Складывается впечатление, что между 1950 и 1960 годами было кардинально перекроено трамвайное движение во всём городе. А вот интересный факт из собственных наблюдений по левобережному трамваю: известно, что маршрут "А" ходил по кольцу от клуба Чехова по ул Троллейной, чз Н-ск Западный, по Широкой, ул Станиславского и ул Титова. Приблизительно до 1973 или 74 года, пока не перенесли движение трамваев маршрутов 6, 9, 10, 22 с ул Титова на существующие и сегодня, пути по ул. Котовского (м-ты 6, 9, 10) и ул. Вертковскую (для м-тов 9, 10, 22), участок пути по ул Троллейной от клуба Чехова до ул Станиславского был однопутным и уложен специально изготовленными рельсами для трамвая (верхняя часть ввиде буквы "У") но вот, что удивительно, параллельно этому пути, как бы навстречу движению, трамвая, порядком закатанные в грязь, а местами просто исчезающие в её пучине, т. к находились ниже уровня трамвайных путей примерно на 10-15 см, были проложены рельсы Ж\Д типа на деревянных шпалах. О ширине колеи ничего не могу сказать - маловат был и думал что у Ж\Д и трамвая колея одинаковая. Что это было я не знаю - то ли брошенные трамвайные пути, то ли старая ветка железной дороги которая вела на кирзавод. Опять же по свидетельству местных старожилов, на кирзавод вела ветка узкоколейки, которая значительно визуально уже даже трамвайных путей, да и шла она по ул Петропавловской,а не по ул Троллейной. Отчётливо рельсы было видно на уч-ке между ул Титова и ул Плахотного. Потом перед укладкой нового встречного трамвайного пути, их выдрали из земли и после отсыпки уложили трамвайные рельсы.
История маршрутов левобережного трамвая
Сообщений 1 страница 50 из 58
Поделиться208-02-2012 01:58:22
маловат был и думал что у Ж\Д и трамвая колея одинаковая
Так это верно! Новосибирский трамвай (как и большинство в России) имеет ту же ширину колеи — 1520 мм (до 1970 г. была на 4 мм больше). Рельсы только у трамвая облегчённые.
Отредактировано Максим Насекин (08-02-2012 02:01:22)
Поделиться308-02-2012 23:39:31
Исключительно в Ростове на Дону трамвайные рельсы уложены по европейскому стандарту 1435 мм.
Поделиться409-02-2012 01:59:55
Помнится, на перекрёстке Троллейная-Широкая ж/д пути плавно переходили в трамвайные (по крайней мере в 1995 году точно так было). Очень тогда удивился этому факту.
Поделиться511-02-2012 12:00:20
Помнится, на перекрёстке Троллейная-Широкая ж/д пути плавно переходили в трамвайные (по крайней мере в 1995 году точно так было). Очень тогда удивился этому факту.
Так там разгрузочнопогрузочная площадка была для новых трамвайных вагонов привезённых в город и для изготовленных или отремонтированных на НТТРЗ вагонов отправляемых в другие города . Правда их выкатывали с ж\д платфом на специально отсыпанную горку с рельсами и далее утаскивали по депо, а вот зачем рядом был стык железной дороги с трамвайной линией это реально не понятно, к тому же существал зтот переход по крайней мере уже в 1976 году ( это когда я впервые обратил на него внимание и задал вопрос отцу. Тот долго спорил, что такого не может быть, а когда увидел сам, был так же немало удивлён этому переходу )
Поделиться606-03-2012 13:13:27
А что на левом берегу? Когда там пустили первый трамвай? Какой там первый маршрут?
Поделиться706-03-2012 13:31:17
Ну первыми, насколько я знаю, были маршрут "А"и 15, однако в 1941-ом. А пути для него проложили отчасти из рельсов снятых с ул. Серебренниковской.
Отредактировано evg_e1 (06-03-2012 13:33:22)
Поделиться806-03-2012 18:05:29
Какой там первый маршрут?
Просто хочу напомнить тему Кривощёково. Маршрут "А": Букетная (не Троллейная) - Демьяновская - Вокзальная - Трамвайная
квартал Кривощёково № ?
Поделиться906-03-2012 19:46:24
Почти год назад был у нас разговор, напомню
И еще где-то был трамвай "Б", но вот где - не помню
А я ничего не знаю про такой.
Во всех городах маршрут А это кольцевой. Маршрут Б это встречный кольцевой. Может ходить по этому же или большему кольцу.
По ул.Станиславского (бывш. Вокзальной), трамвай всегда ходил в одном направлении, на уч-ке от ул Широкой до ул Титова (бывш. Трамвайной), именно поэтому никогда не существовало маршрута "Б".
А вот вам информация к размышлению
Май 1941года
Где эта больница? Райисполком в 1941-м где находился?
Поделиться1006-03-2012 23:50:39
Была бы ещё гарантия, что улицы правильно назвали. Трамвайная и Лагерная идут параллельно как по ним одновременно мог трамвай ходить, непонятно.
Поделиться1107-03-2012 15:04:32
Гарантия здесь только одна - первую трамвайную линию в левобережье действительно открыли перед Первомаем 1941 года.
Остальное вызывает вопросы.
Поделиться1207-03-2012 16:51:41
Да и почему не "А" первая. Но это может об'яснить наличие заброшенных путей, тщательно утоптанных в грязь, по ул Троллейной, про которые я писал на стр. 7 пост 187 этой ветки.
Поделиться1307-03-2012 17:02:05
об'яснить наличие заброшенных путей
Эти пути вызывают сильный интерес.
Поделиться1407-03-2012 18:05:13
Да и почему не "А" первая. Но это может об'яснить наличие заброшенных путей, тщательно утоптанных в грязь, по ул Троллейной
Чем это объясняет? К тому же нет уверености, что трамваи ходили по Троллейной , а не по Букетной. На будущей Троллейной еще болото было.
Поделиться1611-03-2012 20:16:14
Очень интересно, значит Лагерная тоже была кривая. Начиналась у Металлиста и сворачивала направо. Интересно - там где сейчас Троллейная или раньше. Если судит по кресту на пл. Чехова, по Троллейной. Потом, на этих современных схемах тоже могут быть непроработки.
Где эта больница? Райисполком в 1941-м где находился?
Получается, больница была на Лагерной (это не в тех ли бараках у кл. Чехова), а райсполком или на Доме Советов или в саду Кирова, на Кривощековской базарной пл. (там где позднее дом пионеров/детсад были)
Отредактировано golod (11-03-2012 20:19:55)
Поделиться1711-03-2012 21:49:11
Костя, не ловись на ошибку. Лагерная идёт параллельно Трамвайной, а на плане Лагерная перпендикулярно.
Поделиться1811-03-2012 22:42:02
Потом, на этих современных схемах тоже могут быть непроработки.
а думаешь, повернуть не могла?
Поделиться1911-03-2012 23:23:09
Костя, две Лагерных улицы ( Плахотного и Кассиора) идут параллельно до упора, до Связистов.
Поделиться2012-03-2012 09:17:56
у нас есть прекрасный пример с пересечением Плановых.
Просто надо узнать как ранее называлась ул. Троллейная? Кировская магистраль так на бумаге и осталась.
Поделиться2112-03-2012 14:55:32
Последний абзац из заметки (пост 224)
Значит они это сделали, судя по схеме от Володи (пост 230).
Получается название улицы неправильно напечатали. Какой?
Букетной видимо, Троллейной же ещё не было.
а райсполком или на Доме Советов или в саду Кирова, на Кривощековской базарной пл.
Райисполком отдельно, Дом Советов отдельно.
Справочник за 1960 год.
Поделиться2212-03-2012 21:15:40
Райисполком отдельно, Дом Советов отдельно.
верно. Следующая - магазин№1 (это уже еврейский). Значит, в районе пл. Труда
в саду Кирова, на Кривощековской базарной пл. (там где позднее дом пионеров/детсад были)
Поделиться2315-03-2012 19:16:17
Получается, что "Б" стал "8"-й, Когда я в 1972 году впервые был на ул Танкистов, то там где сейчас расположенна правая часть дома № 198 по ул Титова были остатки трамвайного кольца, то е от основного пути туда через булыжную мостовую были проложенны рельсы, была насыпь со свежими следами от выдранных шпал. Часть шпал и даже секция пути была сложена на насыпи. Стояли бетонные, шестигранные столбы с натянутыми на них проводами. Первую очередь ж\м Такистов все называли Южным посёлком. А на месте домов по Титова 198\1, 198\2 и 200, стояли два двухэтажных домика - один жилой полностью, а в одном на первом этаже распологалось почтовое отд. № 35. Адрес у этих домов был ул. Южный посёлок. Последний из них снесли ок.2000 года, в нём, после расселения года с 1977, до этого времени обреталась подстанция скорой помощи.То есть современное кольцо на конечной 8-го маршрута, появилось ок. 1972 года, а остановка "Танкистов" называлась "Южный посёлок"
Поделиться2415-03-2012 19:29:02
На будущей Троллейной еще болото было
Болото было у ст.Кривощёково (его ещё называли Демьяновским, если не ошибаюсь), а старые пути я видел лишь на перегоне от современных ул. Пархоменко до ул. Титова. Да и ул. Демьяновская не есть Широкая, верно?
Отредактировано evg_e1 (15-03-2012 19:32:35)
Поделиться2515-03-2012 22:01:53
Болото было у ст.Кривощёково (его ещё называли Демьяновским, если не ошибаюсь), а старые пути я видел лишь на перегоне от современных ул. Пархоменко до ул. Титова. Да и ул. Демьяновская не есть Широкая, верно?
Я помню болото во второй половине 60-х сразу за Троллейной (трамвай тогда уже там был) от Плахотного до Демьяновской (хлебокомбината) шириной до Связистов. Я на Плахотного в 323 д/сад ходил. Демьяновская, как я понимаю, это и есть часть ул.Широкая (ее часть, за трамвайными путями по отношению к жд) - на уровне торцов домов 17, 21. Вдоль жд была улица Служебная. Сейчас обе слились в Широкую.
Поделиться2625-05-2012 21:01:02
Цитата "В 60-е годы обустраиваются территории, примыкающие к редакции «Советской Сибири». На улице Сибиряков-Гвардейцев (прежнее название — улица Шестой пятилетки) находилась трамвайная остановка «Больничный городок». Поблизости — больница № 23. Территории, где сегодня расположены корпуса Новосибирской областной клинической больницы, в те времена еще пустовали".
Подскажите, пожалуйста. Это теперешняя Вертковская? Детская больница? Облбольница была, как мне помнится на Красном, 3 и на Советской - там, где сейчас ветеранский госпиталь.
Отредактировано golod (25-05-2012 21:07:15)
Поделиться2725-05-2012 21:19:01
Костя, это детская городская клиническая больница № 1. Вертковская 3 и несколько корпусов.
Поделиться2817-10-2012 22:09:06
ГУГК 1978 г.
2 из 4
Взгляните эту на схему 1978г. - у трамвайной линии по ул. Вертковской (недалеко от её пересечения с ул.Сибиряков-Гвардейцев) пунктирной линией показано ответвление трмавайной трассы на юг с кольцом. Что это за ветка?
Поделиться2917-10-2012 22:27:15
у трамвайной линии по ул. Вертковской (недалеко от её пересечения с ул.Сибиряков-Гвардейцев) пунктирной линией показано ответвление трмавайной трассы на юг с кольцом. Что это за ветка?
Это не трамвайная ветка, это конечная маршруток.
Поделиться3018-10-2012 01:15:23
никогда такой версии не слышал.
А это не версия, это реальность. И должность корректора в ГУГК, как раз для этой цели и была. И как вы будете искать по этой схеме ул. Станционную, где все предлпиятия,кроме НЗБХ, "ящики" и находятся на территории "Ерестнинского жилого района"? Или проедьте в парк "Сосновый бор" по ул. Лесной да ещё и на трамвае. Спутники в то время давали картинку столь низкого разрешения, что разобрать на них где завод а где лесопарк можно было с большим трудом. А для служебного пользованья использовались армейские 500 и 50-и метровки-карты с грифом "Секретно".
Отредактировано evg_e1 (18-10-2012 02:47:30)
Поделиться3120-10-2012 10:27:05
Валериан Устюжанин написал(а):
никогда такой версии не слышал.
А это не версия, это реальность. И должность корректора в ГУГК, как раз для этой цели и была. И как вы будете искать по этой схеме ул. Станционную, где все предлпиятия,кроме НЗБХ, "ящики" и находятся на территории "Ерестнинского жилого района"? Или проедьте в парк "Сосновый бор" по ул. Лесной да ещё и на трамвае. Спутники в то время давали картинку столь низкого разрешения, что разобрать на них где завод а где лесопарк можно было с большим трудом. А для служебного пользованья использовались армейские 500 и 50-и метровки-карты с грифом "Секретно".
Отредактировано evg_e1 (18-10-2012 02:47:30)
Подпись автора
Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой...
Нам в школе говорили, что в 70-х гг у американцев уже были планы и месторасположения всех секретных заводов СССР, про которых даже местные жители не знали
Поделиться3220-10-2012 10:29:58
Валериан Устюжанин написал(а):
у трамвайной линии по ул. Вертковской (недалеко от её пересечения с ул.Сибиряков-Гвардейцев) пунктирной линией показано ответвление трмавайной трассы на юг с кольцом. Что это за ветка?
Это не трамвайная ветка, это конечная маршруток.
Подпись автора
Ничего нет утомительнее невеселого ума.
ТУРГЕНЕВ И. С.
А, ну да, пардон за невнимательность. А что за конечная маршруток там была во дворах?
Поделиться3320-10-2012 12:46:01
А что за конечная маршруток там была во дворах?
Смутно помню, что они там кучковались. Это из истории маршруток в Н-ске, как понимаю, совершенно не исследованной.
Поделиться3408-04-2018 13:13:38
Нам в школе говорили, что в 70-х гг у американцев уже были планы и месторасположения всех секретных заводов СССР, про которых даже местные жители не знали
При Сталине, почти все заводы в СССР делались под ключ... именно американцами.
Поделиться3508-04-2018 16:27:47
При Сталине, почти все заводы в СССР делались под ключ... именно американцами.
"Ну, и ещё один интересный факт. Руку к созданию этого завода хорошо приложил знаменитый «архитектор Форда» Альберт Кан, во время американской депрессии спроектировавший в СССР более 500 индустриальных объектов, таких как Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автозаводы и т.д."
Это я про завод Труд рассказываю
Поделиться3609-04-2018 02:09:05
Это я про завод Труд рассказываю
Анекдотичен случай, из того же ряда, что и цензурирование зарубежных, технических справочников:
когда Стейнбек, во время поездки по СССР, захотел увидеть и сфотографировать знаменитый Сталинградский Тракторный Завод, то ему сначала было отказано.. но потом, с грехом пополам, придти на завод им разрешили, а вот фотографировать - категорически нет! даже после того, как он попросил снимать только лишь людей.
Поделиться3726-01-2019 21:22:56
Поговорил сегодня с билетером в одном трамвае. Дама в годах:
Ленинское депо закрыли примерно в 2007 году (это она по памяти). Там она и работала. Было примерно 35 вагонов, а в Кировском депо примерно 50. Когда всё перевели в Кировское, то там также оказалось примерно 50 вагонов, т.к. остальные списали.
(Интересно, было ли тогда поступление вагонов или просто их стало меньше на Левом берегу).
И еще сказала, что трамваи, которые ходили на Правый берег, базировались на Левом.
Может это все известно, но в памяти старожилов вот так сейчас выглядит.
Поделиться3827-01-2019 03:13:02
Ты бы лучше про молкомбинатовский полигон поспрашивал- вот это реально большое белое пятно.
Поделиться3927-01-2019 17:30:26
Semich, а я про него и не слышал даже. Полигон для трамваев?
Поделиться4027-01-2019 17:33:54
Полигон для трамваев?
кладбище
Поделиться4127-01-2019 23:17:43
Кладбищем он стал после массового закрытия линий 1988-92 годов, а изначально по форме и путевому развитию он был именно полигоном. Для изначального кладбища (базы запаса) он не предназначался- путевое развитие не то.
Поделиться4228-01-2019 09:20:23
Трамвайный полигон - для учебы водителей? Интересно, да.
Поделиться4407-04-2022 15:11:17
Точно ли 1960 года? На шпионе 1965 этого кольца еще нет.
Поделиться4507-04-2022 15:17:36
Точно ли 1960 года? На шпионе 1965 этого кольца еще нет.
Точно!
Поделиться4607-04-2022 15:59:15
Тут уже непонятки- зачем такой маршрут был нужен, если через Разъезд (сегодняшняя Маркса) с самого появления еще до пуска моста через Обь, а значит и самого Разъезда на Петухова ходил 9 маршрут? Да и по хронологии номеров не совпадает- если давались самые большие, то должны уже быть 14 и 15- 14 насколько знаю, с самого начала ходил по Волочаевке до Барахла, а вот про 15 точных данных не нашел. Но 14 маршрут и линия по Волочаевке были пущены только году в 1966-67...
Отредактировано Semich (07-04-2022 16:02:23)
Поделиться4707-04-2022 18:45:52
Точно ли 1960 года? На шпионе 1965 этого кольца еще нет
Возможно не "ещё", а уже нет. Полагаю кольцо было сооружено не позже 1955 г с открытием Коммунального моста и линии по Блюхера. Несколько позже(?) схему движения переделали — линию приходящую с Сиб-Гвардейцев перенесли от Башни на нынешнюю улицу Покрышкина и вместо кольца сделали просто треугольный перекресток
Поделиться4807-04-2022 22:05:57
Тут уже непонятки- зачем такой маршрут был нужен, если через Разъезд (сегодняшняя Маркса) с самого появления еще до пуска моста через Обь, а значит и самого Разъезда на Петухова ходил 9 маршрут?
Так это смотря как ходил.. значит, он по Титова шуровал.
у нас, если не ошибаюсь, было три разных маршрута трамвая Писарева - Гусинка: 13, 24 и тоже 16, но это уже позже.
Поделиться4907-04-2022 23:15:25
зачем такой маршрут был нужен, если через Разъезд (сегодняшняя Маркса) с самого появления еще до пуска моста через Обь, а значит и самого Разъезда на Петухова ходил 9 маршрут?
Возможно 16-ый маршрут был пиковым и работал только в рабочие дни, предназначен был для доставки работников заводов на Петухова.
Но 14 маршрут и линия по Волочаевке были пущены только году в 1966-67.
Вроде линия по Волочаевской в 1965 г уже была...
Поделиться5007-04-2022 23:53:46
Точно ли 1960 года? На шпионе 1965 этого кольца еще нет.
Чё эт нет? Есть!
Там даже мимо "Сибэлектропечи" трамвай МТВ или РВЗ едет. Сначала ТСГП построил мост, ч-з Тулку и протянул трамвай до себя (1951), следом Оловозавод подтянулся (1952) и Турбинка (1953 или 54). Ну и далее строили до Гипсолитового з-да, но вот даты разнятся - 1955 или 1957 год. И на схемах 1958-1960 года до Гипсолитового уже ходит 9 и 12