киев и его Киевский политехнический институт императора Александра II.
Оставался вариант поискать среди студентов этого института.
Как оказалось, в царское время книжки с именами студентов этого института также издавались.
Я нашёл их в электронной библиотеке Киевского политеха - https://dil.kpi.ua/
Только предупреждаю заранее, что по понятным причинам, прямого доступа к ней нет, поэтому я туда зашёл через прокси-сайт.
Вот скриншот интернет-страницы по запросу там в поиске "список студентов":
Оттуда скачал книжку личного состава преподавателей института на 1914-год и пару книжек списков студентов за 1907-1908 и 1913-1914, но есть и другие списки.
Списки студентов, как я понял, накопительные, т.е. в издании 1913-1914 присутствуют имена студентов, которые учились за все предыдущие года.
Положил к себе отдельно три эти книжки:
Если полистать список личного состава преподавателей, то можно увидеть, что там был инженерный факультет, где, в частности, работал и известный инженер-путеец-мостростроитель и
"пионер" электросварки в нашей стране - Евгений Оскарович Патон :
Имя Блажовского Бориса Михайловича нашлось в списках студентов.
Он есть в обоих списках, т.к. они накопительные, как я сказал ранее, в них просто текст немного отличается, но не принципиально.
Сначала список 1907-1908, следом 1913-1914:
В первом тексте отец - подполковник, а в позднем тексте - полковник.
Сведения про студентов и сведения в приговоре все совпадают - 1887 г.р., г.Кишинёв.
И по сведениям видно, что он учился на инженерном факультет, где также преподавал инженер-путеец Патон на кафедре строительного искусства и архитектуры.
Слишком много совпадений.
И это ещё без учёта того, что коль указан год поступления в Киевский политех 1904-й год, то до того, как Блажовский оказался в Ново-Николаевске на должности начальника участка пути, он мог закончить ещё и другой институт, т.к. запас времени довольно большой.
И выше я уже приводил вырезку из газеты, в которой говорилось, что кроме обязанности по постройке Дома инвалидов, ему также была поручена постройка нового собора-памятника в честь войны.
Его уже не построили, конечно, но у меня ещё до этого возникал вопрос о том, к какому вероисповеданию относился Блажовский, т.к. по фамилии это не совсем очевидно.
Могли ли неправославному поручить строительство православного храма?
Ну, наверное, в столицах бы и могли. Кто там строил в Питере и Москве раньше? Чьи проекты были? Вроде, итальянцы тоже участвовали.
Так или иначе, в списках студентов говорится, что Блажовский - православный, так что некие противоречия в вероисповедании теперь исключаются.
Сам православный и проектировал православный собор.
Приведу вырезку про собор-памятник:
Голос Сибири 24 января 1917
..............................
Какой из этих найденных сведений можно сделать вывод?
Я думаю, что это и есть тот самый Блажовский Борис Михайлович, сын полковника, которого расстреляли в 1920-м году, которого до этого занесло в Ново-Николаевск.
Волею судьбы/случая, оказавшийся автором проекта дома, впоследствии во славу имени Красной армии, и в итоге, этой же Красной армией и расстрелянный...
Можно попытаться поискать какое-нибудь личное дело с фотокарточкой, но шансов мало вижу для этого, так как, скорее всего, если что-то и сохранилось, то в архивах Украины.
Из Бессарабской губернии родом, на Украине учился и там же приговор.
Вряд ли что-то ещё найти.
Пока так...
Отредактировано VECTOR (19-08-2024 14:29:22)