...
Отредактировано VECTOR (16-11-2023 19:44:54)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Одно видево на ж.д. тему с некоторой загадкой (ответа нет!)...???
...
Отредактировано VECTOR (16-11-2023 19:44:54)
Из рубрики: "Опять выложил какую-то фигню!".
Посмотрите видео, пока не вдаваясь в излишние подробности.
Не возникнет ли у Вас некоторый вопрос после просмотра?
Может, я чего-то не понимаю...?
Снимал на "шпионскую авторучку" для большей конспирации, поэтому качество видео соответствующее.
Пока грузится...
Отредактировано VECTOR (16-11-2023 19:48:08)
Загрузилось, смотреть в Яндекс-плеере.
Скорее всего, не поймёте, о чём я, но кто знает...
Начальный стоп-кадр для завязки.
Отредактировано VECTOR (16-11-2023 20:24:14)
Как поняла, справа ещё одна насыпь. Во всяком случае, ливнёвка под ней есть, хоть и меньше, чем под той, по которой электричка прошла.
Может, я чего-то не понимаю...?
А вопрос-то в чём? Видим две насыпи. На одной есть рельсы, на другой нет. В обоих сделаны трубы для выхода воды.
Похоже в окрестностях о п. Ипподром в сторону ст. Обь
Похоже в окрестностях о п. Ипподром в сторону ст. Обь
Неть
Похоже в окрестностях о п. Ипподром в сторону ст. Обь
Неть
Валериан, благодарю Вас за версию, но немного Вас не в ту степь унесло.
Вообще, форма трубы - это и есть зацепка. Такие только на Алтайской ж.д. были построены, как я знаю.
Так что не зря evg_e1 развеял эту версию.
Дырочка найдена между станциями Звёздная и Речпорт.
Ну что ж, Елена, поздравляю Вас с точным определением места.
Сразу понятно, что Первомайка для Вас родная.
Осталось разобраться с загадочностью этого места...
Если конкретнее по объекту, то в моём видосе видна вот эта каменная труба на чертеже профиля дороги, которую указал красной стрелкой - К.Т. 1.00 САЖ.
На профиле левее неё расположена меньшая по размеру К.Т. 0.75 САЖ., это вот эта - Бетонная водопропускная / пешеходная труба Алтайской жд на ост.Таловая
Как видим, на профиле дороги нет никаких дополнительных пометок относительно каких-то параллельных насыпей, но оно и понятно, так как тут показана только именно сама дорога.
А вопрос-то в чём? Видим две насыпи. На одной есть рельсы, на другой нет. В обоих сделаны трубы для выхода воды.
А мой вопрос - это тоже загадка, которую нужно было отгадать.
Мне первым делом было интересно услышать впечатления, которые возникнут у зрителей от просмотра видео.
Благодарю за то, что поделились впечатлениями. Мои впечатления, когда я там оказался, оказались весьма схожи.
Как поняла, справа ещё одна насыпь. Во всяком случае, ливнёвка под ней есть, хоть и меньше, чем под той, по которой электричка прошла.
Olga, Вы говорите, что ливнёвка под второй насыпью меньше. Качество моего видео весьма мыльное, поэтому Ваши впечатления понятны, так как и правда, на вид что-то там весьма небольшое.
Но когда я совершенно случайно заметил эту вторую трубу, то был очень удивлён самому её наличию, тем более, что она засыпана по самые УШИ, как будто ей пару сотен лет!!!
Понимаете - ЗА-СЫ-ПА-НА!!!
"Засыпанные города", "засыпанные железные дороги" - известная тема...
Так что же это за неведомая железная дорога "X", ведущая из пункта "Y" в пункт "Z"???
Может это была какая-нибудь ветка первоначальная, которая вела от станции Сибирская до завода ЖБИ 2.
Мне вот как то не особо понятно было место выбора для строительства сего предприятия. Далеко от железной дороги.
А жд и для строительст завода важна была и для дальнейшего производства. Вот и проложили ветку от ближайшей станции. А потом, когда начали строить уже посёлок, то она стала мешать, скажем так. И тогда эту ветку убрали, а новую вывели в районе Матвеевки. В принципе, она до сих пор там и существует.
Никакой второй насыпи там сроду не было , там была обычная грунтовка со стороны Звездной к теперь заброшенному кладбищу. А где сейчас дорога вдоль насыпи был овражек, буквой V. Там часто можно было наблюдать компании на поваленной березе. Где-то к началу 90-х овражек "подрос" и насыпь стала подмываться и осыпаться. Именно тогда всю территорию от спуска у гаражей и до поворота на прямую к Матвеевке разровняли, исключив деформацию насыпи. Кстати там же коллектор канализации, где сливаются машины, конечно неофициально.
Отредактировано Андрей (17-11-2023 22:49:50)
Никакой второй насыпи там сроду не было
А ливнёвка-то на фото п. 9 под чем проходит?
от станции Сибирская до завода ЖБИ 2.
На ЖБИ-2 ветка идёт от станции "Юность", ч-з улицы Узорная и Твардовского.
Отредактировано evg_e1 (18-11-2023 18:46:48)
Может это была какая-нибудь ветка первоначальная, которая вела от станции Сибирская до завода ЖБИ 2.
Мне вот как то не особо понятно было место выбора для строительства сего предприятия. Далеко от железной дороги.
А жд и для строительст завода важна была и для дальнейшего производства. Вот и проложили ветку от ближайшей станции. А потом, когданачали строить уже посёлок, то она стала мешать, скажем так. И тогда эту ветку убрали, а новую вывели в районе Матвеевки. В принципе,
она до сих пор там и существует.
Елен, благодарю Вас за изложение мыслей по этому вопросу.
Очень интересно и, даже, похоже на правду! )
Никакой второй насыпи там сроду не было
Кажется, моя теория "засыпанной" насыпи начинает трещать по швам... )
там была обычная грунтовка со стороны Звездной к теперь заброшенному кладбищу. А где сейчас дорога вдоль насыпи был
овражек, буквой V. Там часто можно было наблюдать компании на поваленной березе. Где-то к началу 90-х овражек "подрос" и насыпь стала
подмываться и осыпаться. Именно тогда всю территорию от спуска у гаражей и до поворота на прямую к Матвеевке разровняли, исключив
деформацию насыпи. Кстати там же коллектор канализации, где сливаются машины, конечно неофициально.
Благодарю Вас, Андрей, за такие подробности.
Наверное, это многое объясняет, но некоторые вопросы всё же остаются, иначе бы не последовал закономерный вопрос от Olga:
А ливнёвка-то на фото п. 9 под чем проходит?
Ну, хорошо, пусть не железная дорога, а грунтовка там параллельно ж.д. шла, которая ныне вся заросшая.
Но, всё же, немного насыпи там как-никак есть, а иначе не было и засыпанной трубы. Сначала строится труба, а потом она засыпается насыпью.
Другое дело, что я специально (нарочно! ) выбрал ракурс съёмки из самого нижнего места - у трубы, благодаря чему при наблюдении по сторонам создаётся иллюзия далеко уходящей насыпи влево и вправо.
Сама труба в низине, и стоит лишь пройти немного в сторону и выйти из низины, то впечатление от вида очень сильно изменится.
Это фото ниже у края перрона "Речпорта", т.е. недалеко.
Лужа у насыпи - там труба (отметил красной стрелкой).
Такой вид вообще ничего не говорит, плюс ещё холмик справа мешает пониманию.
Короче, где растут березы - там была дорога, как я понимаю со слов Андрея.
А вот когда появилась эта параллельная дорога - вопрос.
Я думаю, судя по виду трубы под этой "грунтовкой", то трубу построили во время строительства второго пути или просто реконструировали в 1960-м.
А может, там сначала Бердское шоссе проходило?
Ну или просто служебная проезжая дорога проложена была сразу после строительства ж.д.
Ведь то, что дорога вела на кладбище - это ещё не говорит о причине, а может быть просто следствием.
Могли быть ещё какие-то вспомогательные насыпи во время строительства ж.д., которые нужны были для доставки материала. По ним, например, могли грунт для насыпей подвозить откуда-то.
Так они и могли сохраниться в заросшем виде.
Ладно, я уже всякую пургу начинаю гнать, размышляя о насыпях, которых там нет, как сказал Андрей. )))
Короче, та самая засыпанная труба, что на фото, была построена в низине того же ложка, по которому стекала вода и ж.д.-трубу, как я понимаю.
Сейчас всё на вид другое, поэтому точно не понять. Через ж.д. трубу сейчас даже вода сейчас не протекает, так как она сейчас выше уровня воды оказалась, поэтому там и видна лужа.
Стрелками указал где примерно трубы.
Добавлю напоследок несколько фото той трубы, что ж.д.
Как и написано на чертеже продольного профиля - труба отверстием 1 сажень.
Удивительно, но никто ещё даже не попытался разрисовать из баллонов, хотя место не совсем глухое.
На ЖБИ-2 ветка идёт от станции "Юность", ч-з улицы Узорная и Твардовского.
Отредактировано evg_e1 (Вчера 18:46:48)
Это сейчас она там идёт.
А во время строительства в 1960 году она тоже там проходила или возможно шла с другой стороны?
Мама мне в вопросе по какой либо дороге ж/д или автомобильной не помогла?
Так же она не смогла мне ответить на вопрос - когда появился переезд на Звёздной? Возможно, если ранее там не было переезда, то могла быть какая-то дорога от пунктов Матвеевка и Звёздная.
Возможно, если ранее там не было переезда, то могла быть какая-то дорога от пунктов Матвеевка и Звёздная.
Елен, благодарю за версии. )
Наверное была.
А само появление переезда на Звёздной, наверное, непосредственно связано с появлением колонии, хотя, тоже не факт.
Если там переезда не было, то вполне могли по другой стороне ездить, могла быть и дорога, в том числе с насыпью над ложком и трубой снизу для пропуска воды.
Вообще, я туда наверх не лез, поэтому не знаю что там сзади, да и вряд ли полезу, так что просто соображения.
Я, наверное, развёл "бурю в стакане", увидя какую трубу, из которой вывел далеко идущие выводы в прошлое. )))
Но, тем не менее, у меня есть основание предполагать, что на месте засыпанной трубы находится ещё дореволюционная труба, которую построили вместе с той, что напротив под ж.д. насыпью.
Основания простые - параболическая форма трубы.
Нет, на фото виден не торец дореволюционной трубы, а уже её реконструированный вид, даже на верхней части которой угадываются параболическая форма кривой свода.
Именно такой же вид есть ещё у одной реконструированной старой трубы именно под Алтайской ж.д. дальше по линии. У меня где-то моя фотка её есть, но я не найду.
Стали ли бы в советское время делать трубу для пропуска воды такой сложной формы?
Думаю, что нет. Кинули бы какую-нибудь готовую круглую бетонную трубу - вот и все дела.
А тут, надо изготавливать опалубку сложной формы, готовить раствор, которым заливать всё это дело и ожидать с полмесяца, пока бетон окрепнет, чтобы делать засыпку насыпи.
Готовую на заводе круглую трубу кинул - делов на полчаса. Именно так сейчас и делают.
А сама параболическая форма по форме скорлупы яйца была нужна не просто так, а так как она лучше держит нагрузку.
Просто для проезжей дороги параболическую форму свода не стали бы делать, так как нет подходящей нагрузки сверху, типа паровоза.
Поэтому мы снова возвращаемся к версии насыпи над ложком для железной дороги, по которой ходили поезда в царское время...
Отредактировано VECTOR (19-11-2023 15:54:04)
увидя какую трубу,
Судя по конструкции, полузамытая труба устроена для автомобильной дороги. Скорей всего это была рабочая дорога при строительстве ж\д. Кроме того она (автомобильная дорога) использовалась для подъезда к Берёзовской экспедиции со стороны станции "Сибирская", на которой вероятно грузилась тяжёлая техника Берёзовки, т к работы экспедиция проводила по всей территории СССР (довелось встретится с ними даже в Комсомольске-на-Амуре). Дорогу хорошо видно на снимках 1979 года. Вообще вдоль полотна ж\д проложена рабочая дорога до Н-Ельцовки с выемками, насыпями и даже есть панорамы гуугле от Узорной. Судя по трубе под ж\д я бы подумал, что новая насыпь (2й путь) аккурат с восточной стороны, как её видно на видео.
evg_e1, благодарю за очень интересно экспертное заключение, но тут требуются некоторое уточнение деталей.
Понимаю, что по мутному видео и мутным фоткам трудно что-либо судить.
Мне и самому трудно, хотя я видел и глазами. )
Судя по конструкции, полузамытая труба устроена для автомобильной дороги.
Ну я не знаю, может и для автомобильной, хотя, как мне кажется, всё же для автомобильной должно быть что-то более простое из стандартных готовых блоков, которые сразу можно установить.
Но дело в том, что похожим образом удлинены и несколько старых железнодорожных труб под насыпью Алтайки.
Я фото не найду, но точно похоже.
Судя по трубе под ж\д я бы подумал, что новая насыпь (2й путь) аккурат с восточной стороны, как её видно на видео.
Не-не, если бы с восточной, то конец этой трубы был бы засыпан и удлинён. На моём видео именно первоначальный вид ж.д. трубы, как она была построена в 1914-м.
Вообще, на разных участкам трубы удлинены то с запада, то с востока, т.е. насыпи не строго с одной стороны. Где-то удлинены трубы с обоих концов.
Конкретно эта труба удлинена она с противоположной стороны, т.е. со стороны Бердского шоссе. Значит, дополнительная насыпь тут была с запада.
Удлинена она бетонными плитами, как я помню, находясь при этом в глубокой яме, так как высота ж.д. насыпи и высота насыпи шоссе примерно равны.
В общем, со стороны шоссе трубы не видно, но ведущая к ней яма заметна.
Вот как выглядит со стороны шоссе яма, ведущая к трубе: Ссылка на панораму
Upd Тьфу, Вы же про другую насыпь говорили, наверное!... )
Скорей всего это была рабочая дорога при строительстве ж\д. Кроме того она (автомобильная дорога) использовалась для подъезда к Берёзовской экспедиции со стороны станции "Сибирская", на которой вероятно грузилась тяжёлая техника Берёзовки, т к работы экспедиция проводила по всей территории СССР (довелось встретится с ними даже в Комсомольске-на-Амуре). Дорогу хорошо видно на снимках 1979 года. Вообще вдоль полотна ж\д проложена рабочая дорога до Н-Ельцовки с выемками, насыпями и даже есть панорамы гуугле от Узорной.
Очень интересно, особенно после упоминания в деле некоторой Березовской экспедиции, с которой приходилось встретиться и на Комсомольске-на -Амуре. )
Давайте посмотрим панораму 1979-го.
Я отметил то, что я вижу.
1) Первым делом вижу натоптанную дорожку через ж.д. трубу.
Сейчас там никто не ходит, но, видимо, раньше там народ ходил, похоже.
2) Кружком отметил то самое место, где мне видится та самая засыпанная труба.
3) Жёлтым отметил вершину той самой "насыпи", под которой и расположена труба.
Как видно, по этой вершине предполагаемой насыпи не проходит ни одной дороги. Параллельные дороги видно по бокам.
Возможно, дорога на насыпи и была, но на космоснимке 1979-го её уже не видно.
В общем, наличие этой засыпанной трубы по данным космоснимка мне не понятно.
Ладно, думаю, особенно напрягаться смысла нет по этому поводу, особенно после объяснения Андрея, что там отродясь никакой насыпи не было. )
Ладно, что было, то было...
Отредактировано VECTOR (20-11-2023 13:12:06)
Видос с Ютуба: От Новосибирска до Бердска на скором электропоезде
Начиная примерно в 21:06 появится о.п. "Звёздная", рядом с которой почти сразу промчится поезд.
Вскоре, подъезжая к "Речпорту", на времени примерно 21:59 окажется то место, где я стоял и снимал.
Саму трубу из поезда на видео не видно, так как она в кустах. Примерное её место обозначил на скриншоте жёлтым кружком, +/- несколько метров.
Отредактировано VECTOR (21-11-2023 10:23:59)
Почему я предположил, что новая насыпь с Восточной стороны: если посмотреть на трубы построенные по ближайшим в Н-ску участках Транссиба, то можно заметить, что их конструкция в основном похожа на мостовые переходы - тое имеются береговые устои и перекрывающая проём между ними, балка. Трубы имели двойное назначение - их использовали и как скотопрогонники. (Эх тут бы комментарий Ирландца был бы более уместен и и компетентен). Откосы как правило укреплены тёсаным камнем. Вот такая труба на известном фото Георгия Викторовича Жаннин-Перро.
Та-же картина и на Алтайской ж\д. Монолитный железобетон при возведении труб, стали применять гораздо позже - думаю уже в 30-х годах. Он конечно сильно удешевил строительство, но кач-во и долговечность строения снизилась, из-за деградации бетона. К слову Константин Ощепков, как-то делал фото-сессию в Н-Ельцовке, аккурат у трубы с западной стороны и это труба постройки начала века.
Вот дорога на Берёзовскую экспедицию.
Благодарю, теперь понятнее!
Да, я на эту дорожку тоже заглядывался, предполагал, что Вы про неё говорили.
В общем, может, в ближайшие дни там пройдусь ещё, но уже сзади этой предполагаемой "дамбы" с трубой.
Я без понятия какой там за ней рельеф, там не был ранее. По космоснимкам ничего не понять, так как на них всё плоско и не передаёт впечатления от места.
Если что увижу, то сфотаю, а если нет там ничего, то и ладно с ним... )
Почему я предположил, что новая насыпь с Восточной стороны: если посмотреть на трубы построенные по ближайшим в Н-ску участках Транссиба, то можно заметить, что их конструкция в основном похожа на мостовые переходы - тое имеются береговые устои и перекрывающая проём между ними, балка. Трубы имели двойное назначение - их использовали и как скотопрогонники. (Эх тут бы комментарий Ирландца был бы более уместен и и компетентен). Откосы как правило укреплены тёсаным камнем. Вот такая труба на известном фото Георгия Викторовича Жаннин-Перро.
Та-же картина и на Алтайской ж\д. Монолитный железобетон при возведении труб, стали применять гораздо позже - думаю уже в 30-х годах. Он конечно сильно удешевил строительство, но кач-во и долговечность строения снизилась, из-за деградации бетона. К слову Константин Ощепков, как-то делал фото-сессию в Н-Ельцовке, аккурат у трубы с западной стороны и это труба постройки начала века.
Между дорогой Транссиба и Алтайской всё же существует принципиальное отличие - одна была казённая, а другая - частная.
Собственно, значение и финансирование этих дорог тоже было разное. Одна - государственного значения, а вторая - в целом, больше местного, как я себе представляю.
Первая - проектировалась строилась по образцам ещё 19-го века, а вторая - уже начала 20-го века, когда появились многие новые технологии.
В целом, просто бетонные трубы в России
Говоря кокретно про Алтайскую дорогу, насколько я выяснил, тупо облазив ж.д. дорогу ), именно для малых труб здесь применили простые бетонные трубы.
Я говорю не про железобетон, а просто про бетон, как на моих фотках в п.14.
Отличие от подобных же малых труб Транссиба в их форме концов и в отсутствии облицовки гранитом. Понятное дело, гранитная облицовка замедляет разрушение торцов и просто выглядит солиднее и красивее, но это и дороже и затратнее по времени для строительства.
А, ещё одно отличие есть - на Транссибе камни сводов труб специально тесались по форме на клин и собирались именно по принципу свода, который должен держать большую нагрузку.
На Алтайке, похоже, что этого ничего не было. Я не увидел. На свод просто грузились бутовые камни произвольной формы, вперемешку с цементом/бетоном. Менее прочнее, но быстрее и дешевле.
Александр Круглов раньше съездил и нафотал как выглядят малые трубы Транссиба: Каменные трубы путей Транссиба в НСО (река Большой Барлак и др.)
Там хорошо видно как аккуратно набран свод из тёсанных камней.
Короче говоря, на Алтайке массовые искусственные сооружения, типа малых труб, которых было довольно много, делали дешевле, проще и менее квалифицированными рабочими, чем когда строили Трансиб.
Наиболее квалифицированные рабочие, как мне видится, были на больших объектах, типа мосты: Иня-Бердь-...-Обь (у Барнаула) и другие.
А, ещё, есть одно отличие от Транссиба - вот тот пример малого моста/трубы, который сфотал на вашем примере Жанни-Перро.
Так на Алтайке верхние балки таких труб были не из металлоконструкций, как на фото выше, а уже железобетонные, типа современных.
По всей видимости, они уже в советское время были заменены также на железобетонные, но уже усиленные, так поезда и грузы стали заметно тяжелее.
Я выше в посте 9 привёл план продольного профиля дороги, который нашёл в ГААК. Там он есть от Ново-Николаевска до Барнаула и Бийска, насколько я помню, так что я привёл только его фрагмент. И на нём именно такие вот малые мосты и подписаны как железобетонные, пример обозначения одного из них - Ж-Б. М. 2,00 саж.
И да, как Вы и сказали, вот конкретно сфотанные Жаннином-Перро малые мостики, скорее всего, чаще строились для проезда и как скотопрогонные.
На этом старом продольном плане снизу есть подписи, где написано для чего используется такой мост.
Я ранее одну тему создавал, и вот конкретно снизу на плане для вот этого малого моста из темы есть подпись "Скотопрогонъ": Тайное послание из прошлого...??? ( про знаки на камнях )
Вотъ. Там левее него тоже подобный мост, который подписан, вроде, как "Улица в Ельцовке", т.е. был построен именно для проезда жителей деревни на другую сторону насыпи:
Если смотреть как были удлинены малые трубы во время прокладки второго пути в конце 1950-х, то видно, что на разных участках это было сделано по-разному.
Причём, в некоторых случаях мне не особо понятно почему именно так.
Если двигаться дальше в сторону Бердска от "Речпорта", то плане будут две расположенные недалеко друг от друга трубы К.Т. 0,75 саж., чуть меньшие по размеру, чем на моей фотке выше.
Отличие в том, что там насыпь там расширена в другую сторону, чем на "Речпорт"., т.е. расширена на восток.
Вот ниже фотки издалека одной из них с той самой западной стороны. Этот конец должен был быть остаться не тронутым, но его зачем-то реконструировали.
Возможно, кроме расширения, был также поднят и общий уровень насыпи, поэтому пришлось два конца реконструировать.
Не уверен, что кто-то меня сейчас понял о чём я ), но я сейчас привожу конкретный пример одной трубы просто для того, чтобы показать похожий вид конца трубы под ж.д., который был в моём вопросе про неизвестную насыпь.
Могу предположить, что это реконструкция 1930-х, но я без понятия. Может и 1959-1960-й.
Похоже ли на трубу в моей загадке? Не знаю, формы не особо прям оригинальные.
Боковые крылья присутствуют тоже. Вроде, видны следы опалубки.
На дореволюционных трубах следов опалубки по торцам нет, что для меня тоже загадка, так как не ясно как делали, что там за опалубка была такая, причём сложной формы.
Всёёё, у меня перегруз на эту тему.................
Ааааааааааа......... )
Фотки:
Отредактировано VECTOR (21-11-2023 23:40:47)
Ну, что могу сказать...
Очевидно, что это - ветка ж.д дамба-насыпь царского времени, ведущая в "некоторые дали".
К сожаленью, вскоре сели батарейки, поэтому расположенные сверху старые деревянные шпалы, дореволюционные рельсы и ржавеющий глубоко в лесочке какой-то древний поезд, загруженный под завязку каким-то жёлтым металлом, снять не удалось, так что только это ещё одно одно видево с другой, такой же, но севернее расположенной трубой, которая не засыпана, как предыдущая.
Ладно, благодарю за внимание и высказанные версии выше.
https://disk.yandex.ru/i/tb0Nq9ZQ4i_MLw
Отредактировано VECTOR (23-11-2023 23:06:07)
Если последний пост про насыпь в зону, то она родилась в 50-х не ранее.
В воскресенье, если погода позволит, поеду на дачу и похожу там
В воскресенье, если погода позволит, поеду на дачу и похожу там
Уважаемый Андрей, наверное, не стоит воспринимать мою тему настолько серьёзно, чтобы устраивать специальные экспедиции.
Честно говоря, тема была просто ради прикола...
Ну мне по пути было, так что я особо не напрягся там прогуляться пару раз.
Вот где я стоял на последнем видео, если подниматься в горку в сторону зоны, то будут гаражи, пройдя через которые будет спуск вниз и лесная дорожка за этой насыпью, вдоль неё, судя по космоснимку, по которой и машины проезжают, судя по примятой траве, хотя зачем туда ехать - не знаю.
Ну я прям вниз туда и по дорожке не пошёл. Просто глянул рельеф.
Честно говоря, уже и забыл, так как не стал записывать, но мне было и этого достаточно.
Вот ниже по ссылке ещё видео, которое является продолжением предыдущего, на котором я пару минут я уже прошёл и дальше иду к той трубе под ж.д.
Предупреждаю, что от качки и дрожания может случиться "морская болезнь". ) Не включил хоть какую-то стабилизацию, хотя особо она бы не помогла.
Там на видео проезжает вдалеке "кокаколавоз", который ранее со стороны зоны около меня проехал, шлейф "ароматов" от которого преследовал меня ещё долгое время...)
А про саму насыпь вот что могу сказать...
Ну она не столь длинная, конечно, в качестве автодороги особого смысла не вижу, так как грузовикам, наверное, можно было проехать и там, где я шёл.
Остаётся вариант поезда, но он кажется ещё более бредовее, чем автодорога, так как куда там поезду ехать-то и зачем? )
Там, как Вы и сказали ранее, вдоль неё проложен коллектор. Технические отверстия и люки его видны на видео, причём, одна из коробок коллектора расположена именно сверху этой насыпи.
Так что я предположу, что эта дамба была насыпана вкупе со строительством коллектора и является его частью. Возможно, некоторые трубы идут внутри неё.
А те две торчащих из насыпи трубы, возможно, что и сделали, чтобы вода сзади насыпи не скапливалась, но особо сейчас не следят, иначе бы одну из них не занесло за это время, а может, и специально засыпали.
Ну, наверное, где-то какие-то дополнительные небольшие насыпи во время строительства ж.д. в 1913-1915-м и были, но эта что-то не похожа, как мне видится.
Сегодня нашёл заметку, в которой говорится о 10 вёрстах рельс для "отвоза земли вагончиками от полотна": Алтайская железная дорога
Наверное, были подобные ветки и для привоза земли на насыпи. Честно говоря, я не понимаю, откуда всю эту землю брали на большие насыпи. Где эти ямы-то с выкопанной откуда-то землёй вдоль дороги?
Ну, или вот тут вот видна защитная дамба насыпи моста от потоков воды с плато, на которую положили рельсы и тачками возят на её откосы откуда-то то ли землю, то ли щебень накидывают.
В общем, вот продолжение ролика, на котором видны строения коллектора.
"Искал" старую насыпь - нашёл коллектор с нечистотами. Больше искать не буду...
Отредактировано VECTOR (24-11-2023 23:36:47)
сели батарейки
Вы пускаетесь в путь без пауэр-банка??
Вы пускаетесь в путь без пауэр-банка??
Ага, и фотик с максимально плохим качеством съёмки, коими, к примеру, обычно НЛО снимают, из-за чего, в итоге, ничего нормально не разобрать... )
А мне по пути, на 1 остановку только раньше выйду, да и собачка вдоволь побегает
То что называем насыпью, очень четко продолжает дорогу от гаражей
И если продолжать смотреть в сторону Матвеевки так и думается
Буквально метров через 40-50 есть еще одна труба, Вы VECTOR, про нее не упомянули, или не увидели?
Вот ее противоположный оголовок
Сама теперь в кавычках "насыпь" - одно название, в ширину по верху не более метра
Я так думаю, самым крупным деревьям на ней не более 20-25 лет
Продолжение следует ...
То что называем насыпью, очень четко продолжает дорогу от гаражей
Да
И если продолжать смотреть в сторону Матвеевки так и думается
Думается
Буквально метров через 40-50 есть еще одна труба, Вы VECTOR, про нее не упомянули, или не увидели?
Вообще, я именно её и снял во втором видео в посте 22, только попробую разбери что я там снимаю, так что могли и не понять отличий.
Но у вас именно фотография. Эта не засыпана и по её виду я тогда понял, что сия конструкция уже советского времени, конечно, но вот другого конца её не видел, так как туда далеко не пошёл.
Сама теперь в кавычках "насыпь" - одно название, в ширину по верху не более метра
Да, снизу не понятно какая ширина, но что-то я застремался туда в кусты карабкаться, поэтому так и не узнал. )
Я так думаю, самым крупным деревьям на ней не более 20-25 лет
Вообще, на космоснимке 1979-го там, вроде, так и есть, как и сейчас, так что "насыпи" уже, как минимум, 44 года, наверное.
Так-то у меня была ещё одна версия, кроме той, что эта насыпь связана как-то с коллектором.
Вторая версия, которую не озвучил - водозащитная для основной ж.д. насыпи, чтобы у основной насыпи вода не скапливалась, а блокировалась вот этой дополнительной. Правда, наверное, можно было тогда и поменьше высоту сделать.
Думаю, что точно не была как запаснЫй путь для бронепоезда. Ну, если только бронепоезд детской железной дороги, судя по её ширине.. )
Продолжаю.
Вот и Ваша VECTOR труба
А "насыпь" в этом месте довольно высокая, и за ней местность сильно пересеченная. Вот оголовок этой трубы глубоко в овраге
Как было абсолютно справедливо замечено - круглая жб труба под насыпью, а трапецевидные оголовки - ступенчатые заливки кусками. Вон даже доска от опалубки до сих пор жива
Овраг слева "мельчает", соответственно и насыпь стала пошире (посохраннее) и вскоре все в одном уровне
А в створе с платформой Речпорт профиль земли совсем сравнялся
Про коллектор.
Примерно до половины видимой части "насыпи" каныжная труба идет между жд насыпью и нашей "насыпью". В силу содержимого, как и везде в подобных местах, почва здесь не замерзает, а на протяжении метров 15-20 ее вообще видно. Фото получилось не очень - незамерзшую дорожку видно хорошо, а вдали и трубу тоже.
В искусственном холме позади дорожки теплоузел - не знаю как правильно это называется. Дальше труба поворачивает на 90 градусов к насыпи, там такая же коробка и далее коллектор уже идет под насыпью и так и уходит в сторону Матвеевки, периодически обозначая свое место колодцами
На закуску: туда уходила дорога к Березовской экспедиции
По этой просеке тропа сохранилась, там же сливаются "черные" дерьмовозы
Выводы:
- склоняюсь к своей же версии что это бывшая автодорога, насыпь которой с годами была размыта и подъедена растущими оврагами с восточной стороны.
- зачем под нее и далее по ней провели коллектор - вопрос. Ведь теперь понятно, что изначально он идет в стороне
VECTOR-у - и совсем не фигня, а очень интересная тема.
Сегодня там ходить было сложно - очень скользко. В идеале золотая осень, мне показалось что за оврагами развалины. Возможно там были постройки.
Выводы:
- склоняюсь к своей же версии что это бывшая автодорога, насыпь которой с годами была размыта и подъедена растущими оврагами с восточной стороны.
- зачем под нее и далее по ней провели коллектор - вопрос. Ведь теперь понятно, что изначально он идет в сторонеVECTOR-у - и совсем не фигня, а очень интересная тема.
Сегодня там ходить было сложно - очень скользко. В идеале золотая осень, мне показалось что за оврагами развалины. Возможно там были постройки.
Андрей, благодарю за снимки и выводы! Было интересно узнать Ваше мнение
Я там случайно оказался, поэтому сначала удивился, когда краем глаза увидел торчащую засыпанную трубу, отчего и подумал, что там могла параллельно проходить какая-то железная дорога. )
Если бы трубу не увидел, то просто бы думал, что это обрыв, край леса, а не земляной вал. Во всяком случае, так выглядит с шоссе и из окна электрички.
Теперь-то стало понятно, что этот земляной вал был специально насыпан, чтобы скрыть от проезжающих на электричке те самые упомянутые Вами таинственные "развалины за оврагами"...
Ну это я шучу, конечно... )
Отредактировано VECTOR (26-11-2023 22:45:57)
На закуску: туда уходила дорога к Березовской экспедиции
По этой просеке тропа сохранилась, там же сливаются "черные" дерьмовозы
Эта так называемая дорога на "Берёзовскую экспедицию" существовала в виде просеки, скорее всего, ещё в царское время.
Во всяком случае, на "Специальная карта Западной Сибири (М 1:420 000)" (составлена в 1923-м на основе карт прежнего времени) она присутствует - ниже обозначил красными стрелками.
К чему я это всё клоню?
Действительно, к чему...?
Не знаю...
Эта так называемая дорога на "Берёзовскую экспедицию" существовала в виде просеки
Так-то это квартальные просеки в Инском бору. И вы слишком низко указали просеку - у вас она аж к Моховому озеру выходит, а севернее озера обозначены три ручья дающие начало речке Барышихе. Средний ручей (терр. СНТ "Радуга") получает часть воды аккурат, ч-з подземную протоку из Мохового. Исток левого ручья находится в заросшем болотце между въездом в СНТ "Сибиряк" и базой вторсырья - там от базы полевая дорога есть, она это болотце с запада огибает и точно в Сибиряк приходит. Правый приток берёт начало в безымянном логу на краю которого стоят первые строения НПО "Вектор".
Отредактировано evg_e1 (30-11-2023 00:20:37)
И вы слишком низко указали просеку - у вас она аж к Моховому озеру выходит, а севернее озера обозначены три ручья дающие начало речке Барышихе.
Да, Вы правы, похоже.
Надо было мне на верхнюю просеку показать, наверное.
Эти сведения, конечно, ничего особо не дают и вряд ли имеют отношение к тому вопросу, ради которого появилась тема.
Просто как дополнение. Косые вертикальные просеки, вроде, как и на космоснимке 1979-го хорошо видны и сохранились в виде дорог.
И вот интересно ещё, а в какие годы просеки могли появиться?
Ещё в царское время или в первые годы 1920-х, что даже они успели попасть на карту, составленную в 1923-м?
Что-то как-то мало верится, чтобы в первые годы 1920-х о прорубке просек думали и успели бы карты составить вместе с ними.
Вот карта начала 1930-х. Тут тоже пунктирами выделены. Вот где просека с отметкой высоты "117" - это и есть та же самая, о которой говорили, вроде.
Ладно, вряд ли по этим просекам поезда ходили, так что "загадочная" насыпь к ним никаким боком не относится... )
Вот карта начала 1930-х.
Я бы сказал второй половины 30-х.
Кстати, указанный вами квартальник существует и ныне - по нему дачники со станции Юность на свои участки, в частности в СНТ "Сибирский Мичуринец", ходят. А вообще Инской бор "разграфлён на квадратики", видимо со строительства Алтайской железной дороги, а скорее всего ещё чуть раньше.
Оз. Моховое (которое Камышное) Почти на всех картах, даже на старых, разделено надвое дамбой. Его юго-восточная часть по какой-то причине заросла толстым слоем торфа - около метра, а под ним вода не менее 2 метров. В этой части озера водятся медицинские пиявки. Из северо-западной части дачники качают воду для полива. Температура воды в озере не бывает выше 20-22 градусов, видимо сказывается наличие ключей и подземного стока на восток.
Отредактировано evg_e1 (30-11-2023 17:30:32)
Я бы сказал второй половины 30-х.
Кстати, указанный вами квартальник существует и ныне - по нему дачники со станции Юность на свои участки, в частности в СНТ "Сибирский Мичуринец", ходят. А вообще Инской бор "разграфлён на квадратики", видимо со строительства Алтайской железной дороги, а скорее всего ещё чуть раньше.
Оз. Моховое (которое Камышное) Почти на всех картах, даже на старых, разделено надвое дамбой. Его юго-восточная часть по какой-то причине заросла толстым слоем торфа - около метра, а под ним вода не менее 2 метров. В этой части озера водятся медицинские пиявки. Из северо-западной части дачники качают воду для полива. Температура воды в озере не бывает выше 20-22 градусов, видимо сказывается наличие ключей и подземного стока на восток.
evg_e1
Всегда поражаюсь Вашему уровню осведомлённости по разнообразным объектам, в том числе и про медицинские пиявки в отдельновзятом болотце.
Но мне кажется, что всё же упомянутое озеро Моховое расположено на левом берегу - выше о.п. "3307 км". )
Честно - не могу найти ни озеро Моховое в Первомайском районе, ни даже озеро Камышное, которое есть на карте 1930-х. Что-то мне кажется, что оз. Камышное вообще было ликвидировано.
А карта выше все же именно начала 1930-х, точнее говоря - первой половины - составлена в 1933-м. На ней так снизу и написано.
Я в теме про Бердское шоссе тогда делал ссылку где её нашёл - в электронной библиотеке томского ТГУ (вторая): https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/m … :000897914
А "Специальная карта Западной Сибири (М 1:420 000)" на сайте РГО. Вот тут этот лист: https://geoportal.rgo.ru/record/2873
Обратите внимание, что другие боры выше по Оби тоже разбиты, причём, у них именно мелкая разбивка на прямоугольники, а у Кудряшовского, Заельцовского и Инского такой мелкой разбивки еще не было, наверное, а была лишь крупная разбивка, которую и видим. Мелкая позже появилась, наверное.
Ну, при царе, наверное, ещё разграничили.
Так что, неужели нет больше никаких таинственных загадок в Инском бору? )
К примеру, вот этот спрятавшийся на обочине столб "таинственный" или нет? ) : панорама
Ну я понимаю, что это так называемый "квартальный столб": Ссылка
Не ясно только, его туда в 1930-х воткнули или позже, а может, ещё раньше там поставили. Он как раз у старой просеки стоит, по которой въезд сделали со стороны шоссе.
Отредактировано VECTOR (30-11-2023 22:30:51)
Короче, дабы поставить уже точку в тему, а то меня понесло куда-то не в ту степь... )
Нашёл я озеро Камышное. Оно и правда Моховое называется на карте 1983-го: https://retromap.ru/1419837_z14_54.919323,83.149681.
Сейчас оно не имеет названия и стало очень маленьким. По какой-то причине только это одно озеро было раньше обозначено на картах, хотя сейчас есть и другие.
Возможно, до порубки бора и его застройки, других озёр просто не было, а было только Камышное. Либо просто другие совсем маленькие раньше были, поэтому и названий и обозначения на карте у них не было.
Вот Камышное на космоснимке в 1979-м: https://retromap.ru/1419798_z16_54.920859,83.147428
То, что осталось сейчас - маленькое и безымянное: https://www.google.ru/maps/@54.9211626, … ?entry=ttu
Отредактировано VECTOR (01-12-2023 12:57:34)
Обратите внимание, что другие боры выше по Оби тоже разбиты, причём, у них именно мелкая разбивка на прямоугольники, а у Кудряшовского, Заельцовского и Инского такой мелкой разбивки еще не было, наверное, а была лишь крупная разбивка, которую и видим. Мелкая позже появилась, наверное.
Ну, при царе, наверное, ещё разграничили
Расстояние по Яндекс картам между несколькими большими просеками в Академгородке составляет ровно 1 км (с точностью до 10 м), а в Первомайском районе - 0.5 км с той же точностью. Это заставляет предположить, что они были проложены уже при советской власти, иначе расстояние было бы ближе к 1 и 0.5 верстам.
Отредактировано ss16011973 (01-12-2023 14:21:22)
дабы поставить уже точку в тему
Вот уж фигушки! Давайте думать дальше и вернёмся мы в года 1913-1915. К фотографиям и статьям о строительстве Алтайской железной дороги.
Мост и тракт с другой стороны ж\д
Нашёл я озеро Камышное. Оно и правда Моховое... Сейчас оно не имеет названия и стало очень маленьким.
Причина простая - строительство Восточного обхода, на изысканиях ТЭО мне довелось работать в 1982 году. Сейчас там всего-то осталось. Вот фото 2015 года
Отредактировано evg_e1 (01-12-2023 19:07:14)
Вот уж фигушки! Давайте думать дальше и вернёмся мы в года 1913-1915.
Отлично!
Только о чём думать-то будем...? )
Причина простая - строительство Восточного обхода, на изысканиях ТЭО мне довелось работать в 1982 году. Сейчас там всего-то осталось. Вот фото 2015 года
Благодарю за фото! Интересно узнавать подробности от непосредственных участников событий. )
Расстояние по Яндекс картам между несколькими большими просеками в Академгородке составляет ровно 1 км (с точностью до 10 м), а в Первомайском районе - 0.5 км с той же точностью. Это заставляет предположить, что они были проложены уже при советской власти, иначе расстояние было бы ближе к 1 и 0.5 верстам.
Да, наверное мелкая правильная прямоугольная сетка кварталов - это уже при советской власти.
А вот те четыре просеки на карте 1923 могут быть и ранее сделаны. Хотя, может на карте просто показано упрощённо, не показаны остальные просеки.
Проспект Строителей также проложили по ранее существовавшей просеке.
Я платный доступ взял в онлайн-архиве ГААК (19 рублей за час), поискав в сканах карт.
Час прошёл как пять минут, особенно когда судорочно пытаешься наделать скриншотов с экрана, ибо никак больше не сохранить.
Найти что-то трудно, так как карты могут называться очень по-разному, со старым и новым писанием одних и тех же слов, поэтому можно просто ничего не найти.
Сканов там много, но при этом они сосканили пока только малую часть того, что у них есть, так что просто может нужные карты пока лежат без сканов.
В хаотическом поиске под руку что-то попалось, что-то сохранил просто в качестве иллюстраций в тему.
Левая карта 1904-го. Она длинная, вертикальная. Я накосячил, когда делал скриншоты, поэтому сохранил только верхнюю, среднюю и нижнюю её часть, а в пустоте должны быть ещё несколько частей.
Остальные тоже из фрагментов собирал.
Видно, что квартальная разбивка существовала и раньше. Учёт лесного хозяйства был с бородатых годов.
Были ли кварталы разделены просеками - без понятия.
Возможно, что просто на пересечениях кварталов стояли квартальные столбы, хотя тогда бы без просек ориентироваться в номерных кварталах было бы невозможно. Не знаю про просеки, в общем.
Может быть, в архиве есть и Инской бор на какой-то карте, но просто не попался, так как не знаю как карта может называться или ещё она пока не сосканена.
Давайте думать дальше и вернёмся мы в года 1913-1915. К фотографиям и статьям о строительстве Алтайской железной дороги.
Эти фотографии можно разобрать по деталям. Наверное, фотограф тогда нафотал гораздо больше снимков в разных направлениях. Жалко, что только две фотки осталось на этих карточках.
Старых фоток с Алтайской ж.д. вообще нет, но оно и понятно, так как война случилась, а потом сразу революция, уже не до фоток было.
Итак, история в деталях...
Вот этот дом на фотке - это типичный ж.д. казарменный кирпичный дом. Сейчас его уже нет.
Можно его сравнить с двумя другими подобными.
Левая фотка из моей темы Казарма 23-й версты Алтайской ж.д., а правая - следующая казарма, фото из Wikimapii: Ссылка
Вполне хорошо видны одинаковые декоративные элементы по краям домов, так что дома одинаковые.
Но разница всё же есть.
По какой-то причине, именно этот дом сделали "зеркальным", что видно по иному расположению тамбура и труб.
Может строители накосячили? )
А может, нужно просто фотку отзеркалить, и тогда всё встанет на своё место?
Может дом и встанет на "своё место", вот только остальное... )))
Ещё есть тема на форуме от NUTRILITE с подобной "правильной" казармой на Матвеевке: Жилой дом в Матвеевке (Бердское шоссе, 67)
В общем, загадка почему дом оказался зеркальным...
А кто там стоит, узнаёте?
Вот и я не узнаю...
Возможно, что впереди начальник 1-го строительного участка Ново-Николаевск/Бердск - инженер С.С. Линда, о котором известно только имя и адрес его конторы на Нарымской улице (возможно, контора переехала потом ближе к Алтайской ж.д).
Хотя, не факт, что он конечно.
Кстати, как-то на "Мешке" попалась почтовая карточка, адресованная из Бердска.
В тексте написано: "... контора инженера С.С. Линда - передать в бараки подрядчика Котова конторщику Ивану Федоровичу(?) Журавлеву(?)..."
Теперь можно обратить взор в район левого берега, на это фото:
Видим вдоль левого берега дорогу.
Возможно, она была до строительства моста
Как видим, эта дорога проходит между устоем моста и его опорой. Сейчас всё то же самое, т.е. на обоих берегах есть проезды в этих местах под береговыми малыми пролётами.
Они были запланированы ещё во время строительства моста, что видно по подписям на плане продольного профиля дороги, правда по схеме точно не понять.
Ну я так думаю. Обычно же от переездов старались избавляться, чтобы по дорогам не ездили, поэтому логично было запланировать проезды под мостом.
Правый берег: "Полевая дорога"
Левый берег: "Луговая дорога"
Кстати, там на левом берегу видна справа полянка без деревьев.
Вот там мой отец около через 50 лет на привале зафотался. Нашёл такую фотку: Из альбома...
Сейчас там на берегу всё тальником заросло, вроде.
Вообще, на фото столько деревьев было, весь левый берег.
Жалко, что всё повырубили.
Ещё не очень понятно на фото что за выемка на скале, что-то там делают.
На левом берегу то ли какие-то бараки рабочих стоят, то ли что.
Может, кирпичные бараки?
Не знаю, что ещё придумать...
Отредактировано VECTOR (02-12-2023 11:55:49)
Левая карта 1904-го
Отличные карты. Спасибо за кропотливую работу.
Но каталог говорит, что Караканский и Малетинский бор это1896 год. На самой карте обозначений нет.
ГААК-50-6-436, если я правильно нашел.
По остальным датировки нет, но карте что-то прочитывается как 1860
Каракан, как я понимаю, ГААК-50-6-209или218 (одинаковые названия дел), а Кудряши ГААК-50-6-339?
Отличные карты. Спасибо за кропотливую работу.
Но каталог говорит, что Караканский и Малетинский бор это1896 год. На самой карте обозначений нет.
ГААК-50-6-436, если я правильно нашел.
По остальным датировки нет, но карте что-то прочитывается как 1860
Каракан, как я понимаю, ГААК-50-6-209или218 (одинаковые названия дел), а Кудряши ГААК-50-6-339?
Ну старые карты всегда отличные, конечно, вот только особо из этого всего не знаю какой вывод можно сделать.
Там и другие есть карты боров. Я просто сохранил первые попавшиеся примеры ради какой-то иллюстрации про квартальное деление боров.
Не интересовался этим, слишком уж специфическая вещь. Про просеки тоже непонятно, то ли были, то ли не было.
Хотелось что-нибудь из карт поближе к городу найти, но долго искать и перебирать, а может просто ещё не сосканировано.
Я шифры не записывал, лишь только смотрел где года указаны в описании. Год был указан только у первой, вроде - 1904-й.
Третья - Кудряшовский бор. Название по-старому - Кудрешевскаго.
Надписи при таком увеличении трудно читаемы. Не пойму, нижняя розовая граница разделяет что-то между крестьянами Чауссой и Кривощёковской волости. Возможно, показана часть бора.
Там есть квартал с обозначением "Гарь", т.е. горелый лес, вот про него и написано то, что вам показалось "1860".
Вроде, там написано:
Выгоревшему пространству в 1866(1860?) году
всего заключается в ?? кварталах
425 десят. 700 саж.
Пожар происходил по всему бору
Если я не ошибаюсь, то 425 десятин - это 4,7 квадратных километра, т.е. квадрат со стороной 2,2 км.
Без понятия какого года карта, если вспомнили такой старый пожар.
Причём, указано, что пожар происходил по всему бору, но не понятно о чём именно речь. То ли речь пожар 1866(1860?), то ли вообще периодически пожары в разных местах происходили.
То ли сгорел весь бор в 1866(1860?) году и успел снова вырасти, но где-то гарь осталось.
Непонятно, короче.
Вряд ли весь бор сгорел, так как болото кругом.
А на второй карте в самом низу расшифровка обозначений, и там тоже что-то написано: "...в 1874 году выгорела площадь....".
Не знаю откуда у вас данные про 1896-й год.
Может где-то и описана история про лесное хозяйство в Томской губернии.
Отредактировано VECTOR (02-12-2023 17:39:31)
Ну не знаю. Может, и не та карта, но другой по описанию нет. А шифр это ключ, чтобы вернуться, когда понадобиться.
Название другое, как-никак, так что другая карта.
Видимо, базы архивов на http://www.archiv.ab.ru/ и https://altarchives.ru/ не совпадают на 100%, т.е. есть отличия.
Либо надо как-то иначе там поискать.
А про шифр... У вас профессиональный интерес, шифры, то-сё, а мне - просто посмотреть картинки ради интереса. )
Не успел записать, короче. )
Я рассматривая эти три карты (плана) всё же склоняюсь к тому, что обозначенные квадратные кварталы были разделены реальными просеками.
До нашего времени эти старые просеки не сохранились, видимо, и из космоса их не разглядеть, так как заросли. Наверное, в советское время их иначе разграничили.
Посмотрите на первый план - там есть столбик с оттенками цвета, который показывает очерёдность порубок бора.
Видимо, так сделано по-науке, чтобы лес не был с большими проплешинами, которые бы замедляли возобновление леса.
Очевидно, чтобы точно рубить кварталы, у них, кроме квартальных столбов, должны быть точные границы в виде просек.
Отредактировано VECTOR (02-12-2023 21:07:53)
Тёмный лес.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Одно видево на ж.д. тему с некоторой загадкой (ответа нет!)...???