Новая тема посвященная малому водному транспорту на Оби.
Катера, моторные лодки ....
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Водный транспорт и инфраструктура » Малый водный транспорт на Оби
Новая тема посвященная малому водному транспорту на Оби.
Катера, моторные лодки ....
В порядке ностальгии...
Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"
PS
"Нет! Я ей-богу закричу!!" (Разговор у телевизора, ВСВ)
Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"
PS
"Нет! Я ей-богу закричу!!" (Разговор у телевизора, ВСВ)
Формально(по правилам) это гоночное судно "народного класса". И там "Москва-30"
А вот специально для Вас
Отредактировано deos54 (06-12-2019 00:38:17)
А вот специально для Вас
Спасибо, но лучше я останусь при своих "заблуждениях", различая "Обь" и "Обь-М"; как, впрочем, и моторы.
Так на трансе "Обёшки" висит "Нептун-23".
У меня два таких было на выносном трансе "Казанки-5"
Частично согласен с Юрием. Лодка - точно "Обь" (без буквы), а вот мотор больше похож на "Москву" (очертания надписи на кожухе)
Вопрос: "транс" - это советский водномоторный разговорный термин?
Отредактировано Ирландец (06-12-2019 09:49:43)
Не понял, где поднят вопрос про "Обь" и "Обь-м!"?
Транс - жаргонное обозначение слова"транец" - задний глухой шпангоут, на котором висит мотор. Я такого слова никогда не слышал, но догадался
Я такого слова никогда не слышал, но догадался
Вот и я не слышал. По этому и спросил.
Кстати, что за дюралька на фото п.37?
Кстати, что за дюралька на фото п.37?
Это чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе. Обычно гоночные суда деревянные, но тут сказалась специфика.
Это чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе.
Спасибо!
Не знал, что и НАРЗ причастен к судостроению.
Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе. Обычно гоночные суда деревянные, но тут сказалась специфика.
В детском саду на Омской в 70-80-е годы на игровой площадке был корпус похожих размерений, сделанный из стеклопластика на деревянном каркасе.
Это чисто гоночная мотолодка, класса 350 см.куб. Сделана самостоятельно на авиаремонтном заводе.
Тут (см. п.37) обеими руками - "за" и с аплодисментами! А "фигура" [короткий киль с широкой задницей и встроенными булями] заимствована у "Оби-М" для лучшего глиссирования.
У нас на "Якоре" ребята сделали (по самодельной болванке) большой "тримаран" из стеклоткани с эпоксидкой. Шикарное судно, но "движки" ... Хорошо бы, как минимум, пару 30-х, но их в середине 70-х в магазинах не было. В "КиЯ" писали, что умельцы из двух "Вихрей" сочиняли один 3-цилиндровый с подобной мощностью, но это ж КЮТ (клуб юных техников).
И о "Нептун-23".
После того, как я остыл от ностальгическоо возбуждения, понял, что погорячился, определяя двигатель на фото п.35, как "Нептун-23".
В колпаке "Нептуна-23" не было отверстия на задней стенке, да и надпись была сделана в другом стиле... Ну, уж очень хотелось разглядеть там что-то родное!
А вот движок из п.37 "мордой" похож на мой. Спасибо!
К месту вспомнилось, что в середине 70-х был настоящий бум водномоторного хобби. И не удивительно: машину-мотоцикл не достанешь, а лодку с мотором - пожалуйста, хотя и не без проблем.
Как-то в Новосибирске была устроена водномоторная ярмарка или что-то подобное ей. Съехались сюда, на берег этого котлована, представители торговли и заводов-изготовителей соответствующих товаров со всей России.
Я тогда форсировал свои "Нептуны", и беседа с конструкторами "Красного Октября" была очень кстати. Замечательные ребята! Оставили в качестве презента жуткий дефицит: подетальную спецификацию (с графикой!) на весь мотор.
PS
Мы с Вами по этим делам уже общались вот здесь:
Ширпотреб оборонного города.
Удачи!
Помнится основным методом форсированья Нептунов было спиливанье выхлопной трубы, чтоб выхлоп шёл напрямую в атмосферу, а так же укорачиванье и полировка лопастей винта. Более продвинутые водомоторники, также укорачивали дейдвуд и рессору, уменьшая вес мотора. На самом движке переваривали систему охлаждения выпускного коллектора и проводили кое какие манипуляции в системой подачи топливной смеси. Вообще я не разу не видал, чтоб на гонках использовали такие утлые моторы как Вихрь - в обиходе видел самодельные и алтайские трёхгоршковые Вихри 30 (алтайские имели даже какое-то своё название), но на гоночных скутерах были только Нептуны и Ветерки-12. Не пришлось видеть на соревнованиях Москву, однако в конце 2000-х годов ГИМС проводил обновление техники и под списание попали хранившиеся на складах, в заводской упаковке моторы Москва-30, именно такие, как представлены на фото
У меня был мотор Москва 12 и колпак по форме так же оч. похож. А Нептун 23 (правда переделанный под электростартер), жив и сейчас, лежит в резерве. Вот тут он в кадре
Колпак на этом фото, старого образца, очищен от заводской краски, чтоб не не было видно какой он обшарпанный. Остатки краски имеются только в углублении у ручки стартера.
Отредактировано evg_e1 (07-12-2019 01:24:57)
У меня был мотор Москва 12 и колпак по форме так же оч. похож.
На фото 35 внизу колпак именно от Москва 12, 5
Вообще я не разу не видал, чтоб на гонках использовали такие утлые моторы как Вихрь
И какие моторы Вы видели на гонках в 500-кубовом классе?
А алтайский мотор так и назывался - Бийск
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бийск_(лодочный_мотор)
Колпак на этом фото, старого образца, очищен от заводской краски, чтоб не не было видно какой он обшарпанный. Остатки краски имеются только в углублении у ручки стартера.
Отредактировано evg_e1 (Сегодня 21:24:57)
Достаточно большое количество Нептунов поступало в продажу именно с такими колпаками из стеклопластика.
Коль дошли до ностальгии с техническими деталями, то...
Я бы разделил тогдашнее форсирование на два вида (разряда): спортивное и любительское.
Первое ставило своей целью кубки, грамоты, призы и пр. спортивные амбиции. Предусматривалось серьезное вмешательство в конструкцию двигателя. Благо, что лодочный движок - родной брат мотоциклетного, а там из них умели выжимать всё и даже больше. Расплата - преждевременный износ и скоропостижная ...
Поклонники этого направления - парни и молодые мужики. Хотя, конечно, и ...
Для чего лезть в двигатель семейному человеку? Чтобы в пятницу вечером быстрее "добежать" до Почты , Успенки, Марахты и т.п., засветло поставить палатку и посидеть с удочкой и\или с рюмочкой. Ну, и с чувством легкого превосходства и ветерком "обойти" какой-нибудь утюг типа "Прогресс-2" под 20-м "Вихрём".
В этом случае предполагались щадящие изменения в двигателе. Самое большое "хирургическое вмешательство" - подрезка крышки головки на несколько (меньше одного миллиметра) "десяток". А в так же:
- шабрились и до блеска "вылизывались" газовые каналы;
- подводная часть двигателя (корпус редуктора, гребные винты) буквально полировались;
- вихревые насадки на карбюратор: плюс 5% к мощности - "железно"! Так писалось в КиЯ;
- самодельное электронное зажигание: еще [якобы] +5%;
- и дальше без конца.
Я такой "тюнинг" зимой делал на кухне, повесив "Нептун" на спинку стула. Жена была в полном "восторге"!
Но зато потом, летом, было как в п.211 Ширпотреб оборонного города
Достаточно большое количество Нептунов поступало в продажу именно с такими колпаками из стеклопластика.
Возможно. но там явно остатки краски в нише. И вот я не видел, чтоб моторы с синими винтами поступали в продажу, с красными, да, а синий это же скоростной. У меня в загашнике есть весь набор - синий, красный, белый, и зелёный от Москвы
Растравили вы мне душу!
Вот здесь
судя по воспоминаниям и размеру, два белых винта: один у меня в руках, а другой - в сумке.
На улице - 1978 г. Друг получил участок под дачу на острове перед Кудряшами, и мы собираемся возить ему материал на моей "Казанке-5" от лодочной базы "Якорь".
Он туда он его будет подвозить на своем "Запорожце".
Два "белых" грузовых винта - как раз кстати.
И ведь навозили, причем в кокпите, брусья и на обвязку, и на стойки. Водки потом, правда, выпили больше, чем я бензина потратил.
Выделил из темы Котлован в отдельную тему.
Выделил из темы Котлован в отдельную тему.
И это правильно!
Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть
Только вот на "Казанке" без булей я бы не рискнул!
А с разрешения администрации, по случаю открытия новой темы, я себе, пожалуй, позволю:
В качестве стола - крышка кормового отсека "Казанки-5", на заднем плане - замечательная двухместная польская тентованная палатка Wars-2, с предбанником и окнами в сетках.
В ней прекрасно размещались трое и хорошо четверо. Сама палатка ярко-желтая, а тент - морской волны. Ну, вы видите. Еще недавно летом разворачивал ее для внуков, а сейчас повырастали, не интересно.
Слева сзади обрыв к омуту на Марахте; заходил через Старо-Дубровино. Чудесные места во всех отношения! Особенно нравилось тем, что мало кто там появлялся.
Отредактировано Юрий Шилов (07-12-2019 23:47:18)
Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть
А ещё и с Вихрём
Только вот на "Казанке" без булей я бы не рискнул!
Придется в очередной раз самого себя ... уточнить: если уж идти в водномоторное прошлое, то именно на "Казанке", ведь она - проматерь наших "дюралек".
Но только в историческое прошлое!
Как писал ММ Жванецкий: "Сколько наших не смогли перепрыгнуть тот ручей?".
В том смысле, что оказывались за бортом, когда их на вираже отрывало от румпеля.
Но в целом замечательная, рабочая лодка!
Придется в очередной раз самого себя ... уточнить: если уж идти в водномоторное прошлое, то именно на "Казанке", ведь она - проматерь наших "дюралек".
Праматерь вот
"Казанка" самого первого выпуска. Еще без стекла и с брызгоотбойником. В сети называют "Пионерка". но раньше я такого не слышал
У отца такая была(конец 50-х)
Эту, правда. кто-то обляпал, но основные отличия видны
Отредактировано deos54 (08-12-2019 19:30:22)
Праматерь вот
Праматерь, так про праматерь
О легендарнной "Казанке".
Сейчас ее, правда, обзывают пренебрежительно и "Коза", и "Метла" ... Недостойно!
Лодка 40 лет как не выпускается, а всё еще служит верой-правдой! Была и, судя по форумам, остаётся очень популярной. Так ведь не с проста (Новак Г.М."300 советов по катерам, лодкам и моторам",1973)!
Имея плоское дно, легкая (130 кг)"Казанка" и "в грузу" быстро набирает скорость, выходя на глиссирование даже под 12-сильным "Ветерком". Просторный (в длину)кокпит позволяет разместить в ней много чего полезного.
Да и цена её (Новак Г.М.) в середине 70-х была не запредельной: лодка - 280 руб. (примерно двухмесячная зарплата молодого специалиста на заводе) плюс 200 руб за "Ветерок-12".
Но, как известно, недостатки - это продолжение тех же достоинств, которые в данном случае определялись (исходя из её назначения - малый речной "каботаж") "упрощенным судовым набором", сиречь, конструкцией (Новак Г.М.):
У "Казанки" сильный дифферент на корму, особенно в переходных режимах и при несбалансированной загрузке, когда один человек сидит на корме (за румпеле) и груза нет. Обычная картина - лодка скользит но воде, колотя задранным носом по набегающим волнам.
Поперечная остойчивость "Казанки" не высокая, в т.ч. из-за небольшой ширины дниша. Её не трудно перевернуть через борт. При задранном носе встречная волна бьёт в борт и днище лодки. Если при этом выполняется еще и поворот, не редкий результат - оверкиль!
И тем не менее "Казанка" - это "Казанка"! Лодка пользуется большим уважением особенно в сельской местности, в т.ч. среди рыбаков-охотников.
Мы с братом в носовой части, груз - посередине, на румпеле "Ветерка-12" - хозяин лодки и заядлый рыбак Ершов Виктор Германович, к сожалению, ушедший от нас. Путь - из Ташары в Марахту. К слову, привез я тогда домой эмалированный таз отборного карася, взятого на поплавочную удочку.
PS
Это - "Казанка":
https://yadi.sk/i/eplhHnGbCu9iIw
Разве можно получить похожее удовольствие, сидя в глухой консервной банке "Жигулёнка"? Да и от "Бентли" (с кондиционером!) - одни понты!
Вот серьёзная
Ну жрёт горючки не меньше "Амура"
Это ж страшное дело, как далеко в прошлое можно будет залезть; п.22
Ну, и полезем!
Тем более что в теме лодочная база "Высота" уже прозвучало:
А теперь мемуары! Пост 26
Для начала можно в 1970-е (и 1970-е плюс) "сходить" или "сбегать". Ведь на лодке, как известно, не плавают..
С учетом "Типажа лодочных моторов СССР/России" и личных впечатлений я бы выделил три [главных] этапа ИЗ истории нашего маломерного флота:
- "золотой век" (1970-е);
- становление (1960-е);
- зарождение (1950-е).
В "золотой век" [1970-х] отчественная промышленность выпускала ("Справочник по катерам, лодкам и моторам, под ред. Г.М. Новака , 1982г"):
- 26 моделей моторных лодок (под моторы мощностью от 8 до 50 л. с., в т.ч. популярные "Казанка-5", "Казанка-2М", "Прогресс-4" и др;
- 9 моделей катеров со стационарными моторами, включая "Амур-М";
- 12 моделей продвесных моторов, среди которых "Привет-22", "Нептун-23", линейка "Вихрей".
Приятно отметить вклад в общее дело нашего авиационного завода им. В.П.Чкалова
Лодка "Обь" (спроектированная в конце 1960-х) изготавливалась массовым "тиражём" и пользовалась большим спросом.
Изделие было защищено авторским свидетельством на промобразец и зарегистрированным товарным знаком. На международных и всесоюзных выставках и ярмарках эта продукция всегда пользовалась спросом.
На Всесоюзной технической конференции заводов-производителей в Новгороде в 1974 г. завод удостоился приза «За массовую лодку».
В 1972 г. на заводе был создан опытный образец более комфортабельный мотолодки «Обь-М» под лодочный мотор «Вихрь-30», а 1976г годовой объем её производства составлял 5000шт.
В 1977 году завод им. Чкалова стал победителем всесоюзного конкурса среди предприятий СССР — производителей лодочной продукции. На очередной Всесоюзной технической конференции в г. Лиепае,
ему присвоили звание «Победитель всесоюзного конкурса качества в лодочной продукции».
Конечно,не все это и не всегда было в доступной продаже в достаточном объеме, но при желании и настойчивости можно купупить, спустить на воду и странствовать.
Для этого были все условия!
Бензин - по цене газировки:
Водка - как 100 поездок на троллейбусе:
Журналы "Катера и яхты" переходили из рук в руки и зачитывались до дыр. Мужики буквально грезили о моторных лодках. Лодка, помимо прочего, была еще и показателем некоторого особого статуса.
Типичная картина того времени - семья (компания) из нескольких человек в пятницу вечером, скажем, на "Пргрессе-4" под двумия моторами "Вихрь-25" устремляется на 40-50 км вниз по течению Оби
с промысловыми целями (рыбалка, дикоросы):
или отдохнуть от дел на природе:
А в понедельник в курилке, когда новоявленный автомобилист хвалится привезенным от тещи из Алексеевки сухопутным мёдом, "капитан", как бы между прочим, замечает:
- Да "бегал" в выходные на Большой Умревинский...
= Это что? Это где?
- Остров длиной около 10 кэ-мэ. От моего понтона в Затоне - ровно 100 "верст" вниз по Оби в сторону Томска ... Но тебе это не с руки.
= И как?
- Не особо этот раз. Погода что-то... Всего два десятка стерлядок... Граммов по 400. В следующие выходные пойду в Вятский Камешек, за перекат ... Я там, было дело, кострюка на четыре кило вытаскивал.
= ???
И уходит из курилки.
Было так. Или почти так. Но точно - было!
А вот и тот самый Большой Умревинский из лоции реки Обь 1987г/:
PS
В ту пору бытовала такая градация [мужских] жизненных периодов:
- водка, лодка и молодка;
- кино, вино и домино;
- кефир, клестир и теплый сортир.
Отредактировано Юрий Шилов (13-01-2020 23:42:01)
А вот и тот самый Большой Умревинский из лоции реки Обь 1987г/:
а вот района Новосибирска в этой лоции нет. Или я уже подзабыл...
а вот района Новосибирска в этой лоции нет. Или я уже подзабыл...
Подзабыл. Начинается с Новосибирского гидроузла.
Подзабыл. Начинается с Новосибирского гидроузла.
Да, посмотрел. Это в лоции 1927 как раз наших двух листов нет
Назову : - Путешествие из окрестностей Борового в ..."
... в Завьялово.
... в Завьялово.
это была простая часть
... в Завьялово
В Завьялово, однако, была база Чкаловская. Мы туда за лещем по зиме ездили, а летом ... Места замечательные, если бы не шлюзовка.
Как не вспомнить!?
Расставляю поставки; мимо идет в сторону плотины что-то красивое, белое, двупалобное. Слышу кто-то громко, но весело в рупор:
- Капитан НБ 74-34! Прекратите браконьерничать!
Поднимаю голову и приветливо машу рукой. Мне отвечают тем же.
В Завьялово, однако, была база Чкаловская. Мы туда за лещем по зиме ездили, а летом ... Места замечательные, если бы не шлюзовка.
Как не вспомнить!?
Расставляю поставки; мимо идет в сторону плотины что-то красивое, белое, двупалобное. Слышу кто-то громко, но весело в рупор:
- Капитан НБ 74-34! Прекратите браконьерничать!
Поднимаю голову и приветливо машу рукой. Мне отвечают тем же.
Чудесное воспоминание!
Путешествие из окрестностей Борового в ...
Так-то не ближний путь в Завьялово - час тогда было пилить. А уж сколько бенза мотор схавает
Хотя наш дед из Брегового в Быстровку и обратно на вёслах и с самодельным парусом, на шпонке ходил - как не побоялся, а если шторм. Хотя бывало разное
это была простая часть
Могу предположить, что исходная точка была в базе отдыха "Наука".
Могу предположить, что исходная точка была в базе отдыха "Наука".
А почему не на Шумском кордоне?
А почему не на Шумском кордоне?
Мне так кажется . Был там триста лет тому назад. (если по-правде, то чуть больше).
Отредактировано Женя (30-06-2020 18:31:30)
Могу предположить, что исходная точка была в базе отдыха "Наука".
В окрестностях Борового, а не в Боровом
В окрестностях Борового, а не в Боровом
Морской является окрестностями??
Морской является окрестностями??
Фигасе, где Ленинское и где Боровое. В окрестностях там только два кордона - бывш. Шумской (ныне там какая то база), ниже Бороврго с подъездом с 31-го км и База рыбаков и охотников 41 км, выше Борового. Думаю что с первого.
Фигасе, где Ленинское и где Боровое. В окрестностях там только два кордона - бывш. Шумской (ныне там какая то база), ниже Бороврго с подъездом с 31-го км и База рыбаков и охотников 41 км, выше Борового. Думаю что с первого.
Стрелка показывает верно. Это база НИИ-55. Здесь есть люди, пересекавшиеся с данной организацией.
Отредактировано deos54 (02-07-2020 23:14:17)
Праматерь вот... "Казанка" самого первого выпуска.
Если "Казанка" (и первые модификации) была праматерью дюралевых моторных лодок класса "Прогресс-4", то грешно не вспомнить и о ее прародителях. Это - самодельные деревянные (из теса) лодки
под стационарными бензиновыми моторами небольшой мощности.
Ульяновский моторный завод выпускал такие двигатели серии "Л" (до 60-х годов)с водяным охлаждением и серии "УД" - с воздушным.
Эти моторы изначально разрабатывались как универсальные для приводов электрогенераторов, насосов и др., но нашли применение и в судах любительской постройки.
В линейке серии "Л" было три модели: Л-3, Л-6, Л_12, мощность соответственно 3, 6 и 12 л.с.
По отзывам потребителей они были неприхотливы и всеядны: "кушали" всё что нальют. Для этого ставили два бака: заводили на бензине,
а потом переключали на "замещающее топливо" (солярку, уайт-спирит ...)
Вот такойЛ-3 в 2015г был выставлен на продажу:
Умельцы пристраивали такие двигатели на свои деревянные лодки.
Они использовались как при служебных разъездах, так и (чаще всего) в личном хозяйстве.
Пример небольшой "служебной" лодки - в фильме "Холодное лето 53"-го (8:20 -8:47): милиционер Манков на ней причаливает к берегу.
За спиной у него - такой стационарный "движок", а на корме видно нехитрое устройство дистанционного управления рулем.
Александр Лабанов вспоминает, что большие смодельные моторные лодки были и в ведении бакеншиков.
Понятно: труд не из лёгких, одно длинное плечо "рабочего места" чего стоит.
К тому же ходить вверх-вниз нередко приходилось, что называется, "в грузу".
Случалось, бакенщики и подрабатывали на них(к примеру, в Сузунском районе):
На Лесоперевалке, само-собой, тоже строились такие баркасы. В семье моего товарища <...> было поочередно построено несколько лодок под разные модели двигателей серии "Л" линой от 6 до 11 метров.
В навигацию переваловсие мотолодки парковались в основном в трех местах: в конце 1-й Ракитной в устье затона, рядом с пристанью (на траверсе существующей хоккейной коробки)
и в районе амбулатории (примерно под нынешним Димитровским мостом).
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Водный транспорт и инфраструктура » Малый водный транспорт на Оби