НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ащепков Юрий Евгеньевич

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0524/03/605556f577022d9203d8480753186003.jpeg

Отредактировано Ольга ПР (25-05-2015 00:28:31)

0

2

Новосибирский композитор и педагог  Юрий Евгеньевич Ащепков
http://images.vfl.ru/ii/1639068069/673c79bf/37032017_s.jpg

Отредактировано seg49 (24-05-2015 20:29:44)

0

3

seg49 написал(а):

Новосибирский композитор и педагог  Юрий Евгеньевич Ащепков

Так точно!                                                                                                                                                                                                     Жизнь и творчество российского композитора Юрия Евгеньевича Ащепкова неразрывно связана с Новосибирском. Здесь он получил начальное и среднее музыкальное образование, здесь в 1969 году был принят в Сибирскую организацию Союза композиторов России, с 1969 по 1991 год преподавал в Новосибирской консерватории. Вот уже половину столетия его музыка звучит в концертных залах города: в филармонических залах, в консерватории, музыкальном колледже им. А. Мурова, просветительских центрах, клубах. Неоднократно исполнялись его сочинения в других российских городах, в США, Франции, Канаде.
Ровесник Сибирской композиторской организации Юрий Ащепков родился в Новосибирске 18 июня 1942 года. В формировании его как творческой личности решающее значение имел отец – Евгений Андреевич Ащепков 1. Исследователь архитектуры, он был также живописцем и музыкантом: в 1931 г. окончил Томский музыкальный техникум, где занимался в одно время с будущими крупными деятелями сибирской музыкальной культуры, такими как певица, народная артистка СССР Л. Мясникова, композитор, народный артист А. Новиков. Оставив из-за болезни руки карьеру скрипача-виртуоза, он продолжал играть в оркестре, много музицировал дома. На его квартире устраивались квартетные собрания, на которых исполнялись квартеты Гайдна и Моцарта, 200 лет со дня рождения Бетховена были отмечены вечером из бетховенских скрипичных сонат. Е. А. Ащепков был знаком с педагогами консерватории, поддерживал дружеские отношения с ними.
Сын рос в атмосфере домашнего музицирования. Его окружали акварели отца, его книги о сибирском народном зодчестве, об архитектуре Китая, альбомы с репродукциями русских и зарубежных художников. С детства сформировались такие черты его творческой натуры как разнообразие художественных интересов, пиетет к народному творчеству, приверженность классическим традициям русской музыкальной культуры, а также его человеческие качества: интеллигентность, удивительная скромность, сочетающаяся с общительностью, пытливостью, жаждой познания нового.
Биография Ю. Е. Ащепкова не богата внешними событиями, но она полна напряжённой внутренней жизни, отмечена непрерывностью духовных поисков. При вынужденном ограничении в передвижении его отличает широта круга общения, в который входят композиторы, музыканты-исполнители, поэты, художники.
Юрий Ащепков – воспитанник московской композиторской школы. Его первый педагог Л. С. Агабалян, ученица известного московского композитора и педагога, профессора Н. И. Пейко 2. Направленная по распределению в Новосибирское музыкальное училище, она организовала в нём в начале 60-х годов композиторское отделение. По её рекомендации после досрочного окончания училищного курса в 1963 году Юрий Ащепков поступил в ГМПИ им. Гнесиных. Годы учёбы в Москве, занятия у выдающихся российских специалистов: Н. Пейко (композиция), Г. Литинского (полифония, инструментовка), К. Розеншильда (история музыки), Р. Берберов (анализ музыкальных произведений) дали основательную профессиональную подготовку. Общение с музыкантами Москвы и Ленинграда продолжалось и в 70-е – 80-е годы во время стажировок в Доме творчества композиторов в Иваново. Профессиональные контакты Ю. Ащепков поддерживал с крупнейшим современным российским композитором Э. Денисовым, получившим среднее специальное образование в Томске. Многолетняя человеческая и творческая дружба связывала его с известным московским композитором Д. Кривицким.
От традиций московской композиторской школы идут важные черты творчества Ащепкова:
— установка на преемственную связь с музыкальной классикой, прежде всего, с русской;
— лирическая образная сфера, стремление к общительности интонации;
— ведущее значение вокальных жанров и вокальной интонации, во всех произведениях;
— мелодия как главное выразительное средство, широта мелодического дыхания, протяжённость интонационного развёртывания мелодической линии.
Главными жанрами в творчестве Ащепкова (как и его московского профессора Н. И. Пейко) являются оркестровые, хоровые и камерные. Для творческой эволюции композитора характерна концентрация в каждое десятилетие на решении конкретных художественных задач. В тот же время вехи его творчества отражают этапы развития сибирской профессиональной музыки второй половины XX – начала XXI столетий. В 70-е годы – это композиторский фольклоризм, претворение в академических жанрах мелодико-ритмических богатств, заключенных в этнической музыке. Начало их освоения было положено в фортепианном цикле «10 пьес на темы песен и танцев Сибири» (1972) и продолжено в цикле «Три чукотских танца» для симфонического оркестра (1974). В сочинениях 1979 года «Рапсодии на карпатские темы» для симфонического оркестра и «Панораме» для смешанного хора на древнеиндийский текст композитор «выходит за пределы сибирского ареала». Три последних произведения отличает применение принципов «открытой формы», идущее от претворения закономерностей, характерных для этнических культур.
В следующее десятилетие, когда сибирские композиторы широким фронтом осваивают симфонические жанры, Ю. Ащепков создает один за другим четыре концерта: альтовый, два фортепианных и скрипичный. Все его оркестровые сочинения с успехом исполнялись Симфоническим оркестром новосибирской филармонии под управлением народного артиста СССР А. М. Каца, солировали известные музыканты: Е. Кержнер, Г. Пыстин, А. Шустин.
В 90-е годы – тяжелое время для всей российской культуры, основной сферой высказывания стали камерные жанры. Ащепков работает с ансамблями: Трио «Исток». Фортепианным дуэтом Г. Пыстин – И. Цыганков, вокальным ансамблем «Апельсинчик». В центре его внимания – вокальные жанры. Шедеврами сибирской вокальной лирики стали его романсы на стихи российских поэтов, 12 вокальных миниатюр Ave Maria. Неизменной популярностью пользуются его «Рэгтаймы» для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра.
Основная тенденция в музыке композитора в последние десятилетия связана с неоромантизмом, с темой красоты и лирической темой любви. Значительной вехой не только в творчестве Ю. Ащепкова, но и в современной сибирской музыке стала его электронная композиция «Россия небесная» в 14 частях по картинам Л. Ключниковой 3. Национально-патриотическая идея воплощена в философской концепции и отражает духовные аспекты. Волшебный мир акварелей новосибирской художницы выражен в изображении хрустальных храмов. Удивительным образом они вызывают ассоциации с акварелями Е. А. Ащепкова, например, с его картиной, где изображена на взгорье у водоема Спасо-Ефросиньевская церковь (Полоцк, 1946). Композиция «Россия небесная» Л. Ключниковой – Ю. Ащепкова неоднократно была показана в Москве и Новосибирске.
В фоносфере города светлый, гармоничный, простой и одновременно изысканный мир музыки Юрия Евгеньевича Ащепкова – её нетленное духовное ядро.

0