Надеюсь, что название темы не слишком вызывающее?
Чтобы почём зря не заставлять уважаемую публику читать сей опус, сразу скажу о чём это всё.
Главная цель – попытка идентифицировать первоначальное назначение найденных старых рельсов, которые торчат из земли у села.
Речь идёт о когда-то упомянутых на форуме рельсах по ссылкам ниже. Я так и не понял, там речь шла об одном и том же рельсе или нет.
Вот тут, как я понял, речь идёт о рельсе, который торчит из насыпи ж.д.:
№ 1: Valer54: может рельс, сфотографированный Андреем, являлся временным репером при строительстве моста?
А тут речь о рельсе, который торчит где-то из фундамента, вроде. Там и фотка есть:
№ 2: А это- участники форума при осмотре фундамента вроде бы как этого строения.
Сразу выкладываю догадку – какой-то из рельсов когда-то указывал версту № 1328 Транссиба.
С чего началось…
В теме про с.Кривощёково мелькала картина Пясецкого «Мост через реку Объ».
Кто-то говорил, что там могут быть условности, намекая на то, что художник нарисовал что-то «от балды». Не хочется на этом останавливаться, поэтому перейду сразу к картине.
Предлагаю обратить внимание на самое начало путей. Слева на насыпи торчит некий столбик белого цвета непонятного назначения.
Попытаюсь его идентифицировать, предполагая, что это – ВЕРСТОВОЙ Ж.Д. СТОЛБ.
Попытки найти описание, картинки и фотографии верстовых столбов конца 19-го века особого успеха не дали. Впрочем, кое-что найти удалось.
Источником информации послужили одна открытка и цветные фотографии 1910-го года Проскудина-Горского в TIFF-формате (благодаря чему на них можно увидеть детали).
Открытка: Заводская платформа на 903 в.
Фотографии: 1) Выемка у Юрюзанского моста 2) Закругление пути в Усть-Катава
Общее у этих фоток - есть верстовые столбы в кадре.
Составлю описание верстового столба: верстовой столб – это рельс белого цвета с нижней чёрной частью, сверху которого закреплена табличка с пересекаемой верстой. Сзади этой же таблички также надпись, но уже с отсчётом в обратную сторону. Т.е. если с одной стороны таблички написано 771, то на другой стороне может быть 770 или 772. Думаю, что это и так понятно.
Тут стоит упомянуть, что недавно Ольга не хотела мне верить, что понятие «на версте» означает отрезок пути, который лежит после указанного верстового столба, в сторону большей версты.
Ольга просто говорила, что это не так. Честно говоря, я и сам был не уверен.
Надо просто понять, что на двух соседних верстовых столбах указана одна и та же верста, только на одном она нарисована на табличке по ходу следования, а уже на следующей версте она нарисована с противоположной стороны таблички, когда едешь назад.
Иначе говоря, понятие «на 771-й версте» означает отрезок пути в диапазоне 771-772. Это не может значить диапазон 770-771.
Это просто отступление от темы разговора, но я бы хотел его зафиксировать, поэтому и написал.
Вернусь к картине…
На картине виден похожий столбик, сверху которого закреплена табличка.
Можно предположить, что это и есть ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ.
Стоит обратить на такую деталь, как ТЕНЬ от столба. Тень однозначно говорит – КАРТИНА РИСОВАНА ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ, НА ЗАКАТЕ!!! Общий оттенок картины близок к оранжевому, свойственный закату, что также косвенно подтверждает заключение о времени суток.
Возможно, что она рисовалась в пару вечеров.
Ниже показано место верстового столба и расположение тени, которая направлена с запада на восток, т.е. уже когда Солнце почти село. Вот так я и определил время дня, которое зафиксировано на этой картине.
Для подтверждения предположений о расположении верстового столба перейду к известной карте.
Если обратить внимание на начало путей, то там написано «в Челябинск», а по самим путям следует их разметка. Разметка, очевидно, что в десятых долях версты.
Можно предположить, что нулевые отметки этой разметки указывают на верстовую разбивку Транссиба, к которой и привязана эта карта. Мне кажется, что это вполне очевидно.
Можно попробовать совместить её с картой местности, определив при этом положение двух вёрст Транссиба, которые уместились на этой карте.
Как видно, положение ранее определённой версты практически совпадает с положением, которое я определил по картине.
Я подписал эти вёрсты, как «1327» и «1328».
Ниже объясню откуда я взял цифры «1327» и «1328».
А взял я их из «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге»:
А теперь уже можно взглянуть на правый берег.
Есть план Кривощёковского выселка и схема станции, кусочек которой приведу ниже.
Общее у них в том, что там зафиксированы положения версты «1329». На плане она обозначена как "0."
После объединения схем с фотографией можно получить примерное расположение этой версты. Конечно, таким объединением картинок точного положения не получить, но «спасает» то, что радиус поворота путей был точно известен (200саженей), поэтому масштаб картинок нужно подгонять до совмещения этих радиусов. Это только нужно для определения положения версты, а положение домов вокруг не интересует, на это не нужно обращать внимание.
Обе схемы указывают на одно и то же место, которое сейчас является первой развилкой путей после моста.
Для подтверждения - на фотографии ниже я узрел этот самый верстовой столб "1329", пометив его в красный круг.
Далее, от этой версты «1329» мы пойдём на левый берег, откладывая 1067м, т.е. ровно одну версту в 2ГИС или на другой карте.
Получим положение версты «1328» в обратном ходе. Также получим версту "1327".
Теперь нанесём все полученные вёрсты двумя способами и узрим неопределённость версты «1328», которая составляет около 270 м.
Такая же неопределённость будет и у версты "1327", но только я её не стал её наносить в обратном ходе.
Верста «1328»(а) определена по карте левого берега, а верста «1328»(б) по карте правого.
Я склоняюсь, что реально существовал столб «1328»(а).
Поэтому получается, что расстояние 1328-1329 в реальности было больше 1-й версты (1067м) на 270 метров.
Думаю, что такая «ошибка» появилась потому, что пути на обоих берегах начали прокладывать ещё до постройки моста.
Т.е. реально забивались верстовые столбы, когда ещё нельзя было точно измерить расстояние м/у ними по причине отсутствия моста.
Конечно, с этим можно и не согласиться, так как в то время уже приборы позволяли довольно точно (с погрешностью, естественно) рассчитывать расстояния.
Но не исключены некоторые допущения, которые специально делались во время строительства моста по определённым причинам.
После того, как мост построили, то никто, естественно верстовые столбы не переставлял бы, так как это бы тогда пришлось бы делать на всём пути после «1329»-й версты.
В принципе, 270 метров особой погоды не играют в сравнении с длиной всего Транссиба. После разбивки путей на километры это допущение уже было устранено. Думаю, что прям вот все верстовые столбы не были демонтированы, а какие-то так и остались в земле со сбитыми табличками вёрст.
Так что, ниже предлагаю свою карту «трёх» вёрст в современных реалиях, как они были "тогда":
Я бы хотел ещё добавить кое-что относительно карты левого берега.
Ветка на причал нарисована начиная с отсчёта расстояний «3.». Думается, что это допущение, которое связано с тем, что на схеме не стали рисовать пересечение путей до стрелочного перевода. Если провести их далее до нуля, то получится, что стрелочный перевод совпадает с водокачкой, т.е. там их ещё и переключали, что логично по наличию домика.
Выводы:
1) Определил для себя вид верстового столба(в интернете тоже встречал людей, которые искали как он выглядел).
2) Показал, что фраза «на версте» означает отрезок пути, который не «ДО», а «ПОСЛЕ» соответствующего столба, в сторону больше версты.
3) Определил назначение столба на картине Пясецкого.
4) Определил время дня, в которое картина рисовалась.
5) Зафиксировал расположение трёх вёрст: 1327,1328,1329.
6) Выявил погрешность, которая возникла во время строительства (раскрыл тайну «третьей» версты, т.е. средней м/у 1327й и 1329й).
Напоследок ещё раз повторю свой вопрос, ведь ради него и была вся эта писанина:
Кто-нибудь помнит, где же эти вкопанные рельсы, которые там были обнаружены?
Вроде, как один там должен быть на насыпи, а второй где-то в другом месте.
Есть ли хоть один столб, который вблизи к указанному мною на 1328-й версте?
Конечно, ничего страшного, если они где-то в другом месте.
Это ведь всё ради забавы в конечном счёте написано.
Буду рад услышать любой ответ.
Спасибо.
P.S. По картине…
Мне одному кажется, что на переднем плане по насыпи к художнику поднимается корова (её голова уже рядом), которую сзади палкой погоняет мужчина, а рядом с ним ещё один идёт, а также ещё один сзади идёт?
Отредактировано VECTOR (02-05-2020 08:32:37)