Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании. Затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова - владелица самой крупной на Алтае пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком".
8 мая он вышел из Барнаула, на его борту находилось около 400 пассажиров. К вечеру 9 мая прибыл в Бердск.
Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар Гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск (Новосибирск) и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.
Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена "быка" - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но "Совнарком" из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у "Совнаркома", как и у погибшего десятилетием ранее "Титаника", образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. "Совнарком" погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.
При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы "Богатырь" и "Новониколаевск". В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочищи поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту "Совнаркома", удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
...Шло время. Остов затонувшего парохода стал мешать судоходству. Но поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.
Безуспешные попытки поднять остатки "Совнаркома" предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.
После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.
Анатолий МУРАВЛЕВ, газета "Алтайская правда", 12.05.2006
http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=17179
http://www.ap.altairegion.ru/136-06/8.html
Гибель парохода «Совнарком»
В ночь с 9 на 10 мая 1921 г. двухпалубный пароход американского типа «Совнарком» затонул в 200 м от правого берега р. Обь, ударившись о 4-ю опору железнолдорожного моста в Новониколаевске.
До революции пароход назывался «Братья Мельниковы» и принадлежал барнаульской купчихе II гильдии Е.И.Мельниковой. Поле национализации переименован и продолжал служить для пассажирских и грузовых перевозок.
Катастрофа произошла в время первого срочного рейса навигации 1921 г. Пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. По неясным причинам, отказавшись от ночевки в Бердске, пароход пошел в Новониколаевск. Пристань находилась за железнодорожным мостом, ниже по течению, поэтому необходимо было в темноте пройти под ним.
В ту ночь железнодорожный мост был слабо освещен: горели лишь несолько светлых и одна красная лампочка. Капитан «Совнаркома» А.Снегирев решил, что именно эта лампочка является сигнальной, и взял курс на нее. Из-за плохой погоды и темноты опоры моста не были видны, поэтому на нос парохода были отправлены лоцманский ученик и помощник штурвального. Они смогли заметить опасность лишь тогда, когда «Совнарком» приблизился к мосту. Маневр, который совершил штурвальный, чтобы смягчить удар, не помог, и пароход ударился об опору моста правым бортом. Были сломаны все палубные постройки, пробит корпус, перестали работать машины. Судно стало тонуть. Из-за паники, перегруженности парохода и низкой температуры воды большинство пассажиров погибло, несмотря на близость берега. Несколько десятков человек (среди них капитан и его первый помощник), удержались на плаву с помощью дров, которыми был нагружен пароход. Другие спаслись на остатках верхней палубы, которую выловили у с. Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у с. Почта Колыванского района.
«Совнарком» затонул очень быстро – в течение 5 минут. Погиб и весь его груз. Уже на следующий день начала работу специальная комиссия по расследованию причин аварии. Однако официальных данных о гибели парохода не сохранилось.
Следствие по делу капитана парохода тов. Снегирева длилось более года. 19.6.1922 оно было рассмотрено Военно-революционным транспортным трибуналом. За недоказанностью состава преступления суд оправдал А.Снегирева. Дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин за несвоевременное освещение огнями моста был приговорен к принудительным работам с лишением свободы на 1 год, но благодаря амнистии был освобожден от наказания.
Несколько раз предпринимались попытки поднять «Совнарком» со дна Оби, потому что затонувший корпус мешал движению судов и оказывал негативное влияние на состояние фарватера. Непосредственно после катастрофы поднять пароход не позволили скромные технические средства, которыми располагал речной транспорт. Следующая попытка состоялась в 1932 г., когда были извлечены различные части изготовленных в США машин судна. Во время Великой Отечественной войны были идеи использовать зерно, которое затонуло вместе с пароходом. В послевоенное время для очистки фарватера реки периодически поднимали части палубных построек «Совнаркома», в 1980-е извлекли большую часть корпуса парохода.
Лит.: Большаков В.Н. Очерки речного транспорта Сибири XIX в., Н., 1991; Кузьменкина Л. Гибель за пять минут // ВН, 20.03.1995; Путеводитель пароходства Е.И.Мельниковой, 1914; Титов Г. Возникновение пароходства в Обь-Иртышком бассейне, Н.,1990.
Е.А.Кузнецова.
Новосибирск. Энциклопедия – Н.:Новосибирское книжное издательство, 2003; с.197.
http://community.livejournal.com/nsk_hi … mode=reply