НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дизель-электроходы "Композитор Алябьев" и "Композитор Балакирев"

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

В 1959 году вместе с пароходами проекта 737, в Новосибирск поступило 2 дизель-электрохода "Композитор Балакирев" и "Композитор Алябьев". проработали они недолго и уже в 1965 году. один был передан в Омск. другой в Семипалатинск. В Новосибирске оба  дизель-электрохода. работали на туристических линиях. Возможно были и на транзитных. Возможно кто знает историю этих судов в Новосибирске. И еще один вопрос по флоту, в 60-ые годы было много пассажирских рейсов выше Новосибирска. до Камня, Барнаула. в 80-ых пассажирского движения через Обскую ГЭС практически нет, это было с чем-то связанно?
Статья из газеты "Правда Севера" за 16 октября 1959 года.
http://rlu.ru/2tPS6
http://images.vfl.ru/ii/1537191514/91e182fb/23374436_s.jpg

Отредактировано Алексей Маров (17-09-2018 21:05:17)

+1

2

Информации по дизель-электроходам у меня немного (так как люблю паровой флот). Вот такая подборка хроники может Вас заинтересует:
Информация поступившая в г. Новосибирск в феврале 1959 г.: Капитан Темнов Б. вместе с механиком Арбековым  прибыли в чехословацкий город Комарно для приемки дизель электрохода «Композитор Алябьев». Описание судна при приемке (со слов капитана): Корпус судна прочный и может эксплуатироваться в условиях водохранилища.  Запас топливо - 15 суток. Длина судна - 80 метров, имеется два с половиной дека, надстройки цельнометаллические. Два главных двигателя 400 л.с. каждый.  Управление главными электромоторами производится с капитанского мостика, из рулевой рубки, а также и в самом машинном отделении.  Имеются два музыкальных салона, два ресторана, каюты первого и второго классов - двухместные, а в третьем они оборудованы по типу купейных вагонов. В каждой каюте первого и второго классов кровать-диван, раздвижной стол, настольная лампа, вентилятор, умывальник с горячей и холодной водой. всего на судне 259 спальных мест. Прогулочные палубы обставлены плетенными креслами и шезлонгами. Хорошо оснащены и камбузы судна. Они располагают электроплитами с духовыми шкафами, электрокотлом для варки первых блюд, универсальными кухонными машинами, выполняющих три операции: чистку картофеля, замес теста и приготовление мясного фарша. 
Судно приведено в Измаил и оставлено на отстой до весны 1959 г.

В августе 1959 г. нараван новых судов с «Композитором Алябьевым» из Карского моря прошел через Обскую губу и вышел на Обь.

23 сентября 1959 г. в Новосибирск прибыли из Чехословакии дизель-электроходы «Композитор Алябьев» и «Композитор Балакирев».  Суда встречали на теплоходе «Служебный» представители пароходства, управления пути, института в районе Дубровино.

Описание дизель-электрохода
Длина судна 80,22 м ширина 12,5 м. Общая высота борта от киля до крыши рулевой рубки 11,45 м. Осадка 1,9 м. Мощность главных двигателей 800 л.с. Водоизмещение при полной  загрузке 1003 тонны. Скорость 20, 5 км/час. Корма судна крейсерская. Материалы из которых построено судно самого лучшего качества. Все управление сконцентрировано в просторной рулевой рубке. Здесь пульт центрального управления, машинный телеграф, телефон. На судне свой коммутатор на 20 номеров. на пристанях можно подключаться к городской телефонной линии.  Установлен эхолот. При швартовке команда передается через микрофон. В носовом вестибюле находящейся на главной палубе расположены каюты. Двухместная каюта имеет комбинированные диваны из красного дерева, зеркало, умывальник, радиоточка. На судне имеется несколько душевых точек.  В каюте люкс при входе расположен кабинет, где стоит письменный стол из красного дерева со стеклом на первой тумбе. Полка для графина, полка для книг, репродуктор, большое зеркало.  Рядом расположена спальня.  В которой кровать с металлической сеткой, платяной шкаф на четыре отдела столик -тумбочка из орехового дерева, умывальник, зеркало с туалетной полочкой, ванная.  На судне 259  спальных мест для пассажиров, в том числе 63 мягких. При комбинированном использовании кают жестких мест разместится 443 человека. На камбузе установлена большая электрическая плита, электрокотел. Здесь имеется машинка для чистки картофеля, машина-универсал для замешивания теста, рубки мясо и овощей, машинка для измельчения мака, кофе, сухарей. Электрическим холодильным шкафов снабжен буфет для выдачи холодных блюд. Блюда из камбуза подаются в ресторан с помощью лифта. На судне два музыкальных зала. Имеется парикмахерская, механическая прачечная с гладильной машиной, камера хранения ручного багажа, амбулатория, комната матери и ребенка.  На правом борту расположена раздевалка для экипажа с коридором идущим к каютам команды. Команда состоит из 47 человек. Размещение: 13 человек размещаются в одноместных каютах, 16 - в двухместный, 6 в трехместных и 12 в четырехместных.

Планируется поставить вновь прибывший дизель-электроходы «Композитор Алябьев» и «Композитор Балакирев» на линию Камень-Новосибирск-Томск-Александрово.

В октябре 1959 г. дизель-электрохода «Композитор Балакирев» и «Композитор Алябьев» готово к зимнему отстою на Бердском рейде. На борту судна остается три человека (капитан, механик и электрик), которые должны следить за техническим состоянием судна в зимний период.  При наступлении холодов выяснилось, что жить  на электроходе нельзя: отопление не работает, а специальных помещений нет.

В 1960 г. пароходством планируется на туристическую линию от Камня до Н-Вартовского (оборачиваемость 12 суток)  и вторая линия Томск-Омск (оборачиваемость 22 суток) поставить дизель-электроходы «Композитор Алябьев» и «Композитор Балакирев».

В феврале 1960 г.: Выморозку гребных винтов д/э «Композитор Алябьев» ведет диспетчер Юферов. Выморозку гребных винтов д/э «Композитор Балакирев» ведет шкипер Константинов.

В первой декаде мая д/э «Композитор Балакирев» вступает в строй действующего флота. На его борту Новосибирское территориальное управление курортов и санаториев открывает плавучий дом отдыха. Свой первый рейс с отдыхающими судно начнет из Новосибирска. По шлюзу Новосибирской ГЭС он поднимется в водохранилище и последует на Камень. От суда дизель-электроход возвратится в Новосибирск, и направится в Колпашево – конечный пункт маршрута. Из Колпашево судно пойдет на пристань Томск, а оттуда возвратится в Новосибирск. 250 отдыхающих будут находиться на борту судна 12 дней.
«Композитор Алябьев» свой первый рейс начнет из Новосибирска в июне и отправится до Камня, а оттуда по Оби до устья Иртыша в Тобольск. За 21 сутки нахождения на борту туристы совершат путешествие по двум сибирским рекам. Судно в навигацию 1960 г. планирует сделать по своей линии Новосибирск-Камень-Тобольск-Новосибирск 5 оборотов с 250 туристами в  каждом рейсе.

Штат команды д/э «Композитор Балакирев» - 20 человек. 10 мая планируется выход в 12-дневный  рейс судна.

д/э «Композитор Алябьев» 21 июня прибыл в Новосибирск из первого рейса. За рейс он прошел 5700 километров. На борту было 200 туристов.

В начале сентября «Композитор Алябьев»  закончил работу на линии Новосибирск-Камень-Новосибирск-Тобольск. Совершено пять рейсов. Перевезено 1250 отдыхающих.

3 октября 1960 г. «Композитор Балакирев» завершил последний рейс в навигацию с рабочими Бердского радиозавода.  На судне отдохнуло более 2600 человек.

11 октября на д/э «Композитор Балакирев» начат ремонт: разобраны главные двигателя и вспомогательные механизмы, началась проверка судовых систем и аппаратуры.  Саморемонт проводят шесть членов команды. Работы прерываются из-за того что третий раз в ковше затона судно переставляют.
На д/э «Композитор Алябьев» начат ремонт: разобраны главные двигателя и вспомогательные механизмы, началась проверка судовых систем и аппаратуры. 
На судах подлежат ремонту двигатели типа «Шкода», на которых необходимо заменить поршневые кольца, мотылевые подшипники. Но в Новосибирской РЭБ они отсутствуют.

В феврале 1961 г. оба судна сданы в зимней технической готовности в Новосибирской РЭБ.

20 мая 1961 г. дизель электроход «Композитор Алябьев» вышел в первый рейс  с туристами до Камня под командованием капитана-директора Неделькина Александра Ивановича.

12 июля 1961 г. д/э «Композитор Балакирев» отправился с 240 отдыхающими в пятый рейс.

14 сентября в навигацию  с 240 отдыхающими вышел д/э «Композитор Балакирев» в последний (десятый) рейс  Новосибирск-Камень-Новосибирск -Колпашево-Новосибирск. 

25 сентября из последнего рейса возвратился д/э «Композитор Алябьев».

Д/э «Композитор Алябьев» ноябрь 1961 г. из сообщения механика Станиславовича: По приходу в Новосибирский затон команда приступила к зимнему ремонту судна своими силами. Общий объем составляет  семь тысяч человеко-часов, из них - 1500 человеко-часов ремонт электрооборудования.  Используя осенние дни  помощники механика по электрооборудованию Валенцов, Зернов и Сачков быстро справились с делом. Добросовестно отнеслись к заданию, они выполнили 80 процентов ремонта электрооборудования. Сейчас на этом участке остались только весенние работы.  В настоящее время идет ремонт главного и вспомогательных двигателей. Очень хорошо работает моторист Жиловатых. Он успешно справляется с любым заданием, делает все прочно, крепко и надежно.

На навигацию 1962 года МРФ утвердило  Туристическо-экскурсионную линию которую будут обслуживать: «Композитор Алябьев», «Композитор Балакирев», пароход «Омск».

«Композитор Алябьев»
Шевнин Г.В. - первый   пом.механика (1961); Шатаев Михаил - третий    пом.механика (1960); Васильев Николай Федотович - второй  пом.механика (1961); Темнов Борис Павлович - капитан (1958-1961), принимал в Чехословакии; Ефремов В.А. - капитан (1961); Неделькин Александр Иванович - капитан-директор (1961); Арбеков - механик (1958-1959); Станиславович А. - механик (1960-1961); Семенов Александр Михайлович - механик (1961); Жиловатых В.И. - моторист (1961); Васильев Николай Федотович - первый   пом.механика (1961-1962); Валенцов О.И. - пом.механика по эл.части (1961); Зернов Ю.И. - пом.механика по эл.части (1961); Сачков Ю.И. - пом.механика по эл.части (1961); Коцупало Виль Григорьевич - предсудкома (1961); Каянц Вячеслав Блажевич - радист (1959-1960); Хохлов Юрий - рулевой (1961); Раков - рулевой-практикант (1960); Каянц Вячеслав Блажевич - третий    штурман (1960); Патрушев Александр Николаевич (1970).

«Композитор Балакирев»
Шмелев М. - боцман (1959-1960); Будько Гарри Борисович - второй  пом.механика (1960); Черкасов Василий Иванович - капитан-директор (1960); Чебыкин Владимир Александрович - механик (1960), участник ВОВ; Скачков Алексей - моторист (1960) ; Кожевников В.А. - первый   пом.механика (1960-1961); Кузьминых Петр - третий   пом.механика (1960).

+2

3

http://fleetphoto.ru/ship/5574/
http://fleetphoto.ru/ship/5573/

+2

4

Большое спасибо за интересную информацию. Еще вопрос почему эти суда были переданы? Новосибирску хватало пароходов проекта 737 "Бийск", "Барнаул" и др, и новых теплоходов проекта 305 "Патрис Лумумба" и др. Или передача связанна с сокращением речных пассажирских линий?

+1

5

Суда переданы во время начало бурного освоения северных нефте-газовых месторождений. На пассажирских линиях судов не хватало для перевозки пассажиров (помню пассажиры ехали и на открытых верхних палубах).
Конкретно у меня пока нет документальных данных с какой целью эти суда были переданы на Иртыш. Есть предположение - из-за большой осадки судов.

+1

6

Технико-эксплуатационные характеристики пассажирского дизель-электрохода на 1961 год:   
Общие сведения: мощность -  800 л.с.;  год постройки -  1959 г.;  год посл.кап.ремонта -  не было;  разряд плавания -  «О».  Скорость в спокойной воде км/час. в полном грузу -  20.5 км/час;  порожнем -  нет данных км/час;  Осадка средн.в метрах в полном грузу -  1.90 м.;  порожнем -  1.53 м.  Грузоподъемность:    общая  -    210  т.;    чистая  -    40  т.;    на  1  см.  осадки  -    5.70  т.  Пассажировместимость: всего человек -  259 чел.; мягк. 1-Н -  63 чел.; мест Iii категории -  196 чел.;
Корпус и надстройка:   
Конструктивные габариты: длина конструкт. - 76.0 м.; ширина конструкт. - 9.60 м.; высота констр. - 3.15 м.; длина габаритная - 80.20 м.; ширина габаритная - 12.50 м.; высота габаритная - 11.45  м.  Число  этажей  -  2.    Доковый  вес  судна:  780  т.  Пролеты  грузов.:  расстояние  между пролетами -  нет данных м.; размеры пролетов (длина высота: в нос-корма) - нет данных м. Трюмы грузов.:  количество  -  1  багаж.;  общий  объем  -    109.3;
Главные машины: тип, марка -  6Л275; кол-во и система конденсации -  2; диаметр цилиндра -  6х274 мм.; ход поршня -  360 мм.;  перед.число редуктора -  нет;  число оборот.машины -  550 об/мин.;  год постройки -  1958 г.
Паровые котлы тип -  инферес; число -  2-отоп. ед.; поверхность нагрева котла -  19.0 кв.м.;  давление пара разреш. -  1 ат.; число  топок  -  1;    Год постройки -  1958 г. 
Топливо: род -  дизельное; полный запас -  86 т.; расх.на судно-час хода -  200 кг.  Движители: число, тип -  два винта; число лопастей -  4; диаметр -  1.60 м.; длина лопастей -  1.89  м.;  ширина  лопастей  -    нет  данных  м.;  материал  лопастей  -    сталь;    высота  оси  вала  над днищем -  800 мм.
Электроустановка: количество, мощность, квт -  2х80; 2х273;  напряж. х сила тока 490х560.   
Рулевое  устройство:  система  привода  -  электроручной;  кол-во  и  тип  рулей  -  полубалансирный.

+1

7

В начале 60-х плавучий дом отдыха "Композитор Балакирев" стоял(недолго) в Караканском заливе. Подъезжали к нему в буфете пива купить

0

8

Возможно, т.к. работал как плавучий дом отдыха на линии Новосибирск-Камень-Новосибирск-Томск-Колпашево- Новосибирск. Продолжительность рейса 12 дней.

0