Пароход "Дзержинский"
Сообщений 1 страница 14 из 14
Поделиться316-10-2012 21:47:41
Точно, он самый - пароход "Богатырь" (построен в 1911-м, списан в 1944 году) , принадлежавший Пароходству Е.И. Мельниковой, позже переименованный в "Дзержинский".
Поделиться416-10-2012 21:50:54
Как погибал "Дзержинский"
Просматривая эксплуатационный отчет Западно-Сибирского речного пароходства за 1944 год, я натолкнулся на краткую информацию об одной трагедии с большими человеческими и материальными жертвами — гибели парохода «Дзержинский».
«Крупнейшей аварией является пожар на пассажирском пароходе «Дзержинский«, который произошел в районе пристани Дубровино при следовании пассажирским рейсом из Александрово в Новосибирск. Пожар произошел в результате загорания деревянной надстройки третьего дека в районе дымовой трубы. Все деревянные части надстройки сгорели полностью через 20 минут. Из-за отсутствия надлежащей организации вахтенной службы и работ по тушению пожара очаг возгорания на судне локализован не был.
Основной причиной гибели людей и судна является отсутствие надлежащей дисциплины, растерянность комсостава парохода как в момент возникновения пожара, так и его тушения, а также нарушение правил перевозки опасных грузов и ослабление требований пожарной безопасности со стороны контролирующих организаций».
Эти скупые бюрократические строки о случившемся из эксплуатационного отчета не дают ясной картины о произошедшем.
Сегодня еще живы свидетели той страшной трагедии, разыгравшейся на пароходе «Дзержинский». Известный в пароходстве капитан Иван Ефимович Бурлаков в то время учился в Новосибирском речном техникуме и проходил практику на буксирном пароходе «Фурманов» в должности кормового матроса. Пароход был приписан к Бобровскому судоремонтному заводу (Барнаул), капитаном на нем был Иван Михайлович Савиных.
«Фурманов» шел в Новосибирск с баржами на буксире, груженными круглым лесом. На подходе к деревне Дубровино с него увидели столб черного дыма и услышали продолжительные тревожные гудки парохода. Было это 3 июля 1944 года около шести часов утра. День начинался ясный, солнечный. На «Фурманове» поняли, что что-то случилось. Капитан Савиных быстро отдал распоряжение срочно поставить баржи на якоря, и речники на полном ходу кинулись на помощь.
Выйдя из-за Дубровинского мыса, экипаж «Фурманова» увидел у яра в районе деревни Успенка горящий пароход. Объявили пожарную тревогу, запустили в работу пожарный насос на полную мощность. У горящего «Дзержинского» уже находился другой буксирный пароход, который тушил его. Напор в пожарных шлангах был такой, что их мотало в разные стороны, и брандспойт приходилось держать вдвоем. Не успели подойти к пароходу, как в воздух начали взлетать деревянные бочки с пихтовым маслом, которое разливалось и горело на поверхности воды. Надстройка стала обрушиваться и падать на пароход «Фурманов». Решили отойти. Река вокруг кишела барахтающимися в горящей воде людьми, прыгнувшими с «Дзержинского». Шлюпки не были спущены, спасались кто как может. При обрушении горящей надстройки части ее зацепили за тросик к паровому гудку, который продолжал тревожно гудеть, пока не сработал пар в котлах. Продолжала работать машина и вращались бортовые колеса. Пароход носом ткнулся в берег. За борт нельзя было прыгнуть — кругом огонь, и многие из пассажиров и команды, открыв колесные кожуха, бросались в работающие колеса.
В спасении людей участвовали жители деревни Дубровино, которые выехали на реку на своих лодках. Капитан парохода «Дзержинский» Иван Павлович Козьминых погиб, бросившись с капитанского мостика, объятого пламенем, за борт. Найти его не смогли.
В этом рейсе в трюме парохода ехали дети из одного приречного детдома. Они не смогли подняться наверх на главную палубу, так как лестница была объята пламенем. Некоторые пытались выйти через бортовые иллюминаторы, но застревали в них, обгорали и погибали. Все они затем были похоронены в сосняке у деревни Белоярка. Пожар еще долго продолжался в бункере, где догорали остатки дров и угля. Палуба накалилась докрасна. В одном из трюмов находился груз: мука, овес, мед в бочках, масло в ящиках. Все это перегрузили.
После окончания пожара пароход «Фурманов» привел корпус сгоревшего парохода к причалу Новосибирского речного порта. Строго было в то время — шла Великая Отечественная война. Расследованием произошедшей трагедии занимался военный трибунал.
В то время заведующей комнатой матери и ребенка на пароходе «Дзержинский» была Татьяна Макаровна Тимонина. Она тоже была очевидцем этой трагедии.
«В этом рейсе, — вспоминала она, — на пароход было погружено в Могочино 78 деревянных бочек пихтового масла, которые были размещены в пролетах, по периметру машинно-котельного отделения. Во время пожара бочки взрывались, взлетали вверх и продолжали гореть, масло разливалось по поверхности воды».
Это усугубило положение спасавшихся людей, которые оказались в воде. Капитан Козьминых сопротивлялся погрузке бочек с пихтовым маслом, но из пароходства настояли. По непроверенным данным, на пароходе в это время находилось более 300 пассажиров. Спастись удалось немногим. Под правым бортом пароход «Дзержинский» буксировал баржу с 700 кубометрами пиломатериала. Это тоже усугубило ситуацию.
Директором ресторана на пароходе в то время была Александра Иосифовна Убейволк, с ней был шестилетний сын Виктор. Вместе с ним она бросилась в воду, но спасти его не смогла.
Первый помощник капитана Николай Алексеевич Савиных после лечения в Томской больнице возвращался в Новосибирск. Жена его Агния Андреевна работала в пароходном ресторане официанткой. Размещались они в каюте второго дека, около дымовой трубы. Шестилетний сын Николай был в этом рейсе с ними и спал в каюте матери и ребенка. Он погиб.
Пожарные шланги и огнетушители на «Дзержинском» были в неисправном состоянии, шланги лопались. Пароход шел на угле, которого не хватило, чтобы дойти до Новосибирска. Производили подбункеровку дровами в Вятском Камешке. Для парохода это был второй рейс в 1944 году после ремонта, и он оказался последним. Предполагаемой причиной возгорания явилась недостаточная изоляция и вентиляция дымовой трубы котла в районе прохода ее через третий дек деревянной надстройки.
На расследование аварии в Дубровино срочно прибыла пароходская комиссия во главе с начальником Алексеем Васильевичем Николиным. Механиком на «Дзержинском» в то время был Николай Никитович Кузьминых. Он остался жив. Судил его военный трибунал. Приговорили к высшей мере наказания, но затем заменили на 10 лет тюремного заключения.
Пассажирский пароход «Дзержинский» — это бывший «Богатырь» из пароходства Евдокии Ивановны Мельниковой. Был построен на Воткинском заводе, собран в Тюмени в 1910–1911 годах. Переименован после революции. В 1943 году во время войны проходил капитально-восстановительный ремонт на Бобровском судоремонтном заводе (Барнаул) с полной заменой надстройки. Новая надстройка была выполнена по типу надстроек пароходов «Максим Горький» и «Иосиф Сталин», строившихся для канала Москва — Волга.
Мне довелось видеть это судно незадолго до трагедии летом 1944 года на ближней Парабельской пристани. Свежевыкрашенный, с новыми архитектурными образованиями, пароход «Дзержинский» привлекал к себе внимание, выглядел необычно по сравнению с другими судами. Никто и не предполагал тогда, что с ним может произойти такое. Печальная весть быстро дошла до Парабели. Многие семьи она затронула. Сегодня трудно восстановить имена погибших, но знаю, что погибла вместе с мальчиком ехавшая на пароходе врач из Парабельской больницы. Среди парабельцев долго ходила легенда о том, что один из пассажиров уже в пожилом возрасте вез двух коров на корме, отвязал их, столкнул в воду и с помощью их спасся, поскольку не умел плавать.
На протяжении многих веков с момента зарождения судоходства человеческая мысль была постоянно направлена на совершенствование конструкции судна, механизмов, приборов, противопожарную безопасность. Но и в наше время — век прогресса техники — радио, Интернет, телевидение постоянно приносят печальные сообщения о различных трагедиях на воде. Суда горят, взрываются, ломаются, сталкиваются, тонут. Причины гибели различны — от случайного попадания молнии, непотушенного окурка сигареты, замыкания электропроводки, ошибок судостроителей, нарушения правил пожарной безопасности. Причиной катастроф, к сожалению, становятся и сами люди, допустившие ошибку, как это произошло на пароходе «Дзержинский». Очевидно, при капитальном ремонте парохода была допущена ошибка с вентиляцией и изоляцией дымовой трубы парового котла в районе прохода ее через третий дек.
Я не претендую на полноту описания всей трагедии, но хотел донести до живущих сегодня то, что удалось собрать по крупицам из рассказов очевидцев. Время неумолимо и все дальше отодвигает от нас в прошлое трагедию, произошедшую у деревни Дубровино, и все труднее будет восполнить ее из рассказов о случившемся.
Люди игнорируют ошибки прошлого и продолжают постоянно наступать на те же самые грабли. Поучительно в этом смысле изречение Исаака Ньютона — великого математика всех времен и народов, сказанное им в одном из своих сочинений: «При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила».
Вечерний Новосибирск
Поделиться502-05-2013 10:58:23
В середине 70-х при посещении Клещихинского кладбища, обратил внимание на маленькие деревянные памятники над еле заметными холмиками ( примерно десять) Они представляли собой маленькие 4-х гранные пирамиды с усечённой вершиной и со звездой на деревянном шпиле, кажется они были без надписей, все одинаковые и выкрашены в красный цвет. Матушка пояснила мне, что это детдомовские ребятишки погибшие на пароходе ( без подробностей) . Может это связано с "Дзержинским" ?
Поделиться602-05-2013 16:09:13
Матушка пояснила мне, что это детдомовские ребятишки погибшие на пароходе ( без подробностей) . Может это связано с "Дзержинским" ?
Все они затем были похоронены в сосняке у деревни Белоярка.
Поделиться704-12-2016 23:46:21
Двух-палубный пассажирский пароход. Мощность — 500 и.л.с. Первая навигация в 1912 г. Командир — Пленков (1918-1920 г.). В 1920 г. пароход участвовал в Колыванском восстании. Переименован после национализации в "Дзержинский" в честь погибших 52 членов исполкома и ком.ячейки с.Дубровино. В 20-х годах рейс Томск- Кузнецк. В 1929 г. линия: Бийск- Томск (4 суток). В 1940 г. первым в навигацию вышел из Бобровского затона взяв на борт 120 пассажиров и 130 т. разного посевного груза. В 1942-1943 г.г. в Бобровском затоне прошел капитальный ремонт с заменой надстройки. 03.07.1944 г. в районе пристани Старое Дубровино на судне начался пожар. Пароход шел из Александровское в Новосибирск с 300 пассажирами. Причиной возгорания нагрев деревянной надстройки третьего дэка. Пожар не был локализован из-за отсутствия надлежащей организации вахтенной службы. В спасении людей участвовал буксирный пароход "Фурманов". "Фурманов" в последствии от буксировал корпус в Новосибирск. Командир судна Козьминых Иван Павлович — погиб, помощник капитана Николай Алексеевич Савиных. Механик — Кузьминых Николай Никитович — приговорен трибуналом к 10 лет заключения.
Дополнение:
Тип: товаро-пассажирский пароход 2-х этажный
Место постройки: собран в филиале Воткинского завода г. Тюмень.
Построен: 1911 г./1944 списан
Судовладелец: купчиха 2-й гильдии Мельникова Е.И. (1912), «Соединенная пароходная компания» (1913); Запсигосречпароходство
Мощность: 500 и.л.с.
Приписан: Бобровский затон (г. Барнаул)
Переименован: В 1918 г. в "Ревтрибунал", с 1920 года - "Богатырь", в 1925 г. переименован "Михаил Лашевич", с 1932 года "Ф. Дзержинский.
После пожара корпус уведен на р. Енисей.
На этом пароходе служили (что смог восстановить):
1912 г. – командир Мошкин Иван Дмитриевич.
1918-1920 г.г. - Командир — Пленков, 2 пом.машиниста Иван Богатырев, 1-й пом.командира М.М. Мокеров, 2-1 пом.командира Д.М. Прокин, лоцман Г.И. Гребков.
1924 г. – пом. машиниста Глумов Т.И.
1934 г. - капитан Тупицын М.Ф., парторг Шелавин, Гетманский
1935 г. – капитан Тупицын М.Ф., штурман Гребенев Яков Иванович, пом. машиниста Шубин и Басков
1936 г. - капитан Тупицын Михаил Федорович, механик Кайкин, старший штурман Григорий Дмитриевич Веретенников, кочегары Казицын, Мезенцев, матрос Савиных, радист Федор Питкевич, заведующий пароходным буфетом Заиков
1939 г. - капитан Кузнецов, механик Васильев
1940 - 1942 г. - капитан Кузнецов, механик Кузьминых
1943 г. - капитан т. Мехельсон, механик Кузьминых, парторг Трубачев
1944 г.- капитан Иван Павлович Козьминых (погиб), механик - Кузьминых Николай Никитович - 10 лет заключения. первый помощник капитана Николай Алексеевич Савиных, заведующей комнатой матери и ребенка Татьяна Макаровна Тимонина, директор ресторана Александра Иосифовна Убейволк, официантка Савиных Агния Андреевна.
Поделиться805-12-2016 12:29:45
Переименован: В 1918 г. в "Ревтрибунал", с 1920 года - "Богатырь", в 1925 г. переименован "Михаил Лашевич", с 1932 года "Ф. Дзержинский.
Т.е. получается название "Богатырь" вернули, но потом окончательно извели.
Поделиться905-12-2016 18:06:30
"Ревтрибунал" был назван, когда Совдеп покинул город. Поэтому по приходу Сов. власти пароход был снова переименован в "Богатырь".
Поделиться1011-12-2016 12:10:05
В 1920 г. пароход участвовал в Колыванском восстании. Переименован после национализации в "Дзержинский" в честь погибших 52 членов исполкома и ком.ячейки с.Дубровино.
с 1920 года - "Богатырь", в 1925 г. переименован "Михаил Лашевич", с 1932 года "Ф. Дзержинский.
Выдержки из Александр Петрушин ИМЕНЕМ «ГОСПАРА» "Тюменский курьер", 2009, 4, 5, 8, 11, 12 августа, №№ 139(2671), 140(2672), 143(2675), 144(2676), 145 (2677).
Тогда Сибчека еще надеялась разыскать золото - этим занимался комиссар Томского отделения районной транспортной ЧК Вронский.
Не зря он старательно заучивал в ноябре 1919-го подробности короткой жизни прапорщика Карасева, расстрелянного в чекистском подвале. Эта легенда спасла Вронского в одной из его секретных командировок по сибирским рекам. В июле 1920 года участники Колыванского восстания (по названию села Колывань, расположенного на Чаусе - левом притоке Оби, всего в 45 километрах от Новониколаевска - сейчас Новосибирск) захватили на пристани Дубровино двухпалубный пассажирский пароход «Богатырь», на котором плыли Вронский и председатель Томской губчека Александр Шишков.
...
Как только матросы сбросили с борта «Богатыря» на глинистый берег дощатый трап, из-за домов, плетней и других укрытий на пароход внезапно ринулись повстанцы отряда бывшего надзирателя Томской тюрьмы Яковлева-Северского. Ворвавшись на палубы и в каюты, они начали грабить пассажиров и команду. Опознали и расстреляли Шишкова. Назвавшийся Карасевым, Вронский выдержал допрос с пристрастием - свое служебное удостоверение он предусмотрительно выкинул за борт.
...
Воспользовавшись этой ситуацией, чекист и речник Вронский предложил капитану «Богатыря» Пленкову разоружить охрану, освободить арестованных и повернуть пароход на Томск.
...
«Богатырь» устремился вниз по Оби. На берегу разгадали маневр и открыли огонь. На «Мельнике» организовали погоню. По дороге вдоль реки неслась повозка с пулеметом. Рядом всадники размахивали винтовками. Обстрел продолжался до села Вятский Камешек. Потом погоня отстала.
15 июля 1920-го начальник районной транспортной чека (РТЧК) Сибири и Омской железной дороги Июнин доложил полномочному представителю ВЧК по Сибири Павлуновскому: «От начальника Томской ОРТЧК получена телеграмма. В Томск прибыл пароход «Богатырь». Командированный в Барнаул на том пароходе тов. Вронский спас от верной смерти 52-х товарищей - членов исполкома и коммунистической ячейки из села Дубровино и близлежащих сел… Прошу присвоить пароходу «Богатырь» новое название - «Дзержинский» (что и было сделано - А.П.).
Отредактировано Александр77 (11-12-2016 12:38:21)
Поделиться1111-12-2016 12:20:44
"Михаил Лашевич"
надо было так и оставить))
Поделиться1211-12-2016 12:46:08
надо было так и оставить))
Что, любимый герой?
в 1925 г. переименован "Михаил Лашевич", с 1932 года "Ф. Дзержинский.
Что касается данной темы, то в 1925-м именем Лашевича пароходы ещё могли называть, но чтобы его имя в названии продержалось до 1932-го года, в это верится с трудом, с его-то партийными метаниями и непонятной смертью в 1928-м.
Неужели сибирские товарищи проморгали.
Поделиться1311-12-2016 17:39:26
По моим данным пароход с названием "Дезржинский" работал в навигации 1928 г.
Отредактировано Виктор-NSK (11-12-2016 17:39:53)
Поделиться1413-12-2016 12:31:22
15 июля 1920-го начальник районной транспортной чека (РТЧК) Сибири и Омской железной дороги Июнин доложил полномочному представителю ВЧК по Сибири Павлуновскому: «От начальника Томской ОРТЧК получена телеграмма. В Томск прибыл пароход «Богатырь». Командированный в Барнаул на том пароходе тов. Вронский спас от верной смерти 52-х товарищей - членов исполкома и коммунистической ячейки из села Дубровино и близлежащих сел… Прошу присвоить пароходу «Богатырь» новое название - «Дзержинский» (что и было сделано - А.П.).
Тем не менее, ещё даже навигацию 1925 года "Богатырь" начинал.