...
Отредактировано VECTOR (15-09-2025 21:52:19)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Железные дороги и инфраструктура » Утраченные водонапорные башни Транссиба Новосибирской области
...
Отредактировано VECTOR (15-09-2025 21:52:19)
Если задать прямой вопрос, сколько именно было снесено старых башен Транссиба в границах НСО, то кто-нибудь из краеведов-историков назовёт точную цифру?
Думаю, что никто.
Предлагаю Вам уникальный шанс стать первым краеведом-историком, который это узнает и будет хвастаться этим знанием!!! 
Но для начала, может, всё же кто назовёт точное число и список ныне не сохранившихся?
Ниже добавлю "графическую" часть.
... Но для начала, может, всё же кто назовёт точное число и список ныне не сохранившихся? ...
может быть: """ ... список ныне сохранившихся """ ?
может быть: """ ... список ныне сохранившихся """ ?
"Сохранившихся" - это слишком просто и банально.
Потому что они до сих пор стоят, и в интернете инфы про них от всяких блохеров-путешественников хватает.
Есть снесённые, и не одна.
Вот поэтому я и спрашивал про них.
Так как сносили их довольно уже давно, то и мало кто знает, где они были, да и были ли, вообще.
Так что надо этот вопрос окончательно ЗАКРЫТЬ!
Здесь и сейчас, прям в этой теме.
Отредактировано VECTOR (15-09-2025 12:18:58)
Итак, так как никто не знает, поэтому называю цифру.
На территории НСО вдоль линии Транссиба полностью исчезло 6 (шесть) водоёмных зданий, построенных в момент строительства Транссиба.
Исчезли башни на:
1) раз. Забулга
2) раз. Кирзинское
3) раз. Труновское
4) раз. Карапузово (Клубничная)
5) раз. Тихомирово
6) ст. Дупленская
Исчезнувшие башни на пяти разъездах были "квадратные", а на станции Дупленская башня была "восьмиугольная".
"Квадратность" разъездных башень - это была их отличительная черта. Ещё издали, только по виду башни, можно было понять, что подъезжаешь к разъезду, а не к станции.
Такие башни, в силу их "квадратности", было проще строить, а значит, они были и дешевле в постройке.
Ну и так как разъезд - это служебная станция, на которой не предполагался выпуск пассажиров из вагонов, то и по этой причине строили эти более простые и менее красивые "квадратные" башни, чем башни станций.
На станциях-то народ ходит по вокзалу, платформе, подходит близко к башням, рассматривает их, любуется ими.
Вот поэтому станционные башни строили красивее.
А на разъездах: вжух! - и проехал, ничего толком не разобрав в пыльное окно. Какой смысл там на разъездах строить дорого-богато-красиво, хотя бы те же башни? Правильно - никакого.
И не на каждом разъезде строили башни, а лишь на некоторых, там где это требуется.
Эти мои рассуждения касаются Западно-Сибирской ж.д. того времени - западнее реки Оби.
А вот на Средне-Сибирской ж.д. - восточнее Оби - это правило "квадратности" разъездных башен уже не работало. Там все башни были многоугольные, примерно одинаковые.
Это просто потому так всё было по-разному, что у ЗСЖД и ССЖД были разные архитекторы, которые по-своему определяли как всё будет выглядеть.
Разные архитекторы - разные проекты.
Нам повезло, что мы оказались на границе раздела ЗСЖД и ССЖД, поэтому можем в равной степени любоваться обоими проектами. )))
Ну вы, думаю, понимаете, что это всего лишь мои выводы, но не беспочвенные. Вроде, вполне логично.
А информацию по утраченным башням я взял на основе вот этой книжки, на которую я раньше уже ссылался на форуме:
Ещё ранее её внимательно пролистав, я обнаружил в ней список и карту, по которой можно всё вычислить.
Вот тут указаны станции водоснабжения вдоль Сиб.ж.д., также описание водоснабжения и подробная станционная схема.
Схему надо скачать, чтобы видеть её в полном разрешении - 9 Мб, а потом можно её развернуть, чтобы смотреть станции.
Схема скачать: https://disk.yandex.ru/i/_wEJP8bgmtI3gg
А ниже из этой таблицы с башнями и общей карты я отдельно вырезал станции на территории НСО.
Обратите внимание, что на карте разъезды и малые станции с башнями обозначены в виде засечек с двумя кружочками на концах - о----о , т.е. по карте сразу это понятно.
И среди списка со станциями водоснабжения, есть некоторые с указанными подробностями их закрытия ещё в первые годы их эксплуатации.
Особенно интересна в этом смысле башня на станции Кожурла, закрытая вследствие трещины на водоёмном здании.
Очевидно, эта трещина и видна на современной фотографии башни.
Возможно, совсем недолго прослужила, может даже всего пару лет.
Так и стоит...
PS
Всё написанное является личным мнением, поэтому может не соответствовать истине - это я про число утраченных башен.
Вот тут та трещина видна, через окно и дверь, с разрушенной над окном кладкой:
Отредактировано VECTOR (15-09-2025 21:51:08)
Итак, так как никто не знает, поэтому называю цифру.
На территории НСО вдоль линии Транссиба полностью исчезло 6 (шесть) водоёмных зданий, построенных в момент строительства Транссиба. ...
Но это - по документам..
в реальности их могло быть больше.
не так ли?
Но это - по документам..
в реальности их могло быть больше.
не так ли?
Самострой?...
Не очень понятно, что именно вы имели ввиду. Транссиб - государственная ж.д., так что там и так всё должно быть "по документам".
Видимо, такое можно сказать про крупные станции, типа того же Ново-Николаевска. Там башен несколько появилось, но и то не сразу, а по мере развития. У нас одна их трёх башен была для нужд Красных казарм.
А на разъездах и мелких станциях больше одной башни не было. И не на каждом разъезде они были, вообще.
Примерно через каждые 20-25 вёрст расположены пункты с источниками водоснабжения, т.е. с башнями.
Вот в том моём списке выше станций водоснабжения есть одна особенно примечательная - станция Татарская.
Про неё интересные сведения про водоснабжение впервые увидел тут: Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910 гг. по данным, изготовленным для Омской выставки 1911 г.
Примечательность в том, что длина напорной линии аж 32 версты - 35 километров.
Судя по таблице, источником воды служила удалённая на такое большое расстояние река Омь, вода из которой последовательно перекачивалась в промежуточные водоёмы чередой водокачек (оз. Теренкуль, искусственный бассейн), о чём также говорит то, что в последнем столбце таблице указано идентичное число жёсткости воды в реке Омь и в искусственном бассейне - 13,4 единиц.
Возможно, столь удалённые и затерянные водокачки могли сохранить своё насосное оборудование нетронутым до сих пор.
Где-то там на берегу Оми, на берегу озера Теренкуль и ещё где-то.
Отредактировано VECTOR (16-09-2025 11:38:28)
VECTOR
возможно ли перенести башню?
Конкретно старая башня в Бердске. Возможно, она перенесена. Как это понимать? Разобрали и кирпичи перенесли? Или сняли верхнюю деревянную часть и содержимое, а кирпичные стены сломали?
С трудом представляю себе как происходит перенос водонапорной башни.
возможно ли перенести башню?
Перенести можно всё, что угодно.
Только это ещё не означает физическое перемещение объекта со старого места на новое, хоть целиком, хоть по частям.
Просто разное значение слова "перенести", среди которых есть и значение постройки нового на новом месте.
По такой логике, все кирпичные дома Бердска были разобраны на кирпичи и перенесены. Интересное занятие, наверное, отделять один кирпич от другого, скреплённых цементом. Не пробовали?
Да и не строили в те годы водонапорки с деревянными частями башни. На башни Транссиба не надо ориентироваться в этом, да и они не все были с деревянным верхом.
Ну, если только такая была в Бердске, то тогда - да, могли и перенести... ))) : Мочище
Отредактировано VECTOR (16-09-2025 13:22:24)
Утраченные водонапорные башни Транссиба Новосибирской области
Интересное расследование Спасибо!
Исчезли башни на:
1) раз. Забулга
2) раз. Кирзинское
3) раз. Труновское
4) раз. Карапузово (Клубничная)
5) раз. Тихомирово
6) ст. ДупленскаяИсчезнувшие башни на пяти разъездах были "квадратные", а на станции Дупленская башня была "восьмиугольная".
По первым 4-м есть фото или тексты, подтверждающие, что они были квадратными?
Или я что-то не увидела...
Я это к тому что в ваш список утраченных башень, возможно, нужно внести одну башню из Бердска.
Только эта тема чисто про Транссиб, так что по основному признаку не получится.)
По первым 4-м есть фото или тексты, подтверждающие, что они были квадратными?
Или я что-то не увидела...
Я знал, что рано или поздно кто-нибудь задаст мне этот вопрос, и даже был уверен, что это будете именно Вы! )
И ответить мне на него будет нечего... )
Пока мы знаем четыре известные квадратные башни, которые были именно на разъездах:
1) Водонапорная башня станции Кабаклы
2) Кошкуль - https://zap-sib-rail.narod.ru/View/Towe … hkuly.html
3) 1971 г. о.п. Тихомирово.
4) Водоподъёмное здание о.п. Груздёвка
Старых фотографий тех других четырёх разъездов, о которых спрашивали, - пока нет, поэтому нет более точной информации, кроме той, что указана в таблице по источникам водоснабжения.
Сейчас я сужу чисто по современным фоткам остановочных платформ из интернета, поэтому могу в чём-то ошибаться.
Но я могу лишь ошибаться в том, что те башни не попали в кадры современных фотографий, либо построены где-то далеко в лесу от них по ошибке или исходя из других соображений, поэтому их не видно.
В той таблице, которую я привёл, приведено 147 пунктов водоснабжения. Это я их сам пересчитал по таблице.
И в той же книге как раз и говорится, что было построено 147 каменных водоёмных зданий с шатрами - 145 одиночных + 2 двойных.
Всё сходится. В каждом из пунктов таблицы была своя башня.
Были на этих разъездах башни, были!
Думаю, что квадратные...)
В общем, цифру я назвал - 6 (шесть).
Желающие могут отправиться на эти о.п. и там всё облазить, подтвердив или опровергнув мои выводы. )
В качестве дополнения, фото станции Дупленская из известного фотоальбома "Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог. 1892-1896 г."
Единственная в моём списке утраченная башня именно на станции, а не на разъезде.
Поэтому она относится к "красивым" башням - многоугольным.
Единственное её известное фото.
Отредактировано VECTOR (16-09-2025 18:51:21)
Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г
Возможно, что при дальнейшем переустройстве на реке соорудили плотину, остатки которой видны до сих пор, тем самым улучшив качество воды.
Кстати об утраченных башнях - слышал от чиновников администрации г.Чулым, что одну башню на станции они снесли (дословно - "уронили") уже в этом веке.
Возможно это была башня уже советского периода строительства. Но они описывали еще дореволюционнные чугунные трубы и задвижки.
Особенно интересна в этом смысле башня на станции Кожурла, закрытая вследствие трещины на водоёмном здании.
Следствие "экономии на фундаменте".
Есть некоторое подозрение, что фундамент этой башни мог быть подмыт техногенной утечкой воды.
Ну или те же проблемы с посадкой здания без нормального водоотвода с поверхности и дренажа.
Надо смотреть на месте.
Самострой?...
Наверное секретные водонапорные башни железнодорожники строили "для души", ну или, на крайняк, для личного обогащения. Хотя финмодель с такими капесом и опексом весьма сомнительна. 
Отредактировано Ирландец (17-09-2025 22:37:20)
возможно ли перенести башню?
Возможно. Башню № 2 на ст. Ново-Николаевск переносили.
Ну и так как разъезд - это служебная станция, на которой не предполагался выпуск пассажиров из вагонов, то и по этой причине строили эти более простые и менее красивые "квадратные" башни, чем башни станций.
Я мыслю, что причина другая - экономическая
На разъездах расход воды меньше, чем на станциях. Квадратная башня, построенная без усиления кладки по углам, не рассчитана на кратное увеличение запаса воды за счет установки дополнительных баков.
Восьмиугольные башни наоборот, имеют запас прочности под модернизацию. Вспомните, что на ст. Обь, как и на многих других станциях, получивших развитие, на всех башнях устанавливали второй бак без особых затрат.
На некоторых станциях башни так и стоят с одним баком.
И в той же книге как раз и говорится, что было построено 147 каменных водоёмных зданий с шатрами - 145 одиночных + 2 двойных
Забыли упомянуть 22 водоемно-водоподъемные здания (вроде бы они не "в том числе").
А еще там указано количество водоподъемных зданий (153 шт), превышающее водоемные (145+2=147 шт).
Видимо не только лишь на станции Татарская была перекачка воды.
Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г
Возможно, что при дальнейшем переустройстве на реке соорудили плотину, остатки которой видны до сих пор, тем самым улучшив качество воды.
Может и так.
Про плохое качество в качестве причины закрытия не особо понятно. Возможно, что слишком жёсткая вода, но тогда плотиной это, вроде, никак не исправить. Химические методы тогда использовали, может так.
Кстати об утраченных башнях - слышал от чиновников администрации г.Чулым, что одну башню на станции они снесли (дословно - "уронили") уже в этом веке.
Возможно это была башня уже советского периода строительства. Но они описывали еще дореволюционнные чугунные трубы и задвижки.
Ну чиновники-то большие спецы в деле датировок исторических артефактов...)))
А про снесённую там башню в интернете написано, и даже есть видео сноса башни.
Она явно советского времени была.
А первая башня там так и стоит.
Следствие "экономии на фундаменте".
Есть некоторое подозрение, что фундамент этой башни мог быть подмыт техногенной утечкой воды.
Ну или те же проблемы с посадкой здания без нормального водоотвода с поверхности и дренажа.
Надо смотреть на месте.
Да, кто-то там накосячил.)
Кстати, на фото этой башни с трещиной в моём посте, я что-то не вижу у башни гранитного пояса. Похоже, фундамент был сложен из кирпича - без гранита, что и могло явиться причиной того, что фундамент не выдержал нагрузки.
Но это всего лишь предположение.
Наверное секретные водонапорные башни железнодорожники строили "для душ", ну или, на крайняк, для личного обогащения. Хотя финмодель с такими капесом и опексом весьма сомнительна
Пивонапорные? На них намекал Михаил? ) : Водонапорные башни на станции Коченёво
Возможно. Башню № 2 на ст. Ново-Николаевск переносили.
Ирландец, что там можно было у неё перенести?
Разобрать деревянный шатёр? Баки, как я понимаю, клепали из листов по месту башни, т.е. на высоте установки бака. Как его тогда перенести с одной башни на другую - тоже не ясно.
Но самое главное тут другое.
Подача воды в Красные казармы не должна была прекращаться. А это значит, что пока строили новую башню, старая так и стояла на своём месте без изменений. И лишь когда построили новую, тогда и стали разбирать старую.
Я мыслю, что причина другая - экономическая
На разъездах расход воды меньше, чем на станциях. Квадратная башня, построенная без усиления кладки по углам, не рассчитана на кратное увеличение запаса воды за счет установки дополнительных баков.
Восьмиугольные башни наоборот, имеют запас прочности под модернизацию. Вспомните, что на ст. Обь, как и на многих других станциях, получивших развитие, на всех башнях устанавливали второй бак без особых затрат.
На некоторых станциях башни так и стоят с одним баком.
Это у меня там выше также указано в качестве причины. 
Но мне кажется, что экономия тут была не первопричиной, а всего лишь следствием.
Тогда станции разделяли на классы, и станция каждого класса выглядела несколько иначе, были они разных размеров.
Так что с башнями тоже могла быть дифференциация, которая бы подчёркивала отличие башен разъездов от башен станций. Сделать это можно было как раз за счёт более простой формы башни. Экономия в этом случае была уже как следствие. )
А на Средне-Сибирской ж.д., - с другим архитектором, - такой фигнёй уже не парились, - там на разъездах также были восьмиугольные башни.
Забыли упомянуть 22 водоемно-водоподъемные здания (вроде бы они не "в том числе").
А еще там указано количество водоподъемных зданий (153 шт), превышающее водоемные (145+2=147 шт).
Видимо не только лишь на станции Татарская была перекачка воды.
Да, там я выше полную таблицу выложил на двух листах. К примеру, в Омске было несколько водлокачек, без всяких перекачиваний.
Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г
Посмотрел документ внимательнее. Там сноска со звездочкой относится не к Чулыму, а к станции Дупленская.
Тогда станции разделяли на классы, и станция каждого класса выглядела несколько иначе, были они разных размеров.
Так что с башнями тоже могла быть дифференциация, которая бы подчёркивала отличие башен разъездов от башен станций. Сделать это можно было как раз за счёт более простой формы башни. Экономия в этом случае была уже как следствие. )
В основе разделения станций на классы как раз лежит экономия. В этом смысл унификации и типизации. Выигрывается самый ценный ресурс строительства - время.
Ирландец, что там можно было у неё перенести?
Посмотрите в смете на переустройство ст. Ново-Николаевск. Не думаю, что перенос водоемного здания в железнодорожном ведомстве это уникальный случай.
По поводу непрерывности водоснабжения военно-остановочного пункта - наверняка его осуществляли по временной схеме.
Кстати, на фото этой башни с трещиной в моём посте, я что-то не вижу у башни гранитного пояса. Похоже, фундамент был сложен из кирпича - без гранита, что и могло явиться причиной того, что фундамент не выдержал нагрузки.
Это вряд ли. Просто очень низкий цоколь (например у башни в Сокуре такой) его не видно за экраном растительности.
Посмотрел документ внимательнее. Там сноска со звездочкой относится не к Чулыму, а к станции Дупленская.
О, точно.
А эта звёздочка-сноска у Дупленской мне то попадалась в поле зрения, то исчезала из вида.
Тогда всё становится на свои места, ведь в километре от станции Дупленская есть скважина, из которой разливают минералку "Дупленская" с 1998-го года: https://vn.ru/news-svs_65668/
Не помню, пил ли её когда-нибудь, но, видимо, озеро, откуда качалась вода в башню, подпитывалось из тех же шибко минеральных источников.
В общем, в паровозы заливали отборную минералочку, что не есть хорошо, поэтому башню и закрыли в 1907-м.
Как вариант.)
В основе разделения станций на классы как раз лежит экономия. В этом смысл унификации и типизации. Выигрывается самый ценный ресурс строительства - время.
Т.е. строители-архитекторы Западно-Сибирской ж.д. оказались в этом смысле более разумные, чем транжиры госбюджета строители-архитекторы Средне-Сибирской ж.д.
Понятно.
Но почему-то при таких транжирах, первая водонапорка станции Обь оказалась совсем обычной - без архитектурных излишеств, хотя станция располагалась на большой реке, да ещё и разделяла ЗСЖД и ССЖД.
Вот это обидно... Даже гранитом башню никак не инкрустировали.
Построили бы башню как на станции Слюдянка - было бы совсем другое дело!
Посмотрите в смете на переустройство ст. Ново-Николаевск. Не думаю, что перенос водоемного здания в железнодорожном ведомстве это уникальный случай.
По поводу непрерывности водоснабжения военно-остановочного пункта - наверняка его осуществляли по временной схеме.
И, позвольте, узнать, что я должен в той смете увидеть?
Там написано слово "перенести"?
Ну так смысл этого слова двоякий, не обязательно означающий перемещение из одной точки в другую. Но я посмотрю, ещё это не сделал.)
А про строительство новой башни #2 я ранее находил, постил на форуме.
Там - да, фигурирует слово "перенести", но я про это уже сказал мнение: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id … 11#p196899
Это вряд ли. Просто очень низкий цоколь (например у башни в Сокуре такой) его не видно за экраном растительности.
Видимо, оказался слишком низким...
... Не очень понятно, что именно вы имели ввиду. ...
Водонапорная башня на станции Инская (снесена)
А вот эта? она не считается?
-
... Пивонапорные? На них намекал Михаил? ...
это я вам уже везде мерещусь? или это другой Михаил??
но там нет никакого.
Водонапорная башня на станции Инская (снесена)
А вот эта? она не считается?
А она на Трансибе?
И, позвольте, узнать, что я должен в той смете увидеть?
Там написано слово "перенести"?
К сожалению в этом документе тема расхода 12 000 "ымперских рублёв" по видам работ не раскрыта. А жаль.
Грубо прикинул - около 50% капложений от первоначальной стоимости башни могли быть потеряны при переносе.
В процессе изучения конструктива башен этого проекта обратил внимание на некое "декольте" в распределительном поясе под баком.
Архитектор сознательно пошел на ослабление конструкции, разомкнув контур пояса для обеспечения возможности прохода по внутренней лестнице в шатер.
В более ранних конструкциях народ лазил по всякого вида наружным лестницам. Но не в Сибири.
Архитектор сознательно пошел на ослабление конструкции, разомкнув контур пояса для обеспечения возможности прохода по внутренней лестнице в шатер.
И вот на станции Кожурла поэтому в том месте башня и треснула - правое фото.
Но ещё в царское время, взамен треснутой, где-то в период 1912-1915 гг. там построили вторую - двухбачную, чисто кирпичную - левое фото.
Вроде, она двухбачная.
https://zap-sib-rail.narod.ru/Stations/kogurla.html
Вот тут, в более новой по времени создания таблице, двухбачная в Кожурле уже присутствует.
Сама таблица отсюда: Краткие сведения по эксплуатации Омской железной дороги по данным на 1 января 1915 г. - Омск, 1915.
В этой таблице есть дополнительные сведения - объёмы баков и другие сведения.
Есть там и более общая (правая) с просто названиями пунктов.
Отредактировано VECTOR (18-09-2025 22:08:16)
А она на Трансибе?
Да, я тоже об этом подумал.
кстати, у нас тут не раз уже места на Алтайке называли Трансибом.. и ничего.
кстати, у нас тут не раз уже места на Алтайке называли Трансибом.. и ничего.
Так уж и ничего? )
Транссибом можно, наверное, ещё считать позднее построенную ветку к Каинску-Куйбышеву.
Она строилась под управлением Сибирской железной дорогой, т.е. должна была стать государственной.
А вот ветка от Тататарской до Кулунды строилась под управление акционерным общ-вом - была частная.
Интересно, была в Каинске-Куйбышеве водонапорная башня у вокзала или нет?
А то, может, можно ещё одну башню плюсануть.
Хотя, нет - не было в Каинске башни.
До Каинска было 12 вёрст, т.е. туда-обратно 24 версты - как раз нормальное расстояние для паровоза, чтобы не заправляться.
Карта отсюда: О разрешении постройки Каинской ветви к Сибирской ветви ж. д.
Отредактировано VECTOR (19-09-2025 13:48:27)
PS
Я станцию Слюдянка выше мимоходом упоминал, говоря про водонапорную башню, - что, мол, могли бы и у нас на станции "Обь" построить башню, хотя бы, с цельнокаменным низом, а то и всю гранитную, а не простую кирпичную с деревянным шатром, ведь месторождение гранита было именно у нас, от нас его везде и развозили для ближайщих построек. Плюс станция на большой реке, на границе дорог.
Странное дело, но с гранитным низом башню построили чуть ранее - на станции Чик.
Где логика, кто-нибудь знает? 
Логика, что дороги разные, но вот в Ояше и Сокуре башни с гранитом, а у нас нет.
Непонятно, на основании чего проекты утверждали и кто это делал в конкретных случаях на конкретных станциях.
Если кто хочет, ради разнообразия, то вот новостной видеорепортаж из Слюдянки про их башню, меньше месячной давности (надо чуть подождать, чтобы окно появилось с видео):
Памятник архитектуры начала XX века — водонапорную башню планируют отреставрировать в Слюдянке
Вот сама башня на чертеже: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_0000 … heme=white
А вот их мраморный вокзал: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_0000 … heme=white
Кто был архитектором этой башни и архитектором вокзала Слюдянки - никто до сих пор там этого не знает.
Ленивые там краеведы, наверное, плохо копают. 
Могли, хотя бы, установить список штатных архитекторов Кругобайкальской ж.д. по ведомственным журналам, узнать кто был главный архитектор дороги.
А то в интернете и там местные пишут всякие сказки. Что, мол, итальянцы сделали проект вокзала. А башню - ссыльные поляки...
Ага, конечно, итальянские архитекторы ехали с кайлом и лопатой в Сибирь на Кругобайкалку, чтобы камень тесать и, между делом, делать проекты с соответствующей кучей документации на русском языке и в русских единицах измерения длины. 
Хотя, вот спроси кого из новосибирских краеведов и историков: кто именно был архитектором нашей первой башни на станции? - ведь тоже никто из них не ответит... 
Отредактировано VECTOR (19-09-2025 15:57:32)
И напоследок фотозагадка.
Специально полистал старые книги, так как помнил, что что-то там видел: https://archive.org/details/siberiacent … ew=theater
Как думаете, это на фото???: Водонапорная башня станции Кабаклы
Фото подписано, что это станция находится чуть восточнее, чем Кабаклы - между Каинском и Кривощёково.
Сзади, вроде, квадратная башня, также далеко удалённая.
Это может быть тот случай, что удалённых от станции башен было больше, чем одна.
Солнечная тень говорит, что эта башня с северной стороны относительно путей, т.е. не может быть Кабаклы.
По моей ж.д. схеме получается, что это может быть разъезд Труновское с "утраченной" башней: Яндекс-карта
Но ведь на фото полноценная станция, а не разъезд.
Или я чего не понимаю?
Отредактировано VECTOR (19-09-2025 21:47:16)
И вот на станции Кожурла поэтому в том месте башня и треснула
В Кожурле у башни, кроме упомянутого "декольте" зачем-то сделано окно над дверным проемом (чего не встретишь у других башен аналогичных проектов). Это решение, не понятно чье, сыграло ключевую роль в ослаблении сечения стены.
Встречал инженерные расчеты усилий в кольцевом распределительном поясе башен другого проекта, весьма занимательные выкладки. А вот в Кожурле никто расчетами не заморачивался. Заказчик захотел окно над входом, значит так надо. Ну и результат.
В Кожурле у башни, кроме упомянутого "декольте" зачем-то сделано окно над дверным проемом (чего не встретишь у других башен аналогичных проектов). Это решение, не понятно чье, сыграло ключевую роль в ослаблении сечения стены.
Встречал инженерные расчеты усилий в кольцевом распределительном поясе башен другого проекта, весьма занимательные выкладки. А вот в Кожурле никто расчетами не заморачивался. Заказчик захотел окно над входом, значит так надо. Ну и результат.
Да, я тоже это ранее понял про окно. Накосячили, короче.)
Такая же, но целая, в Каргате: https://turizm.nso.ru/ru/content/vodona … voy-truboy
И старый домик рядом с ней до сих пор.
А вот ещё есть одна фотозагадка, к той выше.
Та была на расстоянии 1100 миль, что, очевидно, автор просто так говорил про вёрсты, так как особо без разницы.
А это уже 1000 миль=вёрст.
Узнаёте? 
Это, наверное, разъезд Кирзинское из моего списка "утраченных": Яндекс-карта
Как раз подходит.
Башня не квадратная, но тоже удалена.
Какая-то в основании коническая башня. 
Теперь можно эти две "утраченные" башни поискать.
Но, видимо, они реально снесены.
Поищу на космоснимках...
Отредактировано VECTOR (19-09-2025 22:02:36)
Что-то мне кажется, что это одна и та же башня, просто поезд чуть проехал вперёд.
Дома там точно те же самые стоят.
И даже колодец виден на обоих фото.
Автор книги хоть и подписал, будто разные места - 1000 miles и 1100 miles (Kriwostchekowo - Kainsk), но он явно накосячил.
Могло ли так быть на разъезде?
Больше на станцию смахивает.
Я без понятия, где это снято.
Фотозагадка ОТМЕНЯЕТСЯ!!! 
Отредактировано VECTOR (19-09-2025 23:18:03)
Краеведы потеряли из вида ещё одну утраченную башню - в Барабинске.
До переименования он носил название станция Каинск-Томский.
Она сейчас снесена.
Так что +1 к снесённой.
Обновлённый мой список снесённых башен - 7 (семь) башен:
1) раз. Забулга
2) раз. Кирзинское
3) ст. Каинск-Томский
4) раз. Труновское
5) раз. Карапузово (Клубничная)
6) раз. Тихомирово
7) ст. Дупленская
Снесённая в Барабинске:
Отредактировано VECTOR (20-09-2025 09:43:45)
И ещё одну нашёл из ныне снесённых!
ЭКСКЛЮЗИВ!
Эта почтовая карточка в интернете есть только в одном экземпляре на аукционе: https://auction.ru/offer/stancija_tatar … 31147.html
С водяным знаком, но я его сейчас убрал.
Похоже, нигде второго экземпляра её нет, так что точно эксклюзив.
По изображению больше такая нигде не ищется.
Так что список продолжает обновляться +1 - 8 (восемь) снесённых - ст. Татарская
1) раз. Забулга
2) ст. Татарская
3) раз. Кирзинское
4) ст. Каинск-Томский
5) раз. Труновское
6) раз. Карапузово (Клубничная)
7) раз. Тихомирово
8) ст. Дупленская
Именно в эту башню качали воду за 32 версты из реки Оми каскадом водокачек и промежуточных водоёмов, поэтому бак большой. Да и сама станция крупная.
За башней видно паровозное здание.
В Татарске не знают, где она была.
Но теперь можно вычислить.
Отредактировано VECTOR (20-09-2025 20:10:25)
Транссибом можно, наверное, ещё считать позднее построенную ветку ...
Не совсем понятно, отчего вы ведёте счёт только лишь башням ТС на территории НСО..
всё ж - это уже не краеведение, а диссертация по башням ТС.
уж если и вести статистику по башням, то по всем тем, что есть/были в НСО, между делом разделяя их на ТС и другие.
но это уже как вам будет угодно.
всё ж - это уже не краеведение, а диссертация по башням ТС.
Именно так - дохтурская... 
Смотрите, что я обнаружил!
Решил просмотреть ГОСКАТАЛОГ, просто написав там в поиске названия наших станций.
Наобум сразу написал название станции КОЖУРЛА (Убинский округ).
Появился такой результат: https://www.goskatalog.ru/portal/#/collections?q=кожурла&imageExists=null
Среди этих предметов увидел фотки из ранее выставленного мной на форуме альбома с выставки в Омске с церквями вдоль Транссиба.
Но самое интересное оказалось в конце - рисунок 1920-го церкви Кожурлы: https://www.goskatalog.ru/portal/#/coll … id=3755078
Заинтересовался автором этого рисунка - Шульпин Иван Степанович.
Таким же образом ввёл его имя в ГОСКАТАЛОГ и получил такой результат, с фотографиями и рисунками этого автора: https://www.goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Шульпин Иван Степанович&imageExists=null
Пролистайте список и сами всё поймёте.
Из какого материала сделан низ этой квадратной разъездной башни, аналогичной другим нашим разъездным?
Чем-то обшит или какой-то иной материал?
Может, она была полностью деревянная?
Но на каком разъезде? 
.
https://www.goskatalog.ru/portal/#/coll … id=3760329Шульпин Иван Степанович (Художник)
Зарисовки станций. Карандашные зарисовкиПериод создания: 1920 г.
Материал, техника: рисунок, бумага, карандаш (графитный
Размер: 22,5 х 18 см. прямоугольныйНомер в Госкаталоге: 3726260
Номер по КП (ГИК): ОМК-11540/14
Инвентарный номер: ИЗО-962
Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный историко-краеведческий музей"
Отредактировано VECTOR (20-09-2025 17:26:28)
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Железные дороги и инфраструктура » Утраченные водонапорные башни Транссиба Новосибирской области