На паст.вью свеженькие фотографии 1922 года - кому интересно
Самолёты авиаконструктора Михаила Ивановича Попова
Сообщений 1 страница 22 из 22
Поделиться201-12-2021 22:17:42
На паст.вью свеженькие фотографии 1922 года - кому интересно - "Приёмная комиссия принимает самолёты МП-5 и МП-7, построенные в Омске"
Ну тут Госкаталог как всегда отжигает с местом съёмки. В дате я сильно сомневаюсь - форма царская, да ещё и с погонами. Тут Стрелок нужен.
Сылки 1 и 2
Отредактировано evg_e1 (01-12-2021 22:41:29)
Поделиться301-12-2021 22:36:13
На левом берегу, судя по ледорезам .
Поделиться401-12-2021 22:46:06
Сылки 1 и 2
Браво. Отличная находка
Поделиться501-12-2021 23:42:59
О самолётах тут и вроде с датой устаканиваются - 1917
Отредактировано evg_e1 (01-12-2021 23:45:19)
Поделиться602-12-2021 12:49:26
Приёмная комиссия принимает самолёты МП-5 и МП-7
Надо же! Не думала, что найдутся всё-таки фото в Ново-Николаевске
Поделиться802-12-2021 17:21:42
ну тут уже всё написали.
уникальные фото!
добавлю еще, что Попов и позже, для белых, делал у нас самолёты. я писал об этом в своей книге в 2013м
Попов-7, который на фото, тоже у белых оказался
Отредактировано Стрелокъ (02-12-2021 21:09:22)
Поделиться903-12-2021 12:31:35
Нашел упоминание: Новониколаевск. Летом 1919 г. на средства биржевого комитета собрали самолет, который подарили армии Колчака. "…В качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами биржевого комитета инженером Поповым…". «Ценный подарок» так называется коротенькое сообщение в газете Сибирский казак» (10 сентября 1919 г.). Однако на фото Ньюпор-17, похоже он был восстановлен Поповым. "Самолеты Попова были в значительной степени собраны из частей других серийных самолетов". Любопытно, что каким-то образом от Колчака к концу 1919г. Попов умудрился переехать и переправить самолеты в Москву и передать красным, они использовались там в лётной школе.
В сети есть эта газета в pdf
Так что дата в архивах указана ошибочно. Это 1919, а не 1922 год.
Как аэродром в то время использовался ипподром. Позже, где-то с 1920г. - поля в Закаменке где-то от нынешней ГПНТБ до военного городка и далее в сторону ул. Никитина. На берегу Оби, возможно, самолёты просто выставлялись для мероприятия.
Отредактировано Greekgott (03-12-2021 12:37:25)
Поделиться1003-12-2021 14:55:44
Нашел упоминание: Новониколаевск. Летом 1919 г. на средства биржевого комитета собрали самолет, который подарили армии Колчака. "…В качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами биржевого комитета инженером Поповым…". «Ценный подарок» так называется коротенькое сообщение в газете Сибирский казак» (10 сентября 1919 г.).
Есть хороший текст 2015 года в ЖЖ. Там это упоминается
Осколки прошлого: «Государственный опытный авиазавод № 13 в Омске». https://wlodzimiz.livejournal.com/2013.html
Осколки прошлого: «Государственный опытный авиазавод № 13 в Омске».
Еще не закончилась гражданская война, а молодое Советское правительство озаботилось состоянием промышленности. Декретом от 28 июня 1918 г. все авиационные заводы на территории страны были объявлены собственностью государства. Для объединения авиапромышленности и управления ею было основано Главное управление авиационной промышленности (Главкоавиа). Оно было подчинено Отделу металла ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства) и начало функционировать с 1 января 1919 года.
Попутно происходила организация новых авиационных единиц. К концу 1920 г. шестнадцати заводам была присвоена специальная нумерация. Небольшой авиазавод организованный в Омске получил № 13. Положение авиазаводов в момент национализации было тяжелое. Рабочих было мало и пополнения их не предвиделось. Запасы материалов стали иссякать. Рядом принятых мер удаюсь удержать дальнейшую утечку рабочей силы и постепенно наладить пополнение и усиление ее.
Для работы по усовершенствованию авиастроения Главкоавиа приступило к созданию опытных заводов и, кроме того, широко поощряет частную изобретательность в области авиации.
В июне - июле 1920 г. в Москве, на Ходынском аэродроме проходят испытания самолета М.П. 6., популярного, в то время, в авиационных кругах авиаконструктора-самоучки Попова Михаила Ивановича из Новониколаевска. Самолеты неплохо летали, хотя были в значительной степени собраны из частей других серийных самолетов, но по качествам превосходили исходные образцы.
Повторяться не буду, о начале его пути, как строителя самолетов можно посмотреть: http://yesaul.livejournal.com/710631.html
По итогам испытаний были восторженные отзывы, М.И. Попов был обласкан властью и в конце 1920 г. получил мандат представителя Главкоавиа в Сибири, куда и был направлен для организации авиастроительного предприятия.
В ноябре 1920 г. на фабрике веялок «Энергия» " в Омске, хозяин которой ушел вместе с отступающими колчаковскими войсками, появляется Авиационный отдел, под руководством, Михаила Ивановича Попова.
* * *
Сведений о М.И. Попове, действительно мало, здесь я привожу цитаты, в которых так или иначе есть упоминания о конструкторе или его самолетах, без комментариев:
"В декабре 1918 года на базе эвакуированной Самарской создана Курганская военно-авиационная школа. Городской ипподром был превращен в аэродром. За восемь месяцев она подготовила 50 летчиков. В это же время в Кургане находился и авиапарк, которым командовал подполковник Орлов. При летной школе работали мастерские. В самолетах для гражданской войны был дефицит, а запчасти и детали от разбитых аппаратов приказано было собирать и доставлять в Курган. Механик Попов в мастерских авиашколы собрал, как минимум, семь самолетов собственной конструкции. Они были одобрены пилотами. Создатель не мудрствовал над названиями, присвоив своему детищу свое имя и сопроводив его порядковым номером. Это были аэропланы «Попов-I», «Попов-II», и так далее. «Попов-VII» летал в составе 3-го авиаотряда, который в это время базировался на ст. Вагай под Ялуторовском". (Анатолий Кузьмин. Гражданская война в небе над Курганом).
"1918г. В сотне километров к северу от Кургана, на аэродроме у станции Вагай под Ялуторовском размещались 3-й и 14-й Сибирские авиаотряды. В первом из них насчитывалось пять французских «Сопвичей», «Ньюпор-17», а также самолет, обозначенный в документах, как «Попов-VII». С большим трудом удалось выяснить, что эта уникальная машина, не отмеченная ни в каких справочниках и энциклопедиях, была собрана из частей различных списанных самолетов колчаковским авиамехаником Поповым в мастерских Курганской летной школы." (Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.)
Новониколаевск. Летом 1919 г. на средства биржевого комитета собрали самолет, который подарили армии Колчака. "…В качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами биржевого комитета инженером Поповым…". «Ценный подарок» так называется коротенькое сообщение в газете Сибирский казак» (10 сентября 1919 г.).
В конце 1919 г. М. И. Попов со своими самолетами (или самолетом?), сохраненными с 1917 г., был в Москве.
* * *
В конце 1920 г. – начале 1921 г. на завод в адрес фабрики "Энергия" начинает поступать оборудование. Судя по описям в документах завода, материальной базой стало переданное: "Воздухимущество 2-го воздухоплавательного парка Рабоче-крестьянского Военно-Воздушного флота". Все инвентаризационные описи датируются 1.01.1919 г.
Омский городской коммунальный отдел в письме от 8.01.1921 г., на имя заведывающего (так в оригинале) Авиационного отдела при фабрике "Энергия", пишет: «… под постройку авиационного завода не может быть отведена площадь у фабрики «Энергия», занятая детской площадкой и засаженная деревьями. Несмотря на это, уже около половины площадки завалено ящиками частей аппаратов. Коммунальный отдел требует немедленно очистить площадку от указанных предметов. В противном случае Коммунальный отдел вынужден будет привлечь к ответственности за порчу сада, посаженного трудами рабочих ближайших фабрик…». Площади авиазавода располагаются: часть на фабрике "Энергия", часть на аэродроме.
Первые документы в переписке предприятия датируются декабрем 1920 г. и адресуются:
- В Омск, завод "Энергия", представителю Глававиа Попову - 3.12.1920 г.;
- Авиазаводу № 13 (Б. "Энергия");
- Заведывающему Авиационным отделом при фабрике "Энергия" 8.01.1921 г.
В феврале 1921 г. заводу присваивается официальное название «Государственный авиационный завод № 13», (ГАЗ № 13), с сентября 1921 г. в название добавляется слово "опытный". Почтовый адрес: Омск, угол 9 линии и ул. Ермака.
(В начале 1922 г.заводу официально предоставляется участок в 5625 кв сажень (25606.4 квадратных метров или 2.56 гектара (1 сажень = 2,1336 метра) на углу 9 линии и улицы Ермака).
22 марта 1921 г. На заседании Главкоавиа было принято решение о разделении авиазаводов на производственные и опытные. Опытным, например, в Москве стал Гном-Рон, а Сальмсон - производственным. Опытным официально становится и ГАЗ № 13. Данное решение Промвоенсовет подтвердил 15 июля 1921 г.
Становление предприятия проходит труднейших условиях. Отсутствуют материалы, нет топлива для обогрева, нет моторного топлива. Необходимые запасные части приходят по железной дороге из Петрограда, эксплуатационные материалы получают с пятой авиабазы в Омске. (О ней никаких сведений нет).
Тематику работ можно оценить по "Делу заказов госавиазавода в Омске":
Заказ № 1 Учебный самолет МП 6
Заказ № 2 Учебный самолет МП бис (МП 6 бис?)
Заказ № 3 Учебный самолет МП 11
Заказ № 4 Учебный самолет МП 9
Заказ № 5 Глиссер Бр П 4
Заказ № 6 Учебный самолет МП 11 бис
Заказ № 7 Хозяйственный
Заказ № 8 Строительный
Заказ № 9 Самолет МП 12
Что касается глиссера, он видимо, был передан заводу на капитальный ремонт и реконструкцию из Гублескома через Гортопуправление, по бартеру. В то время деревянные изделия, и топливо были в большой цене.
Список сотрудников ГАЗ № 13 на 22.09.1921 г. состоит из 30 человек
К началу 1921 г. объединение авиапромышленности в одних руках явилось почти завершенной. Что же касается работ по внутреннему объединению - специализации производств, то они далеко не были закончены. Заводы Главкоавиа носили еще характер самостоятельных производственных единиц, рассчитанных на производство самолета или мотора во всех его стадиях и изготовляющих параллельно несколько типов изделий. Проводимая в жизнь строительная программа идет по пути постановки на определенных заводах массового производства однотипных самолетов и выполнения подсобных производств также на специально приспособленных для этой цели заводах.
Постановлением СНК от 16 августа 1921 г. создается «Промвоздух» — Правление фабрично-заводскими предприятиями Военно-воздушного флота. Основной деятельностью «Промвоздуха» являлся ремонт и обслуживание старого дореволюционного воздушного парка, и выполнение новых военных заказов.
В этой связи с начала 1922 г. проходит очередная реорганизация авиазаводов, часть из них ликвидируется, объединяется с другими предприятиями, меняет специализацию. ГАЗ № 13 решено объединить с пятой авиабазой, размещенной в Омске и передать в подчинение Промвоздуха, присвоив новому предприятию наименование: "Ремвоздухзавод № 7". С этой целью в начале марта 1922 г. в Омск прибывает представитель Промвоздуха краслетнаб (красный летчик наблюдатель) Стефанов.
Уже с начала февраля 1922 г. приходит корреспонденция на получателя "Ремвоздухзавод № 7", штамп получателя - ГАЗ № 13.
М.И. Попов вынужден подчиниться, но не хочет загубить дело всей своей жизни, спешит закончить свои проекты. В связи с этим передача завода затягивается по разным причинам и предлогам:
Телеграмма от 9.03.1922 г. Москва Промвоенсовет
"ГАЗ 13 прибыл краслетнаб Стефанов предмет объединения завода с авиабазой № 5 и передаче ведение Промвоздух тчк благоволите дать соответствующие указания 63 управзав Попов".
Телеграмма от 29.03.1922 г. срочная военная лит А Москва Промвоздух старая Башиловка 1 тов Горшкову
"Самолет МП 6 бис дающий возможность использовать максимум частей от лебедя готов срочно вышлите комиссию дав ей предписание оградить авторское право конструктора вышлите для испытаний красвоенлета Кузнецова живущего в Бутырках Вязниковской 31 тчк Если хотите получить следующую конструкцию дайте спешное распоряжение краслетнабу Стефанову приемку ГАЗ № 13 срочно прекратить до выяснения этого вопроса лично Москве после испытания самолета 74 управзав М Попов".
Приказ № 90 от 31.03.1922 г.
"…п.2 Согласно сообщения на мое имя от 4.02. за № 20/05 и мандатов за № 36316 и № 21300, выданных краслетнабу т. Стефанову и предъявленных им мне, объявляю, что с 1.04. с.г. вверенный мне государственный опытный завод № 13 переходит из ведения ПВС (Промвоенсовета) в ведение Промвоздуха…
Управзав Попов М.И."
На заводе торопятся максимально закончить начатые работы, передача предприятия не происходит вплоть до мая 1922 г. 3.04.1922г. в Москву командируется представитель ГАЗ № 13 Широченков Б.И., там он пробивает (согласует) документы на испытания и сдачу самолета в Москве. Возвращается 8 мая 1922 г. с предписанием о предоставлении самолета для испытаний. И уже 16 мая самолет и оборудование грузят на три платформы и один крытый вагон и вместе с обслуживающим персоналом следуют в Москву. (Попов видимо спасает и все свои наработки, и задел на следующие самолеты.)
Испытания успешно проходят в июне - июле.
Перед отъездом управляющий заводом М.И. Попов издает строгий приказ, запрещающий вмешательство посторонних в дела завода без его ведома:
Приказ № 134 от 14.05.1922 г.:
"… п.2. Ввиду личного распоряжения Предпромвоздуха т. Горшкова о немедленном прибытии конструктора Попова с самолетом М.П.6. bis в Москву для сдачи такового и выяснения принципиальных вопросов о Госавиазаводе № 13, объявляю, что:
1. Сего числа я отбываю в служебную командировку в г. Москву.
2. Помощнику главного инженера т. Крыльцову, сборочному мастеру т. Бабаеву, столяру т. Влад и сотруднику для поручений т. Широченкову приказываю отбыть в г. Москву вместе с самолетом.
3. Производство на ГАЗ № 13 на время этой командировки, вплоть до реорганизации завода закрываю. Все склады и мастерские сдаю по описи врио начальника административно-хозяйственной части т. Швец, которого на время моей командировки в г. Москву назначаю наблюдающим за заводом, причем на т. Швец возлагаю все высшее руководство хранением всего имущества и инвентаря завода со всею тщательностью и добросовестностью. В помощь ему назначаю делопроизводителя т. Кукуранова и красноармейца т. Лубошникова. Т. Швец надлежит хранить в полной неприкосновенности все принятое имущество, причем имущество в складах и вне их должно быть принято по описи и опечатано. Все печати должны быть совершенно неприкосновенными. Никаких вскрытий складов и мастерских не производить под строжайшей личной ответственностью т. Швец, а равно передавать кому-либо, хотя бы и высшим административным инструкциям что-либо из принятого имущества в целом или по частям, до тех пор, пока не будет получено от меня соответствующее предписание о том, за моею подписью или печатью или засвидетельствованной моей подписью.
Предлагаю хранить завод с особой бдительностью и усердием; в случае несчастья вменяю немедленно запросить помощь дежурного по 5 авиабазе, начальника 5 авиабазы, Комгарда и и командующего ЧОНом Омской губернии и принять все зависящие меры к устранению несчастья. С особой бдительностью надлежит хранить склад горючего, не допускать разведение костров вблизи заводаи пр. Держать наготове коня, бочки, ведра и т.д. Кроме того вменяю т. Швец в кратчайший срок связаться телефоном с 5 авиабазой и отремонтировать автомобиль, а так же не отлучаться на далекое расстояние от завода и на время отлучек в город всегда оставлять караульному начальнику охраны завода свой адрес и заместителя (на время отлучек).
Начальнику хозчасти следует озаботиться снабжением, как командируемых, так и остающихся на месте пайком на два месяца.
Со всеми вопросами обращаться по адресу: Москва, Промвоздух, Управзав 13".
Приказ № 136 от 16.05.1922 г.
"…п.2 Управзав т. Попова М.И., помощника главного инженера т. Крыльцова, сборочного мастера т. Бабаева, столяра т. Влад Януш, сотрудника для поручений т. Широченкова Б. и портниху Бабаеву Евгению убывших с самолетом М.П.6. bis, снять с довольствия с сегодняшнего числа".
Мандаты от 16.05.1922 г. и удостоверения работникам ГАЗ № 13 "для спешной командировки в Москву по распоряжению Предпромвоздуха т. Горшкова для испытаний и сдачи вновь построенного самолета М.П.6. bis":
№ 131 т. Попову М. И.
№ 132 т. Бабаеву Георгию;
№ 133 т. Крыльцову Спиридону;
№ 134 т. Бабаевой Евгении;
№ 135 т. Попову Константину; (брат М.И. Попова)
б/н т. Влад Януш;
№ 136 т. Широченкову Борису;
№ 137 т. Поповой Надежде Александровне, (жена М.И. Попова).
Приказ № 137 от 17.05.1922 г.
"…п.2 список личного состава на 18.05.1922 г.:
1. Швец К.Л.;
2. Кукуранов М.;
3. Лубошников Михаил - чернорабочий".
Последний приказ по ГАЗ № 13 - № 155 от 4.06.1922 г. о наряде на караул, пост № 1, один начальник, три часовых, на 5.06.1922 г.На этом история государственного авиастроительного завода № 13, где был построен всего один самолет, заканчивается, как и жизнь его создателя, основателя и управляющего Попова Михаила Ивановича. Через несколько месяцев, в ноябре 1922 г. он заболевает тифом и умирает.
* * *
Удалось найти личные документы, фотографии М.И. Попова, его самолетов, на негативах хранящиеся в Воронежском краеведческом музее. Получить с них изображения по техническим причинам, пока невозможно.
Ответ из музея: "В коллекции музея имеются 15 ед. хранения - негативы, поступившие в 1973г., репродуцированные на пленке, выполненные с неизвестного источника.
Перечень негативов
из собрания Воронежского областного краеведческого музея
по авиаконструктору Попову М.И. (1910 - 1922 гг.):
1. Самолет М.П. 6. авиаконструктора Попова М.И. 1920г., общий вид.
2. Самолет М.П. 6. Попов М.И. сидит на пилотском месте, рядом с самолетом штат сотрудников Попова М.И. Даты нет.
3. Самолет М.П. 6. авиаконструктора Попова М.И. 1920г.
4. Михаил Попов (в центре) - будущий авиаконструктор, слева от него Константин Попов, справа - Александр Попов. Даты нет.
5. Самолет М.П. 6. конструкции Попова М.И. 1920г.
6. Самолет М.П. 6. У самолета штат сотрудников, второй справа М.И. Попов. Даты нет.
7. Самолет М.П. 6. (1920г.) У самолета штат сотрудников, второй справа М.И.Попов, 1-й слева - его брат.
8. Заявочное свидетельство № 75707 по делам изобретений ВС НК в том, что 13 июля 1922г. принято от М.И. Попова.
9. Впечатления о полете на самолете М.П. 6. 20 июля 1920г, г Москва летчика Муратова 3 августа 1920г.
10. Отзыв учебно-полетного комитета московской Авиашколы об учебном самолете конструкции М.П. 6. Даты нет.
11. Памятник на могиле М.И. Попова из двух скрещенных пропеллеров. 1922г. г. Омск.
12. Автограф М.И. Попова «Дорогим родителям на добрую память 19.06.1920г.»
13. Самолет М.П. 6. конструктора М.И. Попова 1920г.
14. Автограф М.И. Попова «Мои самолеты у своего ангара. Москва - Ходынка 19.06.-20г.»
15. Самолет М.П. 6. конструктора Попова М.И. Даты нет.
Примечание: Описания негативов даны по аннотациям на конвертах, в которых они упакованы".
* * *
Родственники Михаила Ивановича Попова:
- Жена Надежда Александровна, год рождения 1899.
Окончила Московское коммерческое училище в 1918 г.
С 01.10.1918 по сентябрь 1919г. работала в Наркомпроде, 15.09.1919–15.01.1920 —
в Московском облсоюзе кооперативных объединений.
Проживала: Москва, Хавский пер., 3–9
В марте 1920г. уехала в г. Омск, в 1922г. вышла замуж и в том же году, после
смерти мужа, вернулась в Москву, жила на пенсии по смерти мужа
Москва, Хавский пер., 3–9 с 1922 г. по 14.04. 1931 г.
С 1931 г. проживала вместе с родителями и сестрой:
Ивановская область, г.Кинешма, Б.Бульварная ул., 4–5, плановый техникум
Умерла в 1956 г., Ивановская обл., г.Кинешма.
Детей не было.
- Тесть, отец жены Новиков Александр Иванович, 23.8.1877 года рождения;
Образование незаконченное высшее - Московский Коммерческий институт.
До 1920г. работал бухгалтером в Москве,
1920 - май 1922г. Омск - начальник финансово-экономического отдела СИБОПС (Сибирский Округ Путей Сообщения, был учрежден Приказом НКПС от 1 мая 1920 г.),
(интересное совпадение по датам 1920 -1922 гг.!!!).
1922–1923гг. — НКПС (Наркомат путей сообщения),
1923–1927гг. — бухгалтер кооперации,
1927–01.04.1930 — начальник финансово-счетного отдела НКПС,
1930 - 1931гг. доцент, Московский Педагогический институт.
С 1936г. жил вместе с женой и дочерьми в г. Кинешме, Ивановской обл.
* * *
По косвенным данным удалось воспроизвести некое подобие биографии:
Попов Михаил Иванович
1894 г. рождения
1912 г. Год поступления в вуз - Томский Технологический институт им. императора Николая II
1917 г. Год окончания вуза
1916 г. 22 года, осень, переезд в Н-Николаевск.
1917 г. 23 года, Н-Николаевск. Март и октябрь построены самолеты.
12. 1918 - 08. 1919 гг. Колчаковский авиамеханик Попов в мастерских Курганской летной школы.
3-й и 14-й Сибирские авиаотряды, «Попов-VII» летал в составе 3-го авиаотряда.
1919 г. летом, на средства биржевого комитета собрали самолет, который подарили армии.
"в качестве подарка аэроплан истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске
средствами биржевого комитета инженером Поповым…"
1919 г. 25 лет, в конце, был в Москве. 14 декабря 1919 г., “Красные” взяли Ново-Николаевск.
1920 г. июль 26 лет, проводились официальные испытания учебного самолета М.И.Попова,
двухместного двухстоечного биплана МП-6 с Рон 120 нр, построенного в
Н-Николаевске. Применяли для обучения.
1920 г. декабрь. Омск. Представитель Главкоавиа
1920 - 1922 гг. Управляющий ГАЗ № 13
1922 г. май. 28 лет. Убыл в Москву
1922 г. ноябрь. 28 лет. Умер.Такая яркая и короткая жизнь!
МЕТКИ: авиаконструктор Попов М.И., история авиации Омской области
Поделиться1103-12-2021 14:58:59
Из текста в п. 10
Перечень негативов
из собрания Воронежского областного краеведческого музея
по авиаконструктору Попову М.И. (1910 - 1922 гг.):
1. Самолет М.П. 6. авиаконструктора Попова М.И. 1920г., общий вид.
2. Самолет М.П. 6. Попов М.И. сидит на пилотском месте, рядом с самолетом штат сотрудников Попова М.И. Даты нет.
3. Самолет М.П. 6. авиаконструктора Попова М.И. 1920г.
4. Михаил Попов (в центре) - будущий авиаконструктор, слева от него Константин Попов, справа - Александр Попов. Даты нет.
5. Самолет М.П. 6. конструкции Попова М.И. 1920г.
6. Самолет М.П. 6. У самолета штат сотрудников, второй справа М.И. Попов. Даты нет.
7. Самолет М.П. 6. (1920г.) У самолета штат сотрудников, второй справа М.И.Попов, 1-й слева - его брат.
8. Заявочное свидетельство № 75707 по делам изобретений ВС НК в том, что 13 июля 1922г. принято от М.И. Попова.
9. Впечатления о полете на самолете М.П. 6. 20 июля 1920г, г Москва летчика Муратова 3 августа 1920г.
10. Отзыв учебно-полетного комитета московской Авиашколы об учебном самолете конструкции М.П. 6. Даты нет.
11. Памятник на могиле М.И. Попова из двух скрещенных пропеллеров. 1922г. г. Омск.
12. Автограф М.И. Попова «Дорогим родителям на добрую память 19.06.1920г.»
13. Самолет М.П. 6. конструктора М.И. Попова 1920г.
14. Автограф М.И. Попова «Мои самолеты у своего ангара. Москва - Ходынка 19.06.-20г.»
15. Самолет М.П. 6. конструктора Попова М.И. Даты нет.
Примечание: Описания негативов даны по аннотациям на конвертах, в которых они упакованы".
В Госкаталоге некоторые есть https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=михаил попов&imageExists=null&typologyId=17
Поделиться1203-12-2021 19:53:19
Еще Попов-VIII он передал колчаковской армии.
Из телеграммы военному министру от Новоник. бирж. комитета:
"Радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, ...шлет ей привет и в качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске..."
А 3-му отряду он передал потому, что данный отряд стоял в Ново-Николаевске.
Вангую: будет статья на эту тему, или доклад
Поделиться1413-12-2021 12:18:54
VECTOR
Акціонерное общество для постройки аэроплановъ. Ново-Николаевскiй биржевой комитѣтъ 12-го iюня с.г. послалъ Верховному Правителю адмиралу Колчаку слѣдующую телеграмму:
Ново-Николаевскiе торговцы, промышленники и граждане, собравшись сего числа подъ предсѣдательствомъ начальника гарнизона генерала Платова, движимые сознаніемъ необходимости своей работой помочь Арміи, глубоко вѣря въ будущее Россіи, организовали акцiонерное общество для постройки аэроплановъ подъ дирекціей конструктора инженера Михаила Ивановича Попова. Первая же подписка въ теченіе полчаса дала свыше милліона рублей. Вѣримъ что Вы доведёте страну до полнаго оздоровленія и освобожденiя.
Временное правленіе общества Предстатель биржевого общества и комитета Т.Чернышевъ.
Дальнѣйшая подписка принимается въ торговой Биржѣ.
Отредактировано alippa (13-12-2021 12:27:29)
Поделиться1631-10-2023 21:27:12
На фотографии приёмная комиссия принимает самолёты Михаила Ивановича Попова. Авиаконструктор был достаточно известен в свое время. Его самолеты неплохо летали и по качеству превосходили многие образцы того времени.
Изначально Попов был студентом-технологом Томского имени Императора Николая II Технологического института, но уже в 1916 году начал строить в городе Ново-Николаевске самолет своими силами и средствами.
На фотографии октябрь 1917 год, левый берег Оби.
Поделиться1831-10-2023 21:47:41
Самолёты авиаконструктора Михаила Ивановича Попова
О, как много я пропустил!
Можно удалять тему.
Но, однако же, можно считать что на левом берегу был в некотором роде аэродром! Самолёты доставлялись по железной дороге в разобранном виде. И в пойме Оби вполне можно было устроить взлётно-посадочную полосу.
Фото сделано на месте, помеченном красным крестиком.
Поделиться1901-11-2023 15:24:13
можно было устроить взлётно-посадочную полосу.
Ну так-то да, по насыпи идущей к Горскому карьеру.
Поделиться2001-11-2023 19:01:48
Ну так-то да, по насыпи идущей к Горскому карьеру.
Насыпь была по другую сторону моста.
Поделиться2102-11-2023 12:19:16
Насыпь была по другую сторону моста.
Я понимаю
Поделиться2215-05-2024 18:34:25
Это что, неизвестные страницы истории известной левобережной лесоперевалки, что ли?
Где был при царе этот "Лесной склад № 1"?
Прям вблизи моста, как на фотках выше, либо совсем другое место?
https://archtomsk.tomica.ru/object/1341066
Донесение Ново-Николаевского лесничего о передаче Сибирским авиационным мастерским М.И.Попова места "Лесной склад № 1" в Ново-Николаевском лесничестве для строительства аэродрома.
Количество листов 3
Крайние даты, хронологические рамки 10.05.1919 - 16.05.1919
Отредактировано VECTOR (15-05-2024 21:53:04)