Куда домик делся? (ул. Бориса Богаткова, 64)
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться226-03-2014 14:58:43
и домика нет.
Снесли...
Поделиться326-03-2014 17:40:33
Статья про Бориса Богаткова, 64 - http://www.altaiinter.info/project/culture/Cronology/Arts of Altai/City Architectures/gor01.htm
В. Д. Колгушкин ПАМЯТНИК ГОРОДСКОГО НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. В г. НОВОСИБИРСКЕ. //Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири.- Новосибирск: Наука, 1987.- С.172-178.
Городское народное зодчество, являясь ветвью русской архитектуры, требует пристального внимания и изучения. Недооценка деревянной застройки городов и ее отдельных памятников наносит непоправимый урон наследию градостроительного искусства прошлого. В некоторых городах сносятся целые кварталы жилых деревянных и общественных домов, т. е. полностью исключаются из пространственной системы города первые исторически сложившиеся архитектурные комплексы. Безвозвратно утеряны многие уникальные деревянные сооружения - образцы строительного мастерства и плотнического искусства.
В принятом 15 декабря 1978 г. Законе "Об охране и использовании памятников истории и культуры"1 выдвигаются требования сохранения и изучения архитектурного наследия, актуальные и для нашего города. С вступлением закона в действие во многих городах стали возникать градостроительные заповедники, активизировалась работа по охране памятников архитектуры, создаются новые научно-реставрационные мастерские, качественнее проводятся реставрационные работы на памятниках и т. п.В силу медленного изменения технологии и конструктивно-планировочных приемов можно считать, что сохранившаяся городская деревянная застройка во многом повторяет утраченную и представляет градостроительную ценность. Поэтому сохранившиеся памятники городской архитектуры предшествующей эпохи являются народным достоянием и не должны оставаться без внимания.
В настоящей статье мы рассмотрим городское народное зодчество конца XIX - начала XX в. на примере уникального по своим архитектурно-художественным качествам памятника - двухэтажного деревянного дома по ул. Бориса Богаткова, № 64 в Новосибирске 2. Нами было выполнено натурное обследование памятника, сделаны обмеры, зарисовки, архитектурные чертежи, фотофиксация, которые и легли в основу данной статьи.
Как известно, дерево играло решающую роль в формировании художественно-конструктивных и декоративных особенностей сибирского зодчества. На всех основных этапах формирования Новониколаевска 8 дерево оставалось преобладающим материалом при строительстве жилья и административно-торговых зданий. Жилые кварталы были застроены разнообразными типами рубленных из дерева домов и мало отличались от застройки сел и деревень. Постепенно, с развитием города, стали строиться городские дома новых типов, лучше приспособленные к особенностям городской жизни. Дороговизна земельных участков отразилась на компоновке и количестве надворных построек городской усадьбы, структура которой зависела от социальной принадлежности и состоятельности владельца, от вида его занятий. С увеличением населения города и уплотнением жилой застройки возникла необходимость в создании более компактного дома.Развитие хозяйственных, торговых и промышленных функций Новониколаевска способствовало строительству административно-общественных, торговых зданий и городских купеческих домов. С ростом экономики города происходили прогрессивные изменения в композиционно-пространственном построении центра города и его жилой застройке, отразившиеся в повышении архитектурно-художественного качества домов. Повышение строительной культуры отличало в основном центральные кварталы города, где проживали зажиточные горожане: купцы, промышленники и т. п. В городской панораме выделялись добротные купеческие усадьбы с большими, часто двухэтажными домами, лавками, амбарами, сараями, банями.
С дальнейшим повышением плотности застройки, возрастанием цен на земельные участки особняки купцов стали строиться без надворных построек и в основном двухэтажные. Такие дома отличались высокими строительными качествами; оформление их фасадов подчинялось определенным стилевым направлениям. К такому типу купеческого особняка относился и дом по ул. Бориса Богаткова, 64.
Рис. 1. Главный (а) и боковой (5) фасады. Рис. автора.Бытующий термин "мещанско-купеческая архитектура" нам представляется неправильным, так как хотя под этим термином и подразумеваются постройки, принадлежавшие представителям определенных городских сословий, но в основе их - конструктивно-художественные традиции и высокое искусство народных мастеров.
История постройки подобных домов связана с переселением в Новониколаевск колыванских купцов. Мечтая увидеть свой заштатный город крупнейшим торгово-промышленным центром округи, они всевозможными мерами добивались постройки моста через Обь у Колывани. Когда же эта мечта не осуществилась, некоторые из них переселились в Новониколаевск и открыли здесь свои торговые заведения 4.
В. Т. Горбачев в историко-архитектурном очерке о Колывани сообщает следующее: "Новониколаевск, который стремительно развивался как транспортно-торговый город, быстро приобрел значение одного из крупнейших центров вывоза западносибирского сырья. В этот город и переселилась в начале нынешнего столетия большая часть жителей Колывани, причем переселение сопровождалось и частичным переносом жилых строений"5.
Возможно, описываемый нами памятник был построен из знаменитого колыванского леса и впоследствии перевезен в Новониколаевск. Следует отметить, что внешний облик дома (рис. 1) сохранялся в своем первозданном виде, а его внутреннее пространство претерпело позднейшие перепланировки и переделки. В последние годы особняк функционировал как четырехквартирный жилой дом.При первом знакомстве с памятником поражаешься великолепию строительного материала, из которого выполнен сруб. Крупные, одного диаметра по всей своей длине, смолистые сосновые бревна служили своеобразным модулем в срубе сооружения, прекрасная сохранность которого в течение почти века говорит о высоком качестве строевого леса. Только нижние венцы от времени осели в грунт и из-за присыпки их по старому обычаю землей (завалинками) частично сгнили. Весь сруб мастерски выполнен из распиленных вдоль бревен в "обло с остатком".
Рис. 2. Планы и разрезы, М 1 : 200. Чертежи автора.
а - план первого этажа; б - план второго этажа;
в - разрез по 1-1; г - вразрез по 2-2Такой прием рубки издавна известен в народном зодчестве Сибири и со временем стал широко применяться в городском строительстве. Естественно, что по таким ровным внутренним стенам удобнее было набивать дрань и не требовалось много раствора на покрытие их штукатуркой. Стремление к необходимым удобствам здесь сочеталось с минимальными расходами и экономией строительных материалов.
Основной сруб дома имел в плане и разрезе разные поэтажные размеры, которые придавали ступенчатую форму его боковым фасадам (рис. 2). Первый этаж, срубленный из девятиметровых бревен, имел конструктивную жесткость за счет капитальной внутренней стены и балок-переводов. Центральное место на первом и втором этажах занимала кирпичная печь простейшей конструкции, имеющая топки в каждой квартире. Дощатые оштукатуренные перегородки примыкали к печи и разделяли внутреннее пространство дома на четыре изолированные двухкомнатные квартиры. Помещения первого этажа были ниже комнат второго, но имели большую полезную площадь. Вход в квартиры первого этажа осуществлялся через пристроенные к срубу со стороны двора дощатые сени с небольшими кладовыми.
К сеням и углу дома примыкала закрытая внутренняя лестница, ведущая на застекленную веранду-коридор второго этажа. Большая по объему веранда увеличивала в летнее время полезную площадь жилых помещений второго этажа и создавала дополнительные удобства. Урбанизация городской жизни оказала влияние и на архитектуру жилища, отразившись в появлении застекленных огромных веранд, флигелей, смотровых площадок, вышек. Здесь же мы видим только веранду, но никаких других "излишеств", что придает дому определенную строгость и лаконичность.
Второй этаж был выполнен из бревен разной длины: главный и дворовый фасады срублены из девятиметровых бревен, а боковые фасады - из бревен длиной около шести с половиной метров. Более короткие стены второго этажа, придающие срубу уже упомянутую конструктивную особенность - ступенчатость, дополнялись верандой и подводились под единую крышу. Дом воспринимается цельным, законченным объемом. Вероятнее всего, таким он был задуман владельцем и полностью отвечал его требованиям и вкусам.
Примечательно решено естественное освещение внутренних помещений.
В стене, к которой примыкает веранда, мы видим два однотипных окна, дающие естественное добавочное освещение и удобный просмотр веранды-коридора. Всего в доме было 22 оконных проема, по 11 на каждом этаже, сравнительно небольшого размера (1,2х1,0 м).Как видно из чертежей планов и разрезов дома (см. рис. 2), его объемно-планировочное решение отличается простотой и ясностью. Здесь все продумано до мелочей и подчинено задаче создания просторного, светлого, теплого и удобного жилища. В этом огромная заслуга талантливых народных мастеров, которые наряду с использованием издавна известных приемов строительства применяли конструктивные новшества.
Половицы-плахи первого и второго этажей настилались на матицы-переводы, врубленные между седьмым и восьмым венцом в противоположной от входа стене сруба. Такой строительный прием укладки переводов был традиционным в народном зодчестве. Стропильная конструкция крыши с тремя фронтончиками и слуховым окном покрывалась листовым железом. Таким образом, архитектура дома представляет собой совокупность традиционных строительных приемов крестьянского зодчества и конструктивно-художественных решений профессиональной городской архитектуры.Дом являлся ярким образцом "деревянного модерна" с использованием в декоре некоторых моментов, восходящих к барокко и классицизму. "Деревянный модерн"- завершающий этап в многовековом развитии городского деревянного зодчества, в нем соединились характерные черты народной архитектуры с новыми формами и стилевыми элементами. Простота и монолитность основного сруба сооружения удачно сочетались с богатством орнаментации дома.
Разнообразная по рисунку и технике исполнения объемная и пропильная резьба служила основным средством художественного оформления памятника. Наибольшей декоративной обработке подверглась завершающая часть сруба; Карниз отличался изысканной тонкостью художественных форм и высокой техникой выполнения. Декор дома свидетельствует о несомненном таланте резчиков по дереву, смело вносивших новые местные мотивы в традиционные формы русского барокко. Особенно примечателен памятник своими богато орнаментированными фронтончиками, конструктивно напоминавшими фронтоны крыши крестьянского жилища. В центре фронтончиков располагались великолепно выполненные декоративные "солнышки".
Главным элементом художественной композиции фасада были редкой красоты наличники окон с колонками "под чешую" (рис. 3). Окна первого этажа отличались своими конструктивно-художественными решениями от окон второго этажа. Они казались, на первый взгляд, меньшими по высоте, хотя высота окон обоих этажей была одинакова. Дело в том, что дом с течением времени как бы "врос" в землю из-за завалинки, которая доходила до застекленных переплетов окон первого этажа и скрывала нижнюю часть их обрамления. Поэтому окна нижнего этажа имели только верхний пояс наличника и вертикальные стойки со ставнями. В неспокойные годы начала XX в. ставни защищали обитателей дома от нежелательных контактов с улицей, а в наше время играли чисто декоративную роль.
Окна второго этажа имели высокохудожественные наличники, выполненные под влиянием стилевых направлений городской архитектуры. В основе наличников лежали барочные принципы построения верха и классические формы вертикальных стоек - колонок.
Рис. 3. Наличник второго этажа. Фото В. Мыльникова.Навершие наличника с сильно развитыми барочными завитками карниза, пышным вазоном, пальметками и стилизованными листьями уравновешивало нижнюю развитую часть наличника - подоконную доску. Последняя обработана аналогичным способом (объемная, накладная резьба) и повторяет орнаментальную тему навершия. Профессионально выполненный орнамент способствовал художественной выразительности наличника. Наличники и ставни дома не красились, так как мастера считали красивым естественный цвет древесины и заранее подбирали для их изготовления лучший материал из сосны или кедра. Сo временем дерево приобрело теплые золотисто-коричневые тона.
Совершенно идентичный по конструктивно-художественным качествам дом представлен в книге известного сибирского ученого, искусствоведа и архитектора Е. А. Ащепкова 6. Дом в д. Баранове Иркутской области является полной аналогией рассматриваемого памятника. Дома подобного типа, очевидно, были широко распространены, чему способствовало наличие образцовых проектов. Эти проекты разрабатывались в XIX в. с участием столичных зодчих 7 и предназначались для массовой застройки городов. Проектная документация выполнялась в виде альбомов и рассылалась по всем губернским городам. "Образцовые проекты", привязанные к местным условиям, частично измененные сибирскими мастерами, наиболее полно отвечали запросам городской и зажиточной сельской верхушки. Возможно, и описываемый нами памятник был построен по архитектурно-строительным чертежам одного из таких "образцовых проектов".
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об охране и использовании памятников истории и культуры".- М., 1979.-С. 4-15.
2 Дом не сохранился.
3 г. Новониколаевск возник на пересечении важнейших путей - железнодорожной магистрали и р. Обь, что и предопределило развитие его как крупнейшего и ведущего торгово-транспортного центра. Основание города следует датировать "30 апреля 1893 г., когда с началом навигации на правом берегу Оби появились рабочие, первые строители железнодорожного моста". В 1903 г. Новониколаевский поселок "возведен на степень безуездного города Томского уезда". Через шесть лет Новониколаевск утвердился в статусе "полного городового положения и стал равноправным в системе российских городов" (Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало XX в.).- Новосибирск, 1978.- С. 45, 58, 104.
4 Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом...- С. 40.
5 Горбачев В. Т. Город Колывань (историко-архитектурный очерк) // История городов Сибири досоветского периода (XVII - начало XX в.).- Новосибирск, 1977.- С. 290-291.
6 Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири.- М., 1953.- Рис. 156.
7 Оглы Б. И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII - начале XIX в. // Сибирские города XVII - начала XX в.- Новосибирск, 1981.- С. 214.
Поделиться527-03-2014 00:02:57
Там в перечне еще несколько домов должно быть, про которые известно лишь что они утрачены (ну и дата постройки). Как мне говорили, снять с охраны памятники достаточно тяжело. Вне зависимости от категории охраны решение принимает Москва, а она говорит восстанавливать утраченные объекты.
Поделиться627-03-2014 09:08:05
Там в перечне еще несколько домов должно быть, про которые известно лишь что они утрачены (ну и дата постройки).
Да, есть.
Мы могли лишиться ещё и домов № 16, 18 по ул. Горького и № 3 по Красноярской.
Вот что записано в РЕШЕНИИ ИСПОЛКОМА НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 14.04.1976 N 236 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПАМЯТНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЛАСТНОЙ ОХРАНЕ"
Примечание. "По условиям застройки города жилые дома по улицам Богаткова 64, Горького 16, 18, Ленина 41, Красноярская 3 и 6, ворота по ул. Иркутская 74, должны быть перенесены на другие места и полностью восстановлены. Места их нового размещения и время переноса устанавливаются решением Новосибирского горисполкома по согласованию с обществом охраны памятников".